на главную страницу

25 Сентября 2002 года

Армия и общество

Среда

Приоритеты флагмана,

или Почему первая курсовая задача становится иногда камнем преткновения для молодых офицеров

Контр-адмирал Юрий ЯРОШЕНКО, начальник управления боевой подготовки Тихоокеанского флота.



     Общеизвестно, что основа готовности кораблей к решению задач боевого предназначения состоит в строгом выполнении курсов подготовки. Ведь наряду с отрабатываемыми вопросами в них содержатся методические рекомендации по совершенствованию системы работы штабов, объединений, соединений... А главное – корабельных офицеров. Именно поэтому планировать боевую подготовку и отрабатывать ее планы целесообразно полным составом соединений. В том числе штатными корабельными группами со своими штабами, командирами, реализуя принцип «обучая других, учись сам».
     Однако в настоящий период организация и ведение боевой подготовки сопряжены с объективными трудностями. Понятно, что они напрямую связаны с происходящими в стране событиями. Во-первых, с экономическим спадом, который значительно ослабляет возможности строительства и поступления на флот новых кораблей, летательных аппаратов, вооружения и техники. Разрушение экономических связей между предприятиями привело к тому, что порой нет возможностей (запасных и ремонтных частей, комплектов) для восстановления ресурса техники и вооружения, восполнения использованного на боевую учебу практического оружия.
     Во-вторых, это ежегодная проблема недокомплекта кораблей и частей личным составом до положенных норм после увольнения в запас матросов и солдат, выслуживших установленные сроки военной службы.
     Жизнь и служба в таких условиях заставляют организаторов боевой подготовки думать над тем, как наладить учебу, чтобы каждое учебное мероприятие давало наибольшую отдачу. А значит, оправдывало затраченные финансовые, материальные средства. В этом случае, конечно, огромную роль играют тренажерная база, компьютерное обеспечение учебного процесса. Но, надо признать, они пока, к сожалению, не позволяют в полном объеме и качественно отрабатывать задачи боевой подготовки. Это касается в первую очередь корабельных расчетов, в состав которых входят все категории личного состава. И все же больше всего меня, пожалуй, волнует подготовка офицеров, которая оставляет желать лучшего.
     Недавно группа офицеров штаба флота работала на одном из кораблей первого ранга, который уже предъявил первую курсовую задачу и приступил к отработке второй. Офицеры штаба выявили, что на корабле в организации боевой подготовки нет приоритетов, не выделяются главные вопросы, нет механизма, который бы, образно говоря, двигал учебу моряков к новым показателям.
     Примитивно оформленная документация без должной штабной культуры, слабое использование средств малой механизации и другие недостатки явились своеобразным тормозом. Первая курсовая задача отрабатывалась длительное время, но должных результатов не было достигнуто. Естественно, это обеспокоило офицеров штаба. Они приняли соответствующие меры, оказали руководящему составу корабля конкретную помощь.
     На данном примере хотелось бы подчеркнуть, что порой на кораблях и подводных лодках приходится дважды в год отрабатывать первую курсовую задачу. Причин здесь вижу несколько: техническая неготовность кораблей, недокомплект личного состава... Есть и субъективная причина – это отсутствие достаточного практического опыта руководящего состава по отработке курсовых и специальных задач.
     Почему так получается? Прежде всего это объясняется неумением сосредоточить свои усилия на главном, отсутствием творческого подхода к делу, слабым знанием руководящих документов и слабой методической подготовкой. Именно эти недостатки характеризуют стиль работы некоторых молодых офицеров.
     Другой характерный недостаток – ослабление контроля со стороны командования кораблей и штабов соединений за сроками отработки курсовой задачи. Как обычно, офицерам не хватает времени на это. Замешкавшись с каким-то одним вопросом, они начинают затем торопиться, комкая уже все подряд, чем наносят большой ущерб качеству выполнения задачи. Чтобы избежать подобного, следует иметь четкий план-график. Именно этот документ позволяет управлять процессом отработки задачи. Большое искусство – уметь составить его, но не меньшее – претворить в жизнь. Хочу подчеркнуть одно: качественная отработка первой курсовой задачи закладывает основу для совершенствования методического мастерства офицеров корабля. Чем прочнее эта основа, тем весомее и эффективнее результаты боевой подготовки, тем выше уровень боевой готовности корабля.
     Известно, что основная форма боевой подготовки в море – тактическое учение, на котором отрабатываются вопросы тактики действий сил, и руководитель должен принять все меры, чтобы обеспечить двусторонность таких мероприятий. Система их подготовки аналогична методике и последовательности подготовки сил к бою. Ведь учиться в море обязаны все, даже самые опытные флагманы. Поэтому следует максимально усложнять отработку учебных вопросов не только для всего корабля, боевых частей, постов, но и для главного командного пункта, всех боевых расчетов, которые на данном выходе определяют степень решения курсовой задачи. Они в целом определены расписанием корабля, но дело в том, что в документах для них обычно нет ни нормативов, ни критериев отработки.
     Более тщательно мы, например, планируем боевую подготовку даже флагманского командного пункта (походного штаба). Чем это диктуется? Тем, что командующий (командир), находясь в море и обучая своих помощников, обязан проверить не только флагманский КП, но и свой береговой КП по управлению силами в море. А также прохождение команд и донесений, выполнение сигналов... Ведь береговые КП, как правило, ограничиваются лишь тем, что выдают «добро» на съемку, после чего, увы, не владеют обстановкой. Порой даже не знают, чем силы занимаются в море, с какими результатами и с какой эффективностью проводятся мероприятия.
     Важно подумать и о том, чтобы каждый человек в море был охвачен боевой учебой, а весь парк техники на корабле во время выхода – полностью задействован. Здесь большая нагрузка падает прежде всего на офицерский состав, который должен не только учить своих подчиненных и учиться сам, но и нести вахту, быть в составе дежурных расчетов (смен). Поэтому сама подготовка офицеров и наличие у них учебно-методических документов должны соответствовать задаче на выход. Именно в звене «ГКП корабля – боевая часть» надо подумать о создании такой тактической, морально-психологической обстановки, которая бы в полной мере соответствовала и учитывала все тонкости ведения боевых действий с вероятным противником именно в этом районе, где действуют в настоящий момент корабли.
     Подводя итог, отмечу, что в настоящее время у нас на
     ТОФе практически все командующие объединениями и командиры соединений руководствуются данной схемой планирования и ведения боевой подготовки. Однако лучше обстоят дела в объединении, которым командует вице-адмирал Михаил Абрамов. Здесь грамотно подошли к распределению материальных средств, ресурсов кораблей, их вооружения. Впервые тут все корабли и части выполнили задачи боевой учебы в том объеме, как это было запланировано. Более того, на сегодняшний день план БП летнего периода обучения уже выполнен. В данный момент завершается подготовка соединений и частей для выхода в море в составах группировок разнородных сил для отработки совместных задач. Но это будет уже итог всей боевой учебы года.
     Конечно, не везде все так хорошо и гладко. К сожалению, снизились показатели в планировании мероприятий БП объединения, которым командует контр-адмирал Виктор Гавриков. Работа там была проведена огромная, но очень часто происходили сбои в выполнении плана из-за недоработок отдельных должностных лиц. Это не раз приводило к срыву мероприятий, а порою и создавало в коллективе нервозную обстановку. И все же подводить окончательный итог еще рано, так как в этом объединении сейчас с особым рвением готовятся к новому сбор-походу. Каков будет окончательный результат, покажет море.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker