на главную страницу

26 Сентября 2002 года

Тема номера

Четверг

На своей земле

Как в Ингушетии обустраиваются гвардейцы-мотострелки

Андрей ПИЛИПЧУК.



Впервые за более чем десятилетний период в истории новой России на ингушской земле разместилась воинская часть Министерства обороны - гвардейский мотострелковый полк. До этого здесь находились только небольшие по численности пограничные заставы и подразделения МВД, а размещению армейских частей препятствовала позиция бывшего президента Ингушетии. Теперь на ингушской земле будет находиться воинская часть, готовая дать отпор каждому, кто осмелится посягнуть на стабильность и территориальную целостность России.

     
Поле – школа пехоты

...«Баргузин», свернув с трассы Грозный - Назрань, натужно урча вскарабкался по грунтовке на вершину холма. Водитель Лечи Дакаев, согласившийся подбросить меня из Грозного в этот полк, от увиденного ахнул. На огромной территории кипели строительные работы по возведению военного городка для мотострелков-гвардейцев. Более десятка кранов перетаскивали фундаментные блоки, вгрызаясь в землю, ревели бульдозеры, экскаваторы рыли котлованы, всюду суетились люди в оранжевых строительных касках...      - Я был здесь этой весной, - с восхищением поделился впечатлениями Лечи. - Тут, кроме пустоши и фермерского хозяйства, ничего не было. А теперь тако-о-е!..
     Среди массы строительных площадок, организаций и военстроевских отрядов с трудом нашли место для временной дислокации полка. Палаточный лагерь скрыт от постороннего взгляда в складках местности предгорья Главного Кавказского хребта. Рядом гудел движками самолетов республиканский аэродром «Магас» и вилась одноколейная железная дорога, ведущая в Грозный. Чуть ниже по склону раскинулось ингушское селение – станица Троицкая.
     Полк встретил барабанным боем. Полным ходом шли занятия по строевой и физической подготовке. Перед ровными рядами палаток на полевом плацу (выровненной и засыпанной щебнем площадке) стоял, наблюдая за ходом боевой учебы, исполняющий обязанности командира полка гвардии подполковник Валерий Люков. Договорились обстоятельно поговорить вечерком, в свободное от службы время.
     Валерий Филиппович рассказал, что согласно решению вышестоящего штаба первоначально на этом месте, в Сунженском районе Ингушетии, разместилось одно полковое подразделение, прибывшее с задачей охранять стройплощадку и готовить место для оборудования палаточного лагеря. Затем, в начале июня, ему на смену была выведена из Ачхой-Мартановского района Чечни батальонная тактическая группа полка (штатный батальон и подразделения усиления), которая расположилась здесь уже на постоянной основе.
     - Сейчас в Ингушетии перед нами стоит пять основных задач, - рассказывает гвардии подполковник Люков. - Первая – обеспечение проведения спецопераций на территории республики подразделениями МВД и другими силовыми структурами. Вторая – во взаимодействии с пограничниками не допустить возможного прорыва боевиков с территории Грузии. Третья – обеспечение безопасности прохождения через республику в Чечню колонн военной техники. Четвертая – проведение разведывательно-поисковых действий в зоне ответственности полка. И пятая – охрана и оборона нашего базового гарнизона.

     Заметки на полях
     Гвардии подполковник Валерий Люков сменил на должности командира полка Героя России гвардии полковника Романа Шадрина. Окончил военное училище в 1985 году. Офицерскую службу начал командиром взвода в Калининградской области. Здесь же принял командование ротой. Затем был назначен начальником штаба разведывательного батальона в Северной группе войск. После вывода из Польши прослужил 6 лет в должности начальника штаба и командира батальона в Твери. Затем в Закавказье - начальником оперативного отделения бригады и начальником штаба мотострелкового полка. После военной академии был направлен для прохождения службы начальником штаба полка в г. Прохладный. Перед назначением в этот полк служил начальником оперативного отдела дивизии во Владикавказе.


     В перспективе, когда будет полностью завершено строительство военного городка, сюда из бывшего пункта постоянной дислокации - города Владикавказа - прибудут остальные подразделения полка. А пока военнослужащие живут здесь в полевых условиях. Палаточный лагерь – это около 30 компактно установленных палаток для личного состава. Практически в каждой стоит телевизор. Везде - чистота и порядок. Дорожки вымощены каменной крошкой и оттрассированы булыжником, выбеленным известкой. Имеется здесь огороженный «колючкой» парк боевых машин, а также медицинский блок с изолятором и санпропускником, спортплощадка, полевой клуб и комната досуга, отделение хлебозавода, банно-прачечный комбинат, две бани для офицеров и солдат, душ, пункт питания, свой автохолодильник-рефрижератор и даже маленькое подсобное хозяйство – клетки с кроликами. Кроме того, решением комитета земельного хозяйства Ингушетии полку по соседству выделена территория под полигон, где со временем планируется построить танкодром, автодром и войсковое стрельбище.
     Словом, подразделения полка сейчас разместились в Ингушетии точно так же, как батальонные тактические группы в Чечне. Охрану полкового расположения и стройплощадки осуществляют заставы – взводные опорные пункты. Плюс патрули и караул. Единственное отличие от чеченского варианта – вокруг нет минных полей. Территория-то мирная.
     - Здесь интереснее служить, - высказал свое мнение гвардии рядовой Александр Чоповенко, который 8 месяцев назад был призван в армию из Курской области. - По крайней мере, не скучно – много работы, постоянно идут занятия, бывают учения и боевые тревоги...
     Что полку действительно скучать не приходится – это факт. Распорядок дня, как и в обычных воинских частях, - зарядка, утренний осмотр, развод, занятия… Плюс ежедневно выделяются команды для подготовки застав и палаточного лагеря к зиме. Другая часть подразделений выполняет боевые задачи в составе войсковой маневренной группы, а также несет караульную службу.
     - Жить в полевых условиях – это нормально, - считает командир батальона гвардии майор Сергей Пузиков. - Мы здесь и документацию оформляем, и работаем, и службу несем, и боевую учебу не забываем. Для пехоты лучшей школы, чем поле, нет.
     
Надо, так надо

     ...Ожидая попутную машину на одну из застав, пришлось коротать время в палатке, обозначенной биркой «Комната досуга». На глаза попался плакат с девизом полка: «Прошли мы трудный путь и честь мы сохранили». В реальности этого лозунга мне очень скоро пришлось убедиться, побывав на объектах несения службы и беседуя с военнослужащими.
     Застава № 1, куда мы подъехали вместе с начальником штаба полка гвардии подполковником Владимиром Елкановым, расположена на подъезде к стройплощадке и оборудована по типу «Улитка». В задачу ее маленького гарнизона входит охрана и оборона военного городка.
     Работа здесь просто кипела! Около 30 солдат активно орудовали лопатами и молотками. Вокруг - высокий земляной вал с бойницами и капонирами для боевой техники. Внутри – столовая, умывальник на 10 человек, блиндаж для боеприпасов, врытые в землю по крышу палатки для солдат, наблюдательный пункт и многое другое, необходимое для автономного проживания взвода и ведения круговой обороны в случае нападения врага.
     - Скоро тут будет настоящий оазис, - показывая свои владения, рассказывает командир роты гвардии старший лейтенант Виталий Мачихин. - Даже когда перейдем в стационарный городок, например, мне, холостому, будет намного уютней находиться на заставе, чем жить в «общаге». Хотя, конечно, служба здесь тоже не сахар. Круглые сутки находишься в состоянии напряжения.
     Разговаривая с солдатами и офицерами полка, для себя отметил, что, несмотря на трудности, никто не ропщет и не жалуется.
     - Мной недавно проведено анонимное анкетирование всех здешних подразделений, - подтвердил мои наблюдения прибывший из вышестоящего штаба для оказания помощи психолог дивизии подполковник Вячеслав Бурдюгов. - Анализ солдатских ответов впечатляет. Артдивизион и мотострелковый батальон получили наивысшую, какая только может быть, оценку по уровню морально-психологической устойчивости. Остальные подразделения – удовлетворительную. Отсюда вывод - военнослужащие этой батальонно-тактической группы готовы выполнить любые боевые задачи.
     - И это несмотря на то, - подключился к разговору начальник штаба полка гвардии подполковник Владимир Елканов, - что подразделения сейчас разбросаны в семи разных местах дислокации. Одни выполняют задачи на горном полигоне, другие здесь, и так далее. В таких условиях, чтобы сохранить боеготовность, необходимы сильные офицеры. Особенно ротные и комбаты, способные самостоятельно выполнять задачи и поддерживать дисциплину.
     В настоящее время полк полностью укомплектован офицерами. В том числе в звене взвод - рота. Недавно сюда для прохождения дальнейшей службы прибыли 42 лейтенанта. Правда, 50 процентов из них - так называемые «пиджаки». То есть не кадровые офицеры, а окончившие гражданские вузы.
     - И если бы не учебные сборы молодых офицеров, проведенные перед отправкой их в войска на базе 58-й армии, - считает подполковник Елканов, - это могло негативно сказаться в дальнейшем на качестве обучения солдат.
     Кстати, в полку очень мало солдат по контракту. Всего около 5 процентов. Остальные - «срочники». Причем на территории Ингушетии, как и в Чечне, находятся только те из них, кто прослужил не менее полугода. А молодые солдаты пока проходят обучение на горном полигоне 58-й армии.
     Офицерам служить на новом месте, безусловно, очень нелегко. Их семьи остались во Владикавказе. В таком режиме командному составу придется работать до завершения строительства военного городка, который строители обещают сдать только к концу следующего года. Правда, в подразделениях существует график отдыха офицеров, согласно которому каждому из них раз в неделю выделяется выходной. Если, конечно… позволяет ситуация. Кроме того, военнослужащим полка пообещали в ближайшее время приравнять их денежное довольствие к тому, что получают в 42-й дивизии, в северных районах Чечни. Да и с квартирами в Ингушетии будет попроще. Сейчас уже заложены фундаменты под 9 общежитий и 2 многоквартирных дома для офицерских семей, рассчитанных на проживание 300 человек в каждом.

     Заметки на полях
     Гвардейский Фастовский ордена Ленина, Краснознаменный, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого мотострелковый полк свой боевой путь начал в годы Великой Отечественной с обороны Москвы. С боями прошел Косую гору, Козельск, Тамбов, Волчанск, Курск, Житомир, Проскуров, Раву Русскую, Пшетбуш и Герлиц. Победное шествие завершил в Берлине. В новейшей истории России офицеры и солдаты полка участвовали в ряде локальных вооруженных конфликтов, в том числе в двух чеченских кампаниях. Многие за доблесть и героизм награждены орденами и медалями, а 4 военнослужащим полка присвоено звание Герой Российской Федерации.

     
С ингушами контакт налажен

Ситуация в Ингушетии пока стабильная. Несколько раз военнослужащим полка пришлось почувствовать близость воюющего региона - соседней Чечни. Как-то им дали приказ находиться в часовой готовности на выдвижение в район, где неизвестные вели интенсивную стрельбу. Однако на выполнение боевой задачи так и не вышли. Получили команду «Отбой тревоге». Другой случай произошел недавно. Подразделение со средствами усиления было переброшено к границе с Чечней, близ станицы Нестеровская. По разведданным, там появилась банда боевиков. Но, к счастью, эта информация не подтвердилась.      - Вообще здесь спокойнее, чем в Чечне. В первое время даже как-то не по себе было. По ночам так тихо, что слышны трели сверчков, - делится своими наблюдениями гвардии рядовой Сергей Борисов.
     - С местным населением у нас завязались довольно-таки тесные контакты, особенно с администрацией и правительством республики, - рассказывает заместитель командира полка по тылу гвардии подполковник Николай Коршунов. - Сейчас здесь сильная власть. Меня, как зампотылу, в любое время принимают в правительстве и помогают решать все наши проблемы. Когда мы впервые ступили на ингушскую землю, нас лично встретил президент республики Мурат Зязиков. В приветственном слове он тогда сказал: «Вы пришли не на вражескую территорию, а на российскую землю, к себе домой».
     Подтверждением доброго расположения местной власти к мотострелкам стало проведение временных линий электропередачи и водопровода к палаточному лагерю и стройплощадке. Теперь ночью в полку почти так же светло, как и днем. В таких условиях караулу и ночным патрулям легче охранять базовый лагерь и боевую технику.
     Когда же при обустройстве полка встали вопросы о выделении территории для возведения военного городка и строительства полигона и соответственно порядке оплаты за эту землю, президент республики Мурат Зязиков воспротивился самой постановке этого вопроса. Он сказал: «Это же наша Российская армия, поэтому о какой оплате здесь вообще может идти речь? Необходимо выделить землю бесплатно».
     Кстати, полк разместился на бывших землях ингушского фермера. С ним мне довелось встретиться на строительной площадке.
     - Вот пришел посмотреть, что здесь происходит, - как бы извиняясь за свой визит, говорит Салман Бориев. - Теперь ведь это не мои угодья. Хотя я абсолютно не жалею, что помог нашим солдатам. Видимо, так было угодно Аллаху, потому что, по большому счету, земля не может принадлежать кому-то, а только Всевышнему...
     В общей сложности Салман передал в распоряжение полка чуть менее 105 га своих личных владений. Правда, и власти его тоже не оставили в обиде – выделили практически такой же по площади участок в 50 километрах севернее, оформив компенсацию в размере около миллиона рублей за утерянный урожай.
     Военные также не остаются в долгу перед местным населением. Когда в июне на ингушскую землю пришла беда и началось наводнение, гвардейцы на бронетехнике помогали вывозить людей и их имущество. В том числе из практически полностью затопленной станицы Троицкой, которая находилась по соседству. Хотя мотострелки в это время сами терпели бедствие. Палаточный лагерь полка тоже сметали водяные потоки и сели, идущие с гор...
     
Строительная площадка

     «Вира, вира давай!» - рабочий, придерживая бетонный блок, ползущий вверх на стальных стропах, направляет его в сторону постепенно растущего фундамента солдатской казармы. Пытаясь перекричать скрежет и урчание крана, пробую выяснить, где найти начальника строительства. Сквозь шум с трудом понимаю, что идти надо к синему вагончику, стоящему в ближайшей лесополосе.
     По дороге удалось выяснить, что строительством полкового военного городка руководит полковник Александр Хандюк. Однако в вагончике его не оказалось.
     - Вообще-то, Александра Андреевича сейчас тяжело застать на месте, - вызвался помочь мне начальник оперативной группы КЭУ СКВО по обустройству полка подполковник Игорь Кужелевич. - У него слишком плотный график работы, ведь руководит он организацией, которая является главным подрядчиком строительства. А мы - заказчики.
     Со слов моего собеседника узнал, что строительство здесь ведется в две очереди. В первую – к концу этого года, планируется завершить возведение двух казарм, штаба, котельной, достроить ограждение территории полка и КПП, а также подвести газ. А во вторую - до 31 декабря 2003 года, все остальные объекты.
     Кстати, помимо военных строителей здесь ведут работы и гражданские организации. В том числе и одна ингушская. Это «Югнефтегазстрой». Ее генеральный директор Ахмед Измайлов очень доволен, что выиграл тендер и дал работу 150 своим подчиненным. Теперь они будут заниматься газо- и электроснабжением городка. Общая же численность местных жителей, получивших рабочие места на строительстве военных объектов, составляет 195 человек.
     - К сожалению, проектно-сметная документация пока утверждена только на этот год, - показывая стройку, продолжает рассказывать подполковник Кужелевич. - Да и то, мы просили около 600 миллионов рублей, чтобы заложить фундаменты сразу на всех объектах городка, а также на подведение коммуникаций и выполнение плана первой очереди, а дали только 300. Придется экономить. В итоге до конца 2003 года нами планировалось освоить около 2 миллиардов рублей. Но, по-видимому, и их также урежут вдвое. Однако если хотя бы эти средства будут перечислены вовремя, то я уверен, что строительство городка завершится в срок.
     Всего же в военном городке планируют построить 16 казарм, парк боевых машин, штаб, солдатскую столовую с обеденным залом на 1.100 человек, водозаборное и очистительное сооружения, 9 общежитий, 2 жилых многоквартирных дома, складские помещения и еще несколько объектов, необходимых для обеспечения автономной жизнедеятельности военного городка. Словом, для военнослужащих полка здесь будут созданы все условия, чтобы бытовая неустроенность не мешала выполнению боевых задач.
     

Материал подготовлен при содействии правительства Чечни и лично и.о. председателя правительства Ингушетии Виктора Андреевича АЛЕКСЕНЦЕВА.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker