на главную страницу

26 Сентября 2002 года

Пульс планеты

Четверг

ВЫБОРЫ СОСТОЯЛИСЬ. БУНДЕСВЕР ЖДЕТ

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ, «Красная звезда».



22 сентября в Германии прошли выборы в бундестаг, на которых победили социал-демократы и «зеленые», набрав в общей сложности 47 процентов голосов избирателей. «Красно-зеленая» коалиция парламента прежнего созыва во главе с федеральным канцлером Герхардом Шредером осталась у руля власти и на этот раз. Шредер и министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер от партии «зеленых» уже заявили о решимости продолжить прежний курс. И бундесверу здесь отводится не последнее место.

В настоящее время стремление ФРГ стать самостоятельным центром силы и влияния путем усиления германского фактора в политических, экономических и военно-стратегических процессах в Европе и мире в целом является важнейшим показателем, определяющим характер и направленность развития военно-политической обстановки на ближайшую перспективу как минимум в Европейском стратегическом районе. Активная внешняя политика руководства страны имеет целью упрочить связи внутри ЕС и НАТО при обязательном условии четкого разграничения функций обеих организаций, особенно в области урегулирования конфликтов. Кроме того, все большее количество политических средств задействуется для повышения роли и ответственности в вопросах национальной и континентальной безопасности.      Наиболее сильно эти тенденции проявились в течение последних четырех лет, когда страной правила так называемая «красно-зеленая» коалиция. Обе партии после прихода в 1998 году к власти кардинально изменили свои приоритеты в отношении вооруженных сил и области их применения и стали на путь повышения престижа государства не только экономическим, но и военным путем. Не случайно было выдвинуто положение о «Расширенном понятии безопасности» - безопасности, которая выходит за пределы обороны страны и даже обороны зоны ответственности НАТО. Выдвинув этот тезис, ФРГ легализовала свою возможность вести военные действия повсюду в мире, хоть и не в одиночку, а в рамках союзов и международных организаций, например ООН. Нынешний канцлер ФРГ так высказался по этому поводу: «Изменение германской внешней политики и политики безопасности началось с... участия в войне в Косово. Наши партнеры больше не приемлют того, чтобы мы выдавали лишь чеки».
     По замыслу руководства ФРГ, функция восстановления мира в кризисных районах посредством задействования бундесвера оценивается как «стержневая» в новых геополитических условиях. Именно такая постановка проблемы способствовала в свое время коренному изменению предназначения вооруженных сил страны. А тут добавилась еще и борьба с терроризмом. Естественно, что и в этом бундесвер не согласился на вторые роли. Результат налицо – немецкие военнослужащие в настоящее время разбросаны по Африке, Балканам, Азии (свыше 10.000 человек). Например, Германия, на протяжении нескольких месяцев руководившая миротворческой операцией в Македонии, только недавно официально передала командование Нидерландам. А теперь совместно опять-таки с Нидерландами готова возглавить с начала нового года миротворческий контингент в Афганистане. Как считают в германской столице, необходимо, чтобы присутствие бундесвера ощущалось во всем мире.
     Вместе с тем ФРГ пока против присоединения к «священной войне» США в Ираке. Правда, наблюдатели отмечают, что эта позиция продиктована лишь конъюнктурными интересами предвыборных дебатов и обещаний социал-демократами и «зелеными». Однако уже после победы Герхард Шредер заявил, что «не намерен изменять свое негативное отношение к американским планам военной операции против Ирака». Новый министр обороны Петер Штрук в свою очередь отметил, что в случае начала силовой акции находящиеся на данный момент в Кувейте немецкие бронетранспортеры химической разведки участия в операции не примут и будут выведены из региона. Следует отметить, что нежелание ФРГ поддержать США в силовой акции против Ирака привело к возникновению определенного напряжения в отношениях двух стран. Особенно после заявления министра юстиции Германии Херты Дойблер-Гмелин о политике президента США, которую она сравнила с «методами нацистов». Госсекретарь США Колин Пауэлл попытался как-то разрядить обстановку, заявив, что «...отношения между США и Германией будут оставаться крепкими. Думаю, они будут укрепляться и дальше». «Это один из наших ближайших друзей», - подытожил он. Тем не менее уже после этого министр обороны США Дональд Рамсфелд отказался от встречи со своим немецким коллегой в Варшаве.
     Как бы там ни было, «красно-зеленая» коалиция намерена продолжать прежнюю политику безопасности и обеспечение бундесвера необходимыми финансовыми средствами для выполнения «важных миротворческих задач за рубежом». Не изменит она и направление военной реформы. Согласно ей бундесвер сократится с 320 до 200 тысяч человек, из которых более тридцати будут задействованы в силах быстрого реагирования (СБР) Европы. Армия перейдет на хозрасчет, военный бюджет увеличен не будет. Оснащение новейшим вооружением коснется в большей части высокомобильных соединений СБР и создаваемого Еврокорпуса. Незначительные новшества произойдут в порядке прохождения службы офицерским и сержантским составом.
     

На снимке: танковая колонна бундесвера в Косово.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker