на главную страницу

27 Сентября 2002 года

Пятница

Стражи земли русской

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник Управления воспитательной работы ФПС РФ генерал-лейтенант Владимир Забаровский

Владимир МОХОВ, «Красная звезда». Фото Павла ГЕРАСИМОВА.



- Владимир Иванович, сегодня исполняется 80 лет со дня создания органов, на которые в свое время была возложена задача воспитания военнослужащих границы…
     - Вы совершенно правы. Кстати, мы отмечаем еще и 10-летие воспитательных структур собственно в ФПС России. А вообще-то говоря, история нашего Отечества достаточно богата на памятные даты, и история службы на его рубежах в этом смысле тоже не исключение. Тем более если учесть, что любое государство начинается с границы, а крупнейшие наши историки давно уже отмечали, что становление рубежей древнерусского государства было одним из важнейших факторов роста самосознания нашего народа. Конечно, пограничники – это только часть народа, но не случайно известный всем нам с детства былинный Илья Муромец особенно дорог именно солдатам и офицерам в зеленых фуражках как один из первых «порубежников» русской земли. И служить на богатырскую заставу пришел он по воле князя и объединявшихся славянских племен. Так что согласимся: с годами и веками на границе менялось многое, но обеспечение неприкосновенности рубежей страны всегда оставалось одним из важнейших направлений государственной политики еще с древнейших времен.
     - Видимо, для выполнения этой задачи одного только ратного профессионализма на границе всегда было недостаточно?
     - Безусловно. Есть качества, без которых ни солдат, ни даже молодой офицер не может считаться состоявшимся пограничником. Чувство границы, высочайшая личная ответственность, безусловное доверие к товарищам и постоянное напряженное ожидание – вот отличительные черты пограничника. Но в характере эти и другие важные качества появляются не сами по себе, а целенаправленно и постоянно формируются. Как правило, формируются уже в ходе службы. Главная же роль в этой работе всегда отводилась и отводится воспитательным структурам. Как бы ни менялась терминология, характеризующая это направление работы - комиссар, политрук, замполит, воспитатель, но офицеры, избравшие эту стезю, были и остаются надежными помощниками командиров в формировании лучших качеств военнослужащего: веры в себя и свое оружие, взаимовыручки, гражданской позиции, преданности своему делу, патриотизма.
     - Помнится, еще не так давно слово «патриотизм» было чуть ли не ругательным…
     - Да, я понимаю, о чем вы говорите. «Патриотизм – последнее прибежище негодяев», «эта страна» и тому подобное... Мне лично кажется очевидной ущербность тех, кто, будучи не в состоянии что-либо прочувствовать или понять, готов это непонятное предать профанации. Но что уж тут скажешь… Можно посочувствовать ограниченности таких людей. А можно провести аналогию с подростковыми комплексами, когда красивая, изящная, трепетная, но не реализованная влюбленность компенсируется пошлыми анекдотами. Детским психологам это хорошо знакомо. Впрочем, для взрослых людей это вопрос, скорее, не психологии, а психиатрии, потому что для нормального человека патриотизм - столь же органичное и полное чувство, как любовь к спутнице жизни, к своим детям и родителям… Конечно, при этом надо отличать патриотизм от ура-патриотизма.
     - Насколько глубоко уходит в прошлое история воспитательных структур границы?
     - Воспитательные структуры для границы впервые в России были созданы в годы Советской власти. До октября 1917 года в Отдельном корпусе пограничной стражи (ОКПС) России эти задачи решали непосредственно командиры и начальники, а также представители духовенства, которые занимались духовно-нравственным воспитанием пограничников. Правда, в отличие от военного ведомства в ОКПС формирование института военного духовенства завершено не было. После же 1917 года в советской пограничной охране на базе старого ОКПС с использованием его кадрового состава начал формироваться принципиально новый институт работы с личным составом пограничной охраны – институт военных комиссаров. Практика работы этого института - своеобразная предыстория образованных впоследствии структур политико-воспитательной работы на границе.
     - Но исходной датой для вас является все-таки 1922 год?
     - Совершенно верно. Исходная дата - 1922 год, 27 сентября, когда охрана границы в полном объеме была передана в ведение ГПУ и был создан Отдельный пограничный корпус войск ГПУ. Было положено начало и формированию единой системы органов воспитательной работы в виде политических отделов, помощников командиров и начальников всех степеней по политической части. В сентябре 1922 года был создан также и политотдел войск ГПУ, который возглавил политико-воспитательную работу в Пограничных войсках. Можно утверждать, что для границы именно в это время завершился этап военных комиссаров.
     Кстати говоря, история наших воспитательных структур имеет общие корни с историей органов воспитания Вооруженных Сил. Более того, до 1924 года Политуправление РККА осуществляло руководство политико-воспитательной работой и в войсках ОГПУ. Однако к этому времени новая пограничная охрана и ее органы управления уже в достаточной степени сформировались, а ее задачи приобрели настолько специфический характер, что появились возможность и необходимость предоставить воспитательным структурам границы самостоятельные функции.
     Что касается дальнейшего советского периода, то теория и практика воспитания личного состава Пограничных войск прошли достаточно сложный и неоднозначный путь. Будем объективными - функционировала очень эффективная система воспитания военнослужащих, а накопленный опыт и сегодня имеет самое серьезное значение, требует анализа и изучения.
- Владимир Иванович, как складывалась судьба пограничных воспитательных структур в 90-е годы?
     - Реформы политической и экономической системы государства вызвали серьезные, если хотите, коренные изменения Пограничных войск и всей системы воспитательной работы. В конце августа 1991 года в стране были упразднены военно-политические органы, в том числе и в Пограничных войсках. В течение последующих пяти лет формировалась новая идейно-политическая основа системы воспитания военнослужащих российских Пограничных войск. В эти годы в войсках соответственно действовали военно-политические отделы, отделы социально-правовой работы, отделы по работе с личным составом и, наконец, в феврале 96-го были созданы отделы воспитательной работы.
     Кстати, именно в этот период у нас получила новый импульс в своем развитии система сил и средств воспитательной работы. К примеру, были созданы центральная Пограничная киновидеостудия и киновидеогруппы в округах и группах войск; начали выходить обновленный журнал «Вестник границы России», центральная газета погранвойск «Граница России», журнал «Пограничник Содружества». На новой нормативной базе был сформирован ряд общественных организаций Пограничных войск. Было налажено доброе и важное для нас взаимодействие с российскими общественными объединениями, религиозными конфессиями.
     - Если не ошибаюсь, устоявшийся ныне термин «морально-психологическое обеспечение» обрел в вашей работе юридический, скажем так, статус где-то в конце 90-х?
     - Да, жизнь потребовала определенного прорыва в формировании системы нашей работы. Объективную потребность в этом обусловила целая группа глубинных факторов. В их числе и ряд недостатков - отставание от требований военной теории и практики, кардинальное изменение военно-политической ситуации в мире, а также особенности политической, социально-экономической и морально-психологической обстановки в стране.
     В апреле 1997 года было принято принципиальное для нас решение - подписан приказ «О введении морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности органов и войск ФПС России». Основными слагаемыми морально-психологического обеспечения стали информационно-воспитательная, психологическая, военно-социальная, культурно-досуговая работа, а также защита личного состава от негативного информационного и психологического воздействия. Для реализации этих задач была разработана новая нормативная база, проведены соответствующие организационно-штатные мероприятия, принят ряд других безотлагательных мер.
- Как бы вы оценили результаты работы офицеров подчиненных вам структур за последние годы? Я имею в виду прежде всего непосредственно границу...
     - Время в основном подтвердило целесообразность и принятых решений, и избранных направлений работы. Свидетельствуют об этом прежде всего факты подлинного мужества и героизма наших солдат и офицеров на границе. В числе Героев Российской Федерации - 17 пограничников. Еще 15 тысяч наших военнослужащих награждены орденами. Только в прошлом году кавалерами орденов и медалей Российской Федерации стали 550 пограничников, а ведомственными наградами награждены около 29.000 человек.
     А конкретных примеров самоотверженности очень много. На Северном Кавказе ценой жизни восьми солдат и офицеров Итум-Калинского погранотряда была надежно перекрыта Государственная граница в ущелье Кериго. Группа боевиков-террористов, в том числе и иностранных наемников, вторгшихся из Грузии на территорию России, в очередной раз получила жесткий отпор. Террористы не только не смогли проникнуть на равнинную часть Чечни, но и понесли крупные потери. Замечу, что показания захваченных пограничниками в плен боевиков впервые вынудили официальный Тбилиси признать наличие террористов на своей территории.
     Почти ежедневно вступают в боестолкновения пограничники на таджикско-афганской границе, где они сдерживают потоки наркотиков и оружия от проникновения в Россию, страны СНГ и Европы. Только в сентябре этого года ими задержано около 273 кг наркотических веществ, в том числе около 185 кг героина, свыше 70 кг опия и до 16 кг гашиша.
     Так что на границе место подвигу находилось всегда. И в повседневных буднях пограничных авиаторов, и у наших пограничных моряков в схватках с браконьерами. ...Чтобы обо всем рассказать, нужно очень много времени. Но главное – это то, что везде экзамен на верность национальным интересам государства пограничники сдают успешно. Сдают каждый день и иногда – ценой своей жизни.
     - Последний вопрос, Владимир Иванович. Какие проблемы стоят перед воспитательными структурами границы сегодня?
     - Эти проблемы ставит жизнь, подсказывает опыт нашей работы. К примеру, очень многоплановый и очень своевременный комплекс задач сформулирован в утвержденной недавно Президентом России Программе перехода Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания. Особо выделю актуальные вопросы правопорядка, поскольку для нас они важны еще и потому, что недавно было принято решение о возвращении нашим воспитательным структурам функций по учету и анализу воинской дисциплины. Кстати говоря, принципиальный анализ уже проделанной работы, нерешенных проблем, их причин и следствий был проведен на состоявшейся недавно коллегии ФПС России. На ней же были определены и первоочередные меры по дальнейшему улучшению деятельности органов военного управления и должностных лиц по организации морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности войск и органов пограничной службы Российской Федерации на период до 2005 года.
     Так или иначе, но любые задачи решают люди. И есть твердая уверенность, что нынешнему поколению офицеров-воспитателей эти задачи вполне по плечу. Главное, что сегодня проблемы границы не остаются вне внимания Президента, вне внимания государства и нашего народа. В чем, кстати, большая заслуга и тех средств массовой информации, для которых патриотизм никогда не был «последним прибежищем». Так что искреннее спасибо «Красной звезде» за постоянное внимание к нашим общим проблемам…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker