на главную страницу

27 Сентября 2002 года

История Отечества. Имена

Пятница

Небо помнит его

Петр КОРОТЕЦКИЙ, «Красная звезда».



28 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Владимира Михайловича Мясищева - известного авиаконструктора, доктора технических наук, Героя Социалистического Труда, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. Он был отмечен Ленинской премией, награжден 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова II степени, Трудового Красного Знамени, многими медалями.      Сухие строки биографии известного авиаконструктора вобрали в себя немало взлетов, радостных и печальных страниц. После окончания МВТУ в 1926 году Мясищев начал работать в КБА Туполева, в 1934 году назначен начальником бригады экспериментальных самолетов конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ. В 1938 году был необоснованно репрессирован и до 1940 года находился в заключении, продолжая при этом работать в ЦКБ-29 НКВД: сначала в отделе Петлякова, а затем там же (и после освобождения) возглавлял КБ по созданию дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102.
После Великой Отечественной войны возглавил кафедру проектирования самолетов. В 1951-м назначен руководителем Опытно-конструкторского бюро № 23, а через пять лет - генеральным конструктором. С 1960 до 1967 год Владимир Михайлович был начальником ЦАГИ, затем на протяжении десяти лет - генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ), которому присвоено его имя. Чтобы понять разносторонние грани таланта конструктора, достаточно перечислить названия самолетов, в разработке и создании которых принял участие В. Мясищев: ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 «Максим Горький», Пе-2Б, Пе-2И, Пе-2М, ДИС, ДБ-108, М-4, 3М, М-50.      Специалисты-мясищевцы в последние годы вписали в свой актив самолет М-17 «Стратосфера», высотный самолет М-55 «Геофизика» (на снимке), оказавшиеся на голову выше американского ER-2 и немецкого У-2, а также турбовинтовой самолет бизнес-класса М-101Т «Гжель», отличающийся возможностью эксплуатации с грунтовых аэродромов и экономичностью расхода топлива. Коллектив ЭМЗ разработал транспортную воздушную платформу ВМ-Т «Атлант», на которой осуществлялась транспортировка космической системы «Энергия-Буран» на космодром Байконур. Здесь спроектирован легкий многоцелевой самолет М-102 «Дуэт», сельскохозяйственный самолет М-500, двухдвигательный самолет М-201 «Сокол», разработан типоразмерный ряд самолетов М-60 нового поколения. Накоплен опыт разработки аэростатических аппаратов типа дирижабль и вертостат. Продолжаются работы по созданию бортовых комплексов и выпуску самолетов-ретрансляторов. Словом, дело, начатое известным авиаконструктором В. Мясищевым, сегодня живет и находит свое продолжение в новых летательных аппаратах.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker