на главную страницу

27 Сентября 2002 года

Пульс планеты

Пятница

Вашингтон пересматривает приоритеты

Об основных направлениях строительства нового миропорядка по-американски

Сергей ГРИНЯЕВ, кандидат технических наук.



В последнее время администрацией США были определены ключевые подходы к построению модели нового миропорядка. Об этом свидетельствуют как ряд заявлений высокопоставленных американских чиновников, так и новая стратегическая доктрина США, ставшая на днях достоянием гласности, некоторые другие документы официального Вашингтона. Если обобщить содержащиеся в них положения, то можно выделить семь основных направлений, которые, по мнению американцев, определяют состояние и перспективы становления нового мирового порядка.

     Первым и важнейшим из них, стержнем, вокруг которого должна строиться новая система мироустройства, служит объявленная США кампания по борьбе с международным терроризмом. По словам президента США, «каждая страна должна знать, что война с террором для Америки является не просто политикой, а настоящим обетом». Война с международным терроризмом стала для американской администрации важнейшим поводом, позволяющим ей вплотную подойти к трансформации вооруженных сил и всей системы обеспечения национальной безопасности США. В этой связи следует отметить, что в последнее время американские военные эксперты постоянно подчеркивают, что Америке приходится вести войну нового типа, принципиально отличную от всех войн прошлого. Как заявил заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц, «это - уникальная война. Она уникальна тем, что мы продолжаем вести боевые действия за рубежом, в то время как у нас дома сохраняется угроза нападения... Она уникальна тем, что она носит гораздо более изощренный и сложный характер, чем война в привычном для нас понимании этого слова. Ее уникальность состоит в том, насколько быстро она приняла такие масштабы... Она уникальна и тем, что эту войну приходится вести не только военными, но и многими другими средствами». В свою очередь министр обороны США Дональд Рамсфелд отмечал, что «мы наблюдаем появление нового поля боя... конфликтов иного типа».
     При этом американские военные эксперты почти едины во мнении, что в будущем основная угроза будет исходить не от регулярных армий, поскольку США нет достойного противника, а от всевозможных террористических, криминальных и других организаций, в том числе негосударственных, участники которых объединены в некие сетевые структуры. Подобные организации не имеют четкой иерархической структуры подчиненности, зачастую не имеют единого руководства, координируют свою деятельность с использованием средств глобальных коммуникаций. Отличительной особенностью таких структур является наличие единой стратегической цели и отсутствие четкого планирования на тактическом уровне. Примером такой организации является «Аль-Каида». Для достижения победы в противостоянии с таким врагом эксперты рекомендуют вести сетевую войну.
     Считается, что в сетевой войне, о которой в прессе начали говорить еще в 1993 году, победа в меньшей степени зависит от силы оружия, чем от информации и связи, а эти компоненты «выгодно отличают сетевые организации от их иерархических аналогов», каковыми являются традиционные армии. Сегодня приблизительно 90 процентов усилий, прикладываемых США для разрешения конфликтов, как отмечают в Америке, ориентированы на военные операции с участием государств. Такая политика понятна-де в той мере, насколько «хорошо мы знаем, как себя вести в отношении тех или иных государств-наций, но этого нельзя сказать о сетевых организациях». Исходя из этого, сегодня США не волнует тот факт, что у России есть тысячи ядерных боеголовок, так как они всегда могут нанести ответный удар, но они не могут применять ядерные ракеты против негосударственной организации, ячейки и связи которой разбросаны по всему миру, в том числе и в самих США. Невозможность принятия ответных мер делает, по мнению экспертов, неэффективной политику убеждения не применять оружие такого вида, что, мол, и ведет к трансформации понятия «стратегическое сдерживание».
     О возможности отказа от стратегического сдерживания впервые заявил президент США в своем выступлении перед выпускниками военной академии в Вест-Пойнте 4 июня текущего года. По словам президента США, прошло то время, когда была возможность предотвращать конфликты путем устрашения противника применением силы. Сегодняшняя обстановка, подчеркнул он, не терпит промедления в принятии решений, поэтому США в будущем будут ориентироваться на упреждающее применение силы против вероятного противника. И эта идея уже нашла свое воплощение в стратегической доктрине США, где записано положение о возможности нанесения американскими вооруженными силами превентивных ударов. А для выполнения этой задачи руководство военного ведомства США сегодня пересматривает подходы ко многим научно-техническим проектам по созданию новейших образцов военной техники. Многие из проектов, которые не удовлетворяют концепции сетевой войны, закрываются.
     Объявив приоритетом борьбу с международным терроризмом, американская администрация тем не менее внимательно следит и за возможными соперниками США на мировой арене. И здесь на первый план она выводит Китай. Как считают американские эксперты, Пекин в ближайшие десятилетия может реально претендовать на ведущую роль не только в регионе, но и в мире, где его интересы непременно столкнутся с интересами США. В частности подчеркивается, что это может произойти при решении тайваньской проблемы. В докладе, сделанном командующим Тихоокеанским командованием США адмиралом Д. Блером в феврале текущего года, отмечается, что «сохраняется угроза применения силы со стороны Китая» в отношении Тайваня – главного союзника США в Тихоокеанском регионе. Пекинский режим, по словам адмирала, «устанавливает ракеты на боевые позиции и проводит модернизацию своих вооруженных сил, не скрывая, что это делается для устрашения Тайваня». В этих условиях для США, по мнению Вашингтона, крайне важно как можно быстрее занять наиболее выгодные позиции для возможного противостояния с КНР. В настоящее время это достигается под прикрытием антитеррористической операции. Продвигаясь в избранном направлении, США стремятся закрепиться в Центрально-Азиатском регионе и на Филиппинах, где уже создаются американские военные базы.
     Вторым направлением, определяющим состояние и перспективы современного мира, является, исходя из американских документов, глобализация. Она, по словам представителей администрации США, нужна и полезна прежде всего Америке. Однако в Вашингтоне понимают, что глобализация имеет и оборотную сторону. Международный терроризм - это не единственный вызов, который бросает глобализация. Провал аргентинской экономики, самоизоляция ряда стран, таких, как Северная Корея, а также увеличение разрыва между странами в использовании современных технологий - все это говорит-де о том, что необходимо настойчивее заниматься задачами интеграции мира в современную экономическую и политическую систему. Поэтому делается вывод о необходимости сделать так, чтобы страны поняли те выгоды, которые глобализация несет с собой им и их гражданам, и отказались от действий, которые направлены против этой политики.
     Третье направление - это демократизация. Формирование гражданского общества на принципах демократии – ключевой фактор успеха в развернутой администрацией США кампании по утверждению мирового лидерства. Именно гражданское общество как система взаимосвязанных государственных и негосударственных объединений, партий и движений позволяет-де заложить основу создания структур, так необходимых для продвижения принципов сетевого управления. В этой связи Вашингтон выражает особую обеспокоенность в отсутствии должного контроля над рядом регионов мира, таких, как Китай, Балканы, Центральная Азия и Африка, и предпринимает огромные усилия с целью навязывания им структуры гражданского общества. Демократия, свобода личности и победа в войне с терроризмом представляют собой, по мнению высокопоставленных американских чиновников, взаимосвязанные понятия.
     Четвертое направление - альянсы. В последнее время в связи с изменениями геостратегической и геополитической ситуации для США остро встал вопрос о необходимости пересмотра подхода к формированию альянсов. Подчеркивается, что в новых условиях наблюдается недостаточная союзническая связность стран Тихоокеанского региона, Южной и Юго-Восточной Азии. Именно поэтому США стремятся и дальше укреплять союзы с Филиппинами, Японией, Таиландом, странами Центральной Азии. Особую тревогу у Вашингтона вызывает тот факт, что Европа сегодня формирует свою собственную идентичность в противовес лидерству США. Именно поэтому Америка намерена ускорить процесс расширения НАТО на Восток.
     Пятое направление можно сформулировать как «новые партнеры и союзники». В результате создания коалиции против терроризма Соединенные Штаты получили возможность не только укреплять уже существующие, но и формировать новые взаимоотношения. Верный союзник США в Азиатском регионе - Пакистан оказался не вполне надежным в ходе операции в Афганистане. Это заставило Вашингтон искать новых стратегических союзников в регионе. И выбор пал на Дели. Индия - страна, с которой США взаимодействуют в рамках новых динамичных отношений. О новом качестве отношений Индии и США говорит начало совместных работ по обеспечению безопасности критически важной информационной инфраструктуры обоих государств от кибератак.
     Наряду с Индией США ищет союзников и на других континентах. Ими, не исключается, могут в ближайшее время стать Чили, Колумбия и, возможно, Венесуэла. Что касается России, то здесь наблюдается противоречивая ситуация. С одной стороны, в Вашингтоне понимают, что при решении многих задач по новому мироустройству без России не обойтись, и поэтому в адрес Москвы в последнее время со стороны Америки раздается много хороших слов. В том числе и в новой доктрине США, где говорится, что наши страны «больше не являются стратегическими противниками» и что возникшие «новые реальности», а они, по мнению составителей этого документа, нашли свое отражение прежде всего в совместной борьбе с международным терроризмом и российско-американском Договоре по СНС, создают прекрасные возможности для развития «продуктивных, долговременных отношений России с евроатлантическим сообществом и США». В то же время Вашингтон явно не устраивает желание Москвы проводить самостоятельную политику, исходя из национальных интересов. Особенно когда эта политика идет вразрез с американскими планами. А такие разногласия, как показывает практика, не то что уменьшаются, а, наоборот, возрастают, о чем свидетельствует тот факт, что они отмечены практически во всех пунктах новой американской доктрины. «Мы реалистичны, - делается вывод в этом документе, - по поводу различий, которые еще разделяют нас с Россией, в частности устойчивого недоверия к мотивам наших действий со стороны российской элиты».
     Шестое направление связано с оружием массового уничтожения. И здесь также наблюдаются определенные противоречия в политике Вашингтона. Как утверждают его официальные представители, США намерены добиваться ликвидации оружия массового уничтожения - химического, биологического и ядерного, - которое представляет собой угрозу Америке и ее союзникам. Но вместе с тем позиция, занятая Белым домом в отношении ядерных испытаний, и в частности отказ от ратификации Договора о всеобщем и полном запрещении ядерных испытаний, вряд ли будет способствовать быстрейшему решению этой задачи
     И, наконец, седьмая тема - это свободные рынки и торговля. Как отмечают в администрации США, страны, придерживающиеся трех основных принципов - добросовестного управления, инвестиций в человеческие ресурсы и экономической свободы, - имеют наилучшие шансы на то, чтобы выбраться из бедности. При этом особо подчеркивается, что Соединенные Штаты и дальше не только будут сохранять за собой роль мирового лидера в поддержке свободной торговли и свободных рынков, но и активно втягивать в эту сферу другие страны. В прошлом году США, например, заключили соглашение о свободной торговле с Иорданией и двустороннее торговое соглашение с Вьетнамом. Завершен процесс вступления Китая и Тайваня в ВТО. Эти шаги, считают в Вашингтоне, должны помочь Соединенным Штатам сформировать такую торговую систему, которая будет обеспечивать устойчивое развитие американской экономики.
     Таким образом, в настоящее время США все активнее внедряют в практику проведения внешней и внутренней политики методологию управляемого хаоса. Роль средств управления хаосом отводится «гражданскому обществу». С целью его формирования осуществляется повсеместная организация всевозможных сетевых структур. Ключевыми факторами достижения успеха здесь являются процессы глобализации, связанные с ними вопросы построения новых альянсов и союзов, а также сетевизация мировой экономики через открытые рынки. Наряду с продвижением выгодной США модели миропорядка продолжается демонтаж структур послевоенной системы мироустройства. Первым актом чего и стал отказ от Договора по противоракетной обороне.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker