Перейти на главную страницу

28 Сентября 2002 года

Спорт

Суббота




Люди орлиного племени

    Традиции

В Воронежском аэроклубе, созданном в августе 1933 года в структуре Осоавиахима, на протяжении многих лет готовят летчиков, планеристов, парашютистов, и это символично, поскольку Воронеж - не только колыбель русского флота, но и родина ВДВ. 2 августа 1930 года здесь впервые в стране был выброшен воздушный десант, выполнивший учебную тактическую задачу. Аэроклуб за время своего существования открыл филиалы в Липецке и Борисоглебске. 20 его воспитанников стали Героями Советского Союза. В их числе Екатерина Ивановна Зеленко - единственная в мире летчица, совершившая воздушный таран. Имя ее присвоено аэроклубу 8 мая 1998 года. Уже в мирное время Героями стали Александр Бабаев, Владимир Чечулин, Юрий Чурилов.     Аэроклуб продолжал готовить авиаторов, его выпускники поступали в летные училища, становились офицерами ВВС. Преодолев трудности 1990-х годов, аэроклуб и ныне выполняет задачу первоначального летного обучения молодежи. Здесь проходят подготовку спортсмены-летчики, спортсмены-парашютисты, получают первоначальные навыки будущие воины ВДВ. Всего за годы своего существования аэроклуб подготовил более 7.200 летчиков и 70.000 призывников для ВДВ, 9.000 летчиков-спортсменов, 7.500 авиамоделистов.
    Воронежским аэроклубом РОСТО руководит абсолютный чемпион ДОСААФ 1982 года, мастер спорта СССР (на ракетных самолетах), заслуженный летчик Российской Федерации Владимир Иванович Частухин. Здесь он работает уже 30 лет.
Негосударственное образовательное учреждение Воронежский аэроклуб РОСТО имеет в штате 50 специалистов. Планом 2002 года предусмотрена подготовка для ВДВ 69 парашютистов, 150 начинающих спортсменов-парашютистов и 5 спортсменов-летчиков (в былые времена контрольные цифры доходили соответственно до 300, 300 и 50). Самолетно-парашютный профиль аэроклуба базируется на двух Як-52 и одном Ан-2. Еще четыре самолета - в состоянии ремонта.     В 80-е годы здесь ежемесячно совершали в среднем более 500 парашютных прыжков. В минувшем году - только 2.100, и то 1.500 прыжков на счету молодежной сборной России, которая тренировалась на базе аэроклуба. Простая арифметика: на подготовку плановых 69 парашютистов (для ВДВ) выделено 47 тысяч рублей, при этом на месяц аэроклубу необходим 1 топливозаправщик бензина - 80 тысяч рублей; летний сезон требует не менее 250 тысяч рублей. Выходит, что при годовом финансировании в 400 тысяч реальные потребности в 3-4 раза больше.
    Безусловно, много значит для авиаторов помощь администрации Воронежской области. По просьбе президента Федерации парашютного спорта РФ Леонтия Суковацина губернатор Владимир Кулаков помог с топливом (на 70 тысяч рублей). А чтобы все-таки свести концы с концами, часть площадей в здании аэроклуба, расположенном в центре Воронежа, приходится сдавать в аренду. Спонсоры не спешат вкладывать деньги в спорт. 194 гектара аэродромной земли представителей частного бизнеса интересуют больше, чем небо.
    И все же пять дней в неделю Воронежский аэроклуб РОСТО живет и напряженно работает. Среда - день подготовки. Четверг и пятница - полеты Як-52. Суббота и воскресенье - парашютные прыжки, которые разрешено выполнять юным спортсменам с 15-летнего возраста.
    Поток романтиков неба не иссякает. После полуторамесячной подготовки и трех парашютных прыжков юноши и девушки получают 3-й спортивный разряд. Кто-то уходит, но многие остаются. Даже при минимальном финансировании каждый спортсмен совершает около 10 прыжков в месяц.
    Лучшие традиции Воронежского аэроклуба поддерживают люди, прикипевшие к небу душой, фанатики своего дела, такие, как заместитель начальника Николай Блеканов, техник-бригадир Павел Чеботарев, инструктор по парашютно-десантной подготовке Николай Кобзев, втроем отдавшие клубу более ста лет жизни. Молодежь достойно продолжает традиции старших поколений. Представители Воронежского аэроклуба РОСТО составляют основу молодежной сборной команды России по парашютному спорту. Не случайно председатель Воронежского областного Совета РОСТО полковник Александр Киселев отметил, что, несмотря на материальные трудности, аэроклуб остается одной из передовых и самых стабильных учебно-спортивных организаций.
...На аэродром, расположенный в 35 километрах от Воронежа, мы выезжаем в восемь часов утра. В автобусе более сорока спортсменов - бывалых и начинающих. Небо объединило людей самых разных профессий и возрастов.     Сегодня - редкий день, когда совпадают полеты Як-52 и прыжки с парашютом с Ан-2. Свежий ветер до блеска отполировал пожелтевшую от солнца траву аэродрома. Далеко разносится песня прогреваемых авиационных двигателей.
    Предполетный и предпрыжковый инструктаж проводят заместитель начальника аэроклуба по летной подготовке мастер спорта СССР Олег Ахтулов и инструктор летчик-парашютист Вадим Шагаев.
    Первым уходит в небо на воздушную разведку погоды Ан-2. По радио следуют четкие доклады о метеоусловиях наверху. Начальник аэроклуба Владимир Частухин принимает решение на полеты и прыжки. И вот уже расцветают в небе первые белоснежные купола...
    Мне представлена редкая возможность увидеть и запечатлеть на фотопленку работу специалистов и воспитанников аэроклуба на высоте 1.200 м из кабины Як-52. Взлетаем вслед за Ан-2. Набираем высоту. Пристраиваемся параллельно. Идем на минимально допустимой дистанции со скоростью 160 км/ч. На фоне смягченного дымкой разноцветья полей четко видно, как один за другим отделяются от борта самолета парашютисты. В небе - своего рода праздничный финал большой и сложной подготовительной работы на земле...
    После прыжков беседуем на аэродроме с опытными и только начинающими путь в небо парашютистами. Мастер спорта СССР старший прапорщик Виктор Чернявский служит в испытательной эскадрилье одного из НИИ, сегодня он совершил свой 3.920-й прыжок. В юности мечтал о ВДВ, но в начале 70-х был призван на Тихоокеанский флот, служил на Камчатке. А в 1977 году пришел-таки в Воронежский аэроклуб и здесь окончательно «заболел» небом.
    Бывшие мотострелки младшие сержанты запаса Андрей Волутаев, Дмитрий Куприянов и Эдуард Растрепин совершили сегодня первый прыжок. Они идут по жизни вместе: службу начинали в Нижнем Новгороде, в 1999-2000 годах участвовали в боевых действиях на Северном Кавказе, в 2001-2002 годах служили по контракту в комендатуре Старопромысловского района Грозного. Им по 22 года, есть хорошие гражданские специальности (токарь и два электросварщика), но ближайшие три года планируют посвятить контрактной службе в Псковской дивизии ВДВ. Говорят, что служба - по душе...
    Пусть всем крылатым людям Воронежского аэроклуба РОСТО удача сопутствует и в небе, и на земле.
    

На снимках: Воронежский аэроклуб РОСТО на земле и в небе. Фото автора.
    // Александр ХРОЛЕНКО, «Красная звезда».

Такие напряженные финалы


    Кажется, недавно был дан торжественный старт финалам I Спартакиады Российской Федерации по авиационным, техническим и военно-прикладным видам спорта, а позади уже четыре месяца самой напряженной и интригующей борьбы за очки и медали. Из 58 финалов осталось провести всего одиннадцать. Последние старты - по парашютному спорту (пара-ски) - в декабре. А пока наиболее зрелищными, организованными были заключительные соревнования Спартакиады по таким видам спорта, как авиа- и ракетомодельный, парашютный, подводный, радиоспорт, а также летний биатлон и служебное собаководство.
    Настоящий праздник радиоспорта прошел недавно в Санкт-Петербурге, где на финалы Спартакиады собрались сильнейшие многоборцы и двоеборцы. В общекомандном зачете победителями в обеих дисциплинах стали спортсмены из Пензенской области, а чемпионами Спартакиады - москвич Г. Никулин, С. Кабешова из Иваново, А. Колесникова и Д. Щербаков из Ставрополя.
    Так же интересно, в острой спортивной борьбе прошли финальные соревнования по плаванию в ластах, состоявшиеся в Пикалево и Туле (Ясная Поляна). Победителями Спартакиады стали П. Кабанов из Ярославля и Ю. Чирикова из Томска, установившие при этом по два мировых рекорда, С. Ахапов и С. Докучаев из Новосибирска, Н. Резников из Краснодара, В. Кравчук из Кемерова, М. Козлова, Я. Касимова и Л. Горячева из Ленинградской области, Т. Комарова и Л. Оловянишникова из Томска, И. Сапрыкин из Таганрога, томичи М. Черченко и А. Михайлов, а также А. Сухарева из Тулы.
    В одном из главных центров отечественного авиамоделизма - Екатеринбурге - состоялись спартакиадные финалы в классе моделей воздушного боя. В упорной борьбе со свердловчанами победила команда Ленинградской области. Звание чемпиона Спартакиады завоевали представители Тульской области А. Белов и А. Шалаев. А в Нижнем Новгороде в классе радиоуправляемых моделей планеров и электролетов победил хозяин соревнований О. Лобов.
    Город Октябрьский (Республика Башкортостан) принимал сильнейших парашютистов - «классиков». Победителями Спартакиады в командном зачете стали спортсмены Свердловской области. В личном - И. Абдуллина и В. Кульдишов (представители Республики Башкортостан), а также М. Катина из Нижнего Новгорода и Д. Гмызин из Екатеринбурга. А в подмосковном городе Ступино весьма зрелищно прошли финальные соревнования по групповой парашютной акробатике, где победителями Спартакиады стали среди команд «четверок» и «восьмерок» спортсмены Рязанской области, а в разряде «десяток» - сборная, состоявшая из представителей Москвы, Липецкой, Московской, Ивановской и Псковской областей.
    В Ижевске состоялся финал Спартакиады по летнему биатлону, где в упорной борьбе в общекомандном зачете победили спортсмены Санкт-Петербурга, а чемпионами Спартакиады стали Л. Ермолаева из Ижевска и А. Кобелев из Ханты-Мансийска, а также эстафетные команды Челябинской области и Санкт-Петербурга.
    В Москве состоялись финалы Спартакиады по служебному собаководству в таких дисциплинах, как общий курс дрессировки и защитно-караульная служба. С подавляющим преимуществом победила (в обеих дисциплинах) столичная команда, а чемпионами Спартакиады, набрав одинаковое количество баллов, стали москвичи Н. Белых, П. Ильина, Е. Скрипова и Н. Доведов. Звание абсолютной чемпионки Спартакиады (по сумме двух дисциплин) было присвоено Е. Скриповой.
    Победителями финала Спартакиады по ракетомодельному спорту (в отдельных классах моделей), состоявшегося в Орле, стали в командном зачете Белгородская, Магаданская, Орловская, Тюменская, Челябинская области и город Москва, а в личном - А. Анисцын, А. Тарасов, В. Хохлов, И. Репин, Г. Сергиенко, О. Поважнюк, А. Кравченко и Р. Хорош.
    // Лев ПИОТРОВСКИЙ.

Пыть-Ях силен «оптимистами»

    Впервые в истории Ханты-Мансийского автономного округа в городе Пыть-Ях прошло региональное открытое первенство по парусному спорту (яхты класса «Оптимист») среди юниоров на приз главы города. В состязании приняли участие команды городов Сургут, Пыть-Ях, Екатеринбург и поселка городского типа Пойковский Нефтеюганского района. Коллегию судей возглавлял судья республиканской категории Михаил Быков.
    По сумме баллов уверенную победу в нелегком соревновании одержали хозяева спортбазы - команда города Пыть-Ях. Второе и третье места соответственно распределили между собой спортсмены из пгт Пойковский и г. Сургута. Победителям от имени главы города Пыть-Ях и окружного совета РОСТО вручены грамоты, памятные подарки и денежные премии.
    // Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».

Чемпион, сын чемпиона

    Казанский школьник Алексей Бурдов, выступая на восьмом юношеском чемпионате мира по авиамодельному спорту в Словакии, стал победителем. Он выиграл соревнования в классе F1В резино-моторных моделей.
    Алексей - сын известного в России и за ее пределами авиамоделиста, мастера спорта международного класса Андрея Бурдова. Кстати, Андрей Бурдов и подготовил новоиспеченного чемпиона к выступлению на форуме юных авиамоделистов.
    // Александр БУГАЙ.

ЦАМК: уроки на завтра

    Спорт на грани

Вот уже 46 лет на земле зеленоградской работает Центральный автомотоклуб РОСТО - спортивный и учебно-методический центр автомобильного и мотоциклетного спорта. За годы своего существования ЦАМК дал жизнь целой плеяде чемпионов мира и Европы, среди которых В. Карамышев, А. Цевелев, Г. Моисеев, Г. Кадыров, А. Балашов и многие другие.     Одна из важнейших задач ЦАМКа - формирование и подготовка команд к соревнованиям европейского и мирового уровня. На очереди - личное и командное мировые первенства по ледовому спидвею, до которых осталось не более полугода. Учитывая, что прошлый сезон завершился для российской сборной, мягко говоря, не очень удачно, корреспондент «Красной звезды» обратился к начальнику ЦАМКа Владимиру КУВАЛДИНУ с просьбой рассказать о ходе подготовки к предстоящим стартам.
    - Владимир Иванович, давайте вернемся к событиям прошлой весны. Как, на ваш взгляд, можно оценить «серебро», добытое нашей сборной?
    - Никто не ожидал такого развития событий. Начиная с 1966 года, с победы Габдрахмана Кадырова, мы были всегда первыми. Вот и в этот раз, будучи уверенными, что «золото» уже у нас в кармане, оказались совсем не готовы к тому, что шведы имеют на этот счет свою точку зрения. Впрочем, поражение выглядит вполне закономерным, поскольку многолетнее лидерство несколько расслабило нашу команду, за что мы и были наказаны.
    Конечно, столь неожиданные итоги вызвали в Европе всплеск интереса к мотоспорту. Наиболее ярко это проявляется все в той же Швеции. Шведы и раньше, можно сказать, наступали нам на пятки, а уж теперь точно не захотят никого пропускать вперед. Российскую сборную ожидает очень напряженное мировое первенство, поскольку возможно не только увеличение количества стран-участниц, но и изменение качественного состояния национальных сборных.
    Самое обидное, что в прошлом сезоне мы, имея в первый день командного первенства преимущество в два очка и располагая всеми шансами выиграть его, на заключительном этапе оказались психологически не готовы к упорной борьбе со шведской командой. Именно в этот момент должен был сказать свое слово тренерский состав. Необходимы были анализ сложившейся ситуации, перегруппировка сил. К сожалению, этого не произошло.
    - Что сегодня уже делается и что предстоит сделать в ходе подготовки нашей команды к обоим мировым первенствам?
    - Подведя итоги сезона-2001/02, мы пришли к выводу, что неудачное выступление российских мотогонщиков, а именно так оно и расценивается после первого двойного поражения за 30 лет, стало возможным из-за неудовлетворительной работы тренеров сборной. По этой причине мы были вынуждены обновить тренерский состав, пригласив в команду Александра Тарарина и Сергея Тарабанько. Неудовлетворительной оказалась и техническая готовность мотоциклов - неполадки возникали непосредственно во время гонки. И здесь ситуация значительно сложнее. К сожалению, отечественная промышленность не производит технику соответствующего класса. По этой причине мы вынуждены закупать мотоциклы в Чехии, а только один такой мотоцикл стоит около 7 тысяч долларов. По причине материальных затруднений ни ЦАМК, ни многие гонщики не могут позволить себе сегодня приобретение новых машин. Рассчитываем лишь на то, что есть. Поэтому, например, Кирилл Дрогалин с группой механиков клуба «Лисма», в котором он тренируется под руководством Георгия Маркатанова, все лето занимался ремонтом и доводкой узлов и механизмов своего мотоцикла, готовя его к предстоящему сезону.
    Пока же планируем провести в первых числах октября общефизический сбор спортсменов. В ноябре-декабре в Воркуте и Красноярске состоятся уже практически ездовые сборы.
    - А каким образом и кем решаются вопросы финансирования?
    - Центральный автомото-клуб осуществляет свою деятельность, опираясь прежде всего на бюджетные средства. К сожалению, тех средств, которые закладывает РОСТО на проведение международных соревнований, не хватает. Организация только одного сбора сегодня требует более 100 тысяч рублей. Есть, конечно, надежда на средства, выделяемые Госкомспортом, тем более что в одном из своих выступлений его председатель Вячеслав Фетисов говорил о равном распределении бюджетных средств между олимпийскими и неолимпийскими видами спорта. Кстати, именно Госкомспорт выделил средства на проведение предстоящих сборов.
    - Возможны ли изменения в составе российской сборной с учетом последних неудач Дрогалина, Фадеева и Поликарпова?
    - На мой взгляд, в этом нет никакой необходимости. Думаю, в состав сборной в любом случае войдут самые сильнейшие мотоциклисты - Дрогалин, Фадеев и Поликарпов. Они в мировом рейтинге занимают высшие строчки.
    Всего в состав сборной войдут 12 спортсменов, имена которых должна будет определить трековая комиссия. Немаловажный факт - появление перспективных молодых ребят, например таких, как Максим Захаров (представитель сильнейшего в стране саранского клуба «Лисма»), которых ничуть не смущает авторитет признанных мастеров. В этом году, кстати, Максим стал чемпионом Европы.
- Владимир Иванович, надо ли, на ваш взгляд, что-то менять в системе подготовки сборной страны да и вообще спортсменов-мотоциклистов?
    - Практика подсказывает, что победа может быть достигнута лишь при условии выполнения правил и положений международных соревнований, сплоченности команды, поддержки и взаимовыручки. Беда в том, что в последнее время не уделялось должного внимания вопросам командной подготовки. Вот почему на 2003 год проведение всех учебных, тренировочных, общефизических и технических сборов планируется на базе ЦАМК. Мы пытаемся восстановить спортзал и технические мастерские, для проведения практической и методической работы со спортсменами набирается штат тренеров-методистов.
    Очень хотелось бы решить вопрос создания базы для проведения тренировок и соревнований. Пока же в Москве таковой нет. Надежды на решение этого вопроса мы связываем с развитием городской программы Зеленограда, предполагающей становление города как центра технических видов спорта. Чувствуем, префект Зеленограда Анатолий Смирнов и его первый заместитель Алексей Михальченков понимают наши проблемы. В свою очередь Центральный автомотоклуб подготовил положение о детско-юношеской спортивно-технической школе, и после его утверждения, примерно с октября месяца, мы уже начнем работу в рамках городской программы, главная цель которой - увести ребят из-под влияния улицы. На нашей базе будет развиваться картинг, также планируем проведение авто- и мотосоревнований на зеленоградских трассах.
    ЦАМК не ограничивается лишь подготовкой нашей главной, «звездной» команды. Своей перспективной задачей клуб видит возрождение технических видов спорта в России, возвращение им былой славы и мощи. Задача эта, конечно же, не из легких, но трудности для того и существуют, чтобы их разрешать, ведь настоящий вкус победы можно почувствовать лишь в борьбе.
    Безусловно, есть большое желание, развивая детские и юношеские спортивно-технические школы, сделать их кузницей кадров для будущих сборных страны. И хотя тот же ледовый спидвей не устанавливает возрастных рамок для спортсменов, примером чему служит победа на чемпионате мира 54-летнего шведа Серениуса, заботиться о завтрашнем дне нужно именно сегодня.
    // Юрий АПАЛЬКОВ, «Красная звезда».

Забайкальская эстафета

    Лучших мотогонщиков Восточной Сибири собрал впервые проводимый в Чите турнир по мотокроссу памяти ветерана Великой Отечественной войны, одного из первых тренеров забайкальских мотоциклистов-ДОСААФовцев, а затем и РОСТОвцев, бессменного многолетнего руководителя федерации мотоспорта Читинской области Геннадия Геннадьевича Петрова. Достойную конкуренцию признанным фаворитам нынешнего сибирского мотоспорта - спортсменам Улан-Удэ, Братска и Краснокаменска Сергею Федорову и Вячеславу Быкову, Ивану Фисенко и Евгению Арефьеву, первенствовавшим практически во всех заездах, составили представители секции мотоспорта, действующей на базе автомобильной школы Читинского областного совета РОСТО. Особенно отличились здесь братья Иван и Илья Губич. Они – сыновья и воспитанники главного тренера этого спортивного коллектива, мастера спорта, заслуженного тренера РСФСР Сергея Григорьевича Губича, также воспитанника Читинской организации оборонно-спортивного общества. Губич-старший в середине семидесятых-начале восьмидесятых годов успешно выступал за команду одного из предшественников нынешнего СибВО – Забайкальского военного округа - на крупнейших турнирах мотоспортсменов, имеет в активе звания чемпиона Советского Союза и Вооруженных Сил по спидвею.
    Сыновья бывшего чемпиона-армейца Иван, студент-третьекурсник Читинского государственного технического университета, и Илья, школьник-десятиклассник, уже достаточно уверенно заявляют о себе на уровне региональных состязаний. Вот и на этот раз оба они в своих возрастных категориях завоевали почетные третьи места, опередив многих именитых соперников.
    Чемпионскую, скажем так, эстафету поколений семьи Губич от имени ветеранов забайкальского мотоспорта уверенно поддержал на нынешнем престижном турнире бывший одноклубник-армеец Сергея Губича, воспитанник Геннадия Геннадьевича Петрова, обладатель звания чемпиона мира по спидвею Валерий Мартемьянов. Самый старший по возрасту среди участников турнира, он уверенно, в числе лидеров провел все заезды и по праву был удостоен за свое нестареющее спортивное мастерство специального почетного приза “Ветеран спорта”.
    // Алексей ПОПОВ.

Спартакиада допризывной молодежи

    В Саратове прошла региональная Спартакиада допризывной молодежи. Ее организаторами выступили Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту, министерство молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области и организации РОСТО региона.
    В соревнованиях приняли участие команды из Башкортостана, Удмуртии, Чувашии, Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской и Ульяновской областей, каждая из которых состояла из 8 человек в возрасте 18-20 лет. Призывники соревновались в полиатлоне (стрельба ВП III, плавание 100 м, метание гранаты, бег на 100 м, бег на 3.000 м, подтягивание), военизированной эстафете, военной подготовке и силовом многоборье.
    Но не только на стадионах и стрельбищах встречались спортсмены. Для участников Спартакиады была организована увлекательная экскурсионная и досуговая программа.
 ||  Александр БУГАЙ.


Назад

НАШ АДРЕС:

mail@redstar.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker