на главную страницу

1 Октября 2002 года

Тема номера

Вторник

Становятся в строй боевой

Вел беседу Олег ФАЛИЧЕВ, «Красная звезда».



Указом Президента РФ от 8 августа 2002 года начальником Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ был назначен генерал-лейтенант Василий Смирнов, до этого исполнявший обязанности первого заместителя начальника ГОМУ. Первое его интервью «Красной звезде» в новой должности посвящено проблемам начавшегося призыва в Вооруженные Силы РФ.

- Василий Васильевич, вначале традиционный вопрос. В чем особенности нынешней призывной кампании?
     - Предстоящая осенняя призывная кампания не будет значительно отличаться от прошедшего весеннего призыва по большинству своих показателей (объемы, сроки, привлекаемые силы и средства, условия проведения).
     Вместе с тем пройдет она в более сложных, чем в предыдущем году, условиях. Главная причина - вступление в силу Федерального закона «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и статью 50 Закона Российской Федерации «Об образовании», который, во-первых, расширяет категорию граждан, имеющих отсрочку, за счет учащихся общеобразовательных учреждений, во-вторых, позволяет затягивать на неопределенный срок время пользования этой отсрочкой студентами вузов.
     В целом реализация названного федерального закона неминуемо повлечет за собой ощутимые потери призывных ресурсов, которые могли бы быть направлены в войска. Размер этих потерь будет установлен и проанализирован при подведении итогов призыва в 2002 году.
     Вряд ли утихнут страсти в обществе и в связи с принятием закона об альтернативной гражданской службе, который начнет действовать с 1 января 2004 года, что тоже потребует отвлечения сил тех, кто готовит и проводит призывные мероприятия. Всего планируется призвать на военную службу 174 тысячи человек.
     Скажутся и уже хорошо знакомые обстоятельства. Это крайне низкая доля призывников, которых можно реально привлечь на военную службу, - 11,2 процента. Это очень невысокие показатели, характеризующие качественный состав призывных контингентов. Это, наконец, не изжитое в значительной части общества негативное отношение к исполнению установленной Конституцией России воинской обязанности.
     - Кстати, что можно сказать о моральной и физической подготовке призывного контингента?
     - Наиболее негативны и крайне тревожны изменения в состоянии здоровья юношей. Как показывают итоги последних лет, каждый третий из числа явившихся на призывные комиссии, был освобожден или получил отсрочку по состоянию здоровья. Тогда как в 1988 году к таковым относился лишь каждый пятнадцатый призывник.
     Непосредственно это сказалось на увеличении в составе молодого пополнения доли призывников, признанных годными к военной службе по состоянию здоровья с незначительными ограничениями. Так весной 2002 года такие лица составили 51 процент (в 1996 году - около 40 процентов). Они не могли быть направлены на комплектование частей специального назначения Пограничных и Внутренних войск, Военно-морского флота, Воздушно-десантные войск и ряда других.
     Низким остается и образовательный уровень граждан, призываемых на военную службу: лица, имеющие только основное (9 классов) или начальное общее образование (4 класса), составили около четверти среди молодого пополнения, поступившего в войска весной этого года. Указанные граждане не могли быть направлены в учебные части и школы для подготовки младших командиров и солдат-специалистов.
     Невысоким остается также показатель занятости. К примеру, весной 2002 года доля граждан, которые до призыва на военную службу нигде не работали и не учились, составила более 44 процентов, что чуть ли не в два раза превышает аналогичный показатель 1994 года и более чем в двенадцать раз - 1988 года. Поэтому неудивительно, что в армию и на флот по-прежнему попадают молодые люди, состоящие на учете в милиции за антиобщественные поступки (3 процента весной 2002 г.), а также лица со снятой или погашенной судимостью (6 процентов). Могу с достаточной уверенностью предположить, что положительное влияние воинских коллективов, жесткий контроль со стороны командиров поможет им исправиться к лучшему.
     - Но есть и такие, кто злонамеренно уклоняется от военной службы. Какова тут динамика?
     - Думаю, не открою большого секрета, если скажу, что подобные факты есть в большинстве стран, где комплектование войск осуществляется по призыву. Были они и в советское время, хотя в гораздо меньшем количестве. Тогда призывались на военную службу студенты большинства вузов страны. Но, например, в 1998 году уклонилось всего 443 призывника, что не сравнимо с масштабами уклонения в современной России. Причины? Одна из них - отношение к военной службе общества. Не последнюю роль в этом играют и средства массовой информации. В ряде СМИ публикуются даже советы, как «откосить» от армии, а уклонистам придается некий ореол романтичности. Неудивительно, что в последние годы масштабы этого явления приобрели угрожающий характер. Результат?
     Этой весной более 30 тысяч юношей не явились на мероприятия, связанные с призывом, без уважительных причин, фактически отказавшись исполнять обязанность, установленную Конституцией Российской Федерации. Можно говорить о девальвации у многих граждан таких понятий, как защита своей семьи, своего города и своей страны. Я бы сказал больше - у молодого человека воспитывается нигилизм - неисполнение не только законодательства о воинской обязанности, но и других законов государства.
     - Но как, по вашему мнению, можно бороться с этим?
     - Необходимо изменить отношение государства и общества к служивому человеку. Вспомним, многие тысячи военнослужащих отдали самое дорогое - жизнь, чтобы все мы могли жить свободно. Человек, выполняющий свой воинский долг там, где это необходимо государству, заслуживает всеобщего уважения и поддержки. В противном случае мы не построим современные Вооруженные Силы. И даже переход на контрактный способ комплектования не решит все проблемы.
     Многое зависит и от подготовки молодежи к военной службе. Генеральный штаб приветствует развитие всех ее форм, как обязательных, так и добровольных. Мы поддерживаем работу клубов военно-патриотической направленности, создание кадетских школ и классов, организацию шефских связей субъектов Российской Федерации с воинскими частями и экипажами кораблей, сформированными в свое время на их территории. Примеров тут немало. Так, Республика Башкортостан, Ярославская область и Ставропольский край в 2002 году признаны лидерами по итогам конкурса на лучшую подготовку граждан к службе. Есть и другие положительные тенденции.
     Они непременно положительно скажутся. Уменьшится количество «уклонистов», На мой взгляд, активизируется работа всех институтов государственной власти по повышению престижа военной службы. А это поможет качественному преобразованию Вооруженных Сил.
     - Но пока факты говорят о том, что в армию идут в основном дети рабочих и крестьян. Как вы оцениваете это явление с точки зрения социальной справедливости и интеллектуального потенциала Вооруженных Сил?
     - Увы, приходится отмечать, что законодательством созданы условия, ограничивающие призыв на военную службу наиболее образованной части юношей, окончивших высшие учебные заведения. Только 10-12 процентов выпускников направляются на комплектование воинских частей, остальные на законных основаниях продолжают пользоваться отсрочками. Фактически для многих молодых людей отсрочка от призыва превращается в освобождение от военной службы. Увеличат число таких граждан и изменения, внесенные в текущем году в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», расширяющие количество оснований для отсрочек.
     Из числа призываемых сегодня имеют начальное профессиональное, среднее, общее и начальное образование 75-80 процентов. Поэтому говорить о социальной справедливости и равных обязанностях граждан по защите Отечества не приходится.
     Кроме того, как вы верно отметили, проблема изъятия из призывных ресурсов наиболее подготовленных в образовательном плане юношей крайне негативно сказывается на степени и сроках овладения молодыми солдатами и матросами сложной техники и вооружения. Налицо снижение интеллектуального потенциала Вооруженных Сил.
     - Выходит, существующая система призыва нуждается в совершенствовании.
     - В течение последних десяти лет дважды, в 1993 и 1998 годах, менялось законодательство о воинской обязанности и военной службе, но каждый вновь принятый закон лишь расширял перечень отсрочек. Расчеты Генерального штаба указывают на то, что уже с 2005 года начнется резкий спад численности призывных контингентов. Их количество скорее всего не превысит семь процентов от общего числа призывников страны, которое в свою очередь к тому моменту сократится более чем вдвое по сравнению с настоящим временем. В подобных условиях нуждается в реформировании как существующая система призыва, так и система комплектования силовых структур государства.
     Сегодня идет работа над Федеральной целевой программой по переходу на комплектование воинских должностей, замещаемых солдатами и сержантами, преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. В рамках этой программы проводится эксперимент на базе 76-й воздушно-десантной дивизии, по итогам которого будут сделаны соответствующие коррективы.
     Мы полагаем, что в первую очередь на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, необходимо переводить воинские части постоянной готовности, несущие боевое дежурство, и плавсостав Военно-морского флота. Лишь достижение уровня укомплектованности этих соединений и частей военнослужащими этой категории более чем на 50 процентов дает возможность рассматривать вопрос о сокращении срока военной службы по призыву, например, до полутора лет, а при большей укомплектованности - и на меньший срок.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker