на главную страницу

2 Октября 2002 года

Ситуация

Среда

Красногорские гиппократы

Ольга БОЖЬЕВА, "Красная звезда".



Вынырнув из столичной подземки и с удовольствием прощаясь за МКАД с московским смогом, попадаешь в живописный подмосковный городок Красногорск. И уже здесь, вдыхая пьянящий кислород на опушке бескрайнего леса, понимаешь, как удачно было выбрано место для 5-го Центрального военного клинического госпиталя Военно-воздушных сил. Но, оказывается, география тут как раз и ни при чем.

География ни при чем
Три года назад, при объединении ВВС и ПВО в единый вид Вооруженных Сил, лечебному учреждению Московского округа ПВО был придан статус видового госпиталя ВВС. У такого решения в свое время нашлось множество противников. У них были свои доводы: ведь ВВС всегда имели свой лечебный центр - 7-й Центральный научно-исследовательский авиационный госпиталь (ЦНИАГ). Его специализацией были летчики и врачебно-летная экспертиза.
Но в авиационных частях служит множество людей, которые не летают, а ходят по земле: техники, связисты, специалисты многочисленных наземных служб... А после слияния с ПВО в объединенном виде их стало вообще около 80 процентов.
Армия, как известно, отражает срез проблем государства. Для военных медиков это означает появление болезней социально неблагополучного общества, таких, как наркомания, алкоголизм, туберкулез, различные инфекционные заболевания... Сами понимаете, что с профессиональными вопросами летной экспертизы все это плохо совместимо. Поэтому наряду с традиционными недугами такие "современные" болезни тоже стали профильными для этого лечебного центра. Что изменилось за эти три года для красногорского видового госпиталя?
Сегодня вместе с двумя филиалами в Видном и Москве он может одновременно принять до тысячи человек. Сюда направляются тяжелобольные и раненые из "горячих точек", в год лечатся до трети всех стационарных больных из ВВС. Из тридцати двух видов стационарной помощи, включенных в перечень обязательного медицинского страхования, здесь представлены 26. Подобная многопрофильность - большая редкость среди учреждений подобного типа.
Ce manifiqe!
"Это восхитительно!" - такое восторженное восклицание довелось многократно слышать медикам Красногорского госпиталя от начальника штаба ВВС Франции генерала Жан-Пьера Жоба, недавно побывавшего здесь во время своего официального визита в нашу страну. Что же так восхитило французского генерала?
Прежде всего уровень технической оснащенности. Только за последние годы арсенал красногорцев пополнился многими современными аппаратами, созданными на базе новейших компьютерных технологий. Здесь широко применяются магнитный резонансный и рентгеновский томографы, германский аппарат "искусственная почка", цифровая рентгеновская аппаратура, оборудование для ультразвуковых исследований, уникальная отечественная установка дистанционной литотрипсии - дробления камнеобразований во внутренних органах человека. За каждым подобным профессиональным термином и аппаратом, который непосвященному человеку и выговорить-то трудно, стоит современный медицинский метод, позволяющий лечить быстрее, лучше и с наименьшими страданиями для больного.
И все же испокон веков главное в медицине - душа и руки врача. В медицинском мире хорошо известны имена хирурга Валерия Роюка, нейрохирургов Владимира Карпа и Вячеслава Сусина, травматолога Вячеслава Колесникова, терапевта Эдуарда Антуха, начальника уникального инфекционного центра Сергея Шмакова...
Причем работа местных врачей не ограничивается госпитальными стенами. Например, под руководством главного терапевта ВВС, доктора медицинских наук профессора Петра Сапроненкова ведется изучение состояния здоровья людей, которые служат под землей на командных пунктах и задействованы в системе боевого дежурства.
У медиков госпиталя есть и боевой опыт. В первую чеченскую кампанию более 70 хирургов, травматологов, нейрохирургов, медсестер выезжали на Северный Кавказ, работая в составе медицинского отряда специального назначения. С началом контртеррористической операции в Северо-Кавказский регион откомандировывались ведущие специалисты. Не случайно многие красногорские врачи имеют боевые награды.
Благодаря или вопреки?
И все же абсолютно идеалистичной картинки, как ни старайся, не получится. По заключению различных вышестоящих военно-медицинских инстанций структура госпиталя на сегодня признана оптимальной и отвечающей потребностям вида. Но каким?
Скорее всего расчет делался из сильно сократившихся потоков бюджетного финансирования. Например, кардиологическое отделение рассчитано на 38 мест. Много это или мало? Если учесть, что оно одно на все ВВС, то вряд ли такая цифра покажется достаточной. Поэтому очередь плановой госпитализации для мужчин расписана здесь почти на три месяца вперед, а для женщин - на полгода!..
В том числе такое положение дел - следствие перманентных сокращений штатной численности медперсонала. Очередные "кадровые резекции" и "хирургические вмешательства" непрекращающейся "оптимизации структуры" могут привести к "необратимым процессам" в организме таких военных медицинских учреждений.
При этом статистика показывает, что лечат здесь даже лучше, чем в других подобных госпиталях. Средние сроки пребывания больных меньше, а значит, каждое штатное место используется рациональнее. Пациенты, как говорится, не просто лежат, а лечатся, хотя врачу, наверное, гораздо легче было бы выполнять капризы выздоравливающего военачальника, чем заниматься тяжелобольным солдатом или офицером, да и дорогих лекарств в этом случае потребовалось бы меньше.
Кстати, на закупку медикаментов, реактивов, перевязочных средств в прошлом году госпиталю было выделено в пересчете на одного больного военнослужащего аж... 400 рублей! По этому показателю другие центральные военные клиники выглядят в три, четыре, а некоторые и в шесть раз благополучнее. В чем причина такой финансовой избирательности? Может быть, в контингенте больных, а точнее, тех самых выздоравливающих в подобных учреждениях?
Как же тогда удается красногорским медикам в столь неблагоприятных условиях предоставлять эффективную медицинскую помощь? А вот тут как раз секрета нет. С 1995 года главный источник денежных поступлений - платные медицинские услуги и лечение больных по заключенным с предприятиями договорам. Заработанные суммы почти в два раза превышают бюджетное финансирование на организацию лечебного процесса. "Такие услуги - мера вынужденная, - говорит начальник госпиталя, кандидат медицинских наук полковник медицинской службы Владимир Шичанин, - без них мы сегодня пропадем. А вместе с нами будут пропадать и наши пациенты. Этого допустить нельзя".
Такие вот парадоксы... Если раньше медику говорилось "исцелися сам", то теперь, похоже, пословицу можно перефразировать: "Обеспечь себя сам". И ведь обеспечивают и осваивают нетрадиционные, как теперь говорят, для военных госпиталей виды медицинского обслуживания. Куда деваться - рынок!
Например, в отделении челюстно-лицевой хирургии давно делают самые сложные пластические операции. Представляете, как важно молодому солдату с врожденными дефектами лица или тяжелыми последствиями ранений после операции увидеть себя в зеркале красавцем! А таких счастливых мальчишеских физиономий в памятном фотоальбоме отделения хранится множество.
Правда, для того чтобы сделать бесплатно подобную операцию солдату, нужно за деньги "вернуть молодость" парочке стареющих кредитоспособных красавиц или какой-нибудь эстрадной звезде. Согласитесь, что для оказания такой услуги важен весомый медицинский авторитет в этой области! Это, конечно же, не только пластическая хирургия, но и многочисленные другие виды услуг.
Жители госпитального военного городка рассказывают, что, гуляя в лесу, частенько можно встретить эстрадных кумиров и автограф получить, не прорываясь на сцену сквозь толпы почитателей, а прямо на пеньке у лесной тропинки.
Все артисты - бывшие пациенты - становятся друзьями госпиталя. Например, в академическом театре Российской армии красногорские врачи - частые гости, а если на премьерном спектакле нет полковника Владимира Шичанина - это вообще считается плохой приметой! В праздничные дни для больных устраивают такие "звездные" концерты, что им может позавидовать любой крупный столичный зал. В каком-то смысле такая "терапия искусством" - это тоже своеобразный метод лечения, но хотелось бы, чтобы в конце концов он не стал единственным.
Выстоит ли военная медицина в море рыночных отношений под шквалами все новых и новых стихий? На этот вопрос каждый из военных госпиталей должен ответить по-своему. Это как в притче о двух не умеющих плавать братьях, которых бросили в воду. Один сразу решил, что пойдет ко дну, сложил руки и утонул, а другой изо всех сил сопротивлялся, греб и выбрался на берег. Для красногорских гиппократов, которых жизнь бросила в море рыночных отношений и заставила "учиться плавать", берег уже совсем близко.
На снимке: в операционной; среди друзей госпиталя - народная артистка СССР Эдита ПЬЕХА.


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker