на главную страницу

3 Октября 2002 года

Итоги

Четверг

История пополам не делится…

О некоторых итогах авиасалона «Авиасвит-XXI»

Ольга БОЖЬЕВА, «Красная звезда».



Киев встречал гостей мягким солнцем, шуршащей осенней листвой и россыпью перезревших каштанов, падающих под ноги на тротуары Крещатика. Площадь Независимости в центре столицы захлестывали политические страсти. Митинги, казалось, вырастали один из другого, затухая только к вечеру. Местные торговцы, остро чувствуя конъюнктуру, бойко продавали флажки с символикой различных политических партий. Но, пожалуй, истинные экономические и политические вопросы решались в это время на окраине города - на территории завода «Авиант», где проходил 3-й Международный авиакосмический салон «Авиасвит-ХХI».

Недавние трагические события на авиационном празднике во Львове не сделали хорошей рекламы авиасалону, но, несмотря на это, в день открытия на аэродроме под Киевом все же состоялись показательные полеты. Во время двухчасовой программы 11 самолетов продемонстрировали свои летные возможности. Украинские ВВС в показе не участвовали, это были российские Су-29 и Як-130-Д, чешский L-39 и машины фирмы «Антонова»: Ан-3, Ан-32П, Ан-74ТК-200 и Ан-74ТК-300, Ан-140, Ан-124 «Руслан» и самый большой грузовой самолет в мире - Ан-225 «Мрия». Сразу же после полета десять смельчаков-тяжеловесов под дружные возгласы поддержки попытались прокатить почти трехсоттонную «Мрию» по взлетной полосе. Попытка оказалась удачной – когда берутся вместе, еще и не такое получается!      Авиасалон работал пять дней. По оценкам организаторов, за это время выставку посетили порядка 170 тысяч гостей. В ней приняли участие 204 предприятия аэрокосмической отрасли и более 4.000 специалистов из 16 стран мира. Российскую делегацию предприятий оборонного комплекса представлял «Рособоронэкспорт».
     Самыми часто повторяющимися здесь словами были «кооперация» и «модернизация». И, хотя на русском и украинском языках они звучали по-разному, смысл специалисты обеих стран вкладывали в них одинаковый. Очень уж много за последние годы появилось проблем, которые имеют общие корни, а значит, и их решения также лежат в единой плоскости. Посетивший «Авиасвит-ХХI» председатель Комитета по обороне Государственной Думы Андрей Николаев сказал: «Мне представляется, что, отнюдь не отказываясь от международного характера выставки, она в первую очередь решает вопросы взаимной кооперации России и Украины и нашего общего представления совместных разработок и достижений всем тем, кто хочет их увидеть».
     Самая большая экспозиция была представлена Россией. Слово основным ее участникам.

     ОАО «Роствертол». Геннадий Филатов - заместитель директора службы внешней экономической деятельности:

     - С Украиной мы сотрудничаем с тех пор, как освоили производство первого вертолета. Боевые вертолеты Ми-24 - самые воюющие из всех, они эксплуатируются более чем в 25 странах мира, а транспортные Ми-26 - в 10, не говоря уже о странах СНГ.
     В Украине мы приобретаем двигатели. У нас налажена кооперация с запорожским заводом «Мотор Сич». Имея такой большой парк Ми-24 - около 650 единиц, мы вместе с ОКБ имени Миля ведем работу по модернизации в нескольких направлениях. Это вариант Ми-24В, который имеет четырехствольный пулемет калибра 12,7, и Ми-24ВМ. Последний адаптируется под работу в ночное время, на нем устанавливаются обзорно-прицельные станции, с тем чтобы он мог круглосуточно применять как управляемые, так и неуправляемые ракеты и все стрелково-пушечное вооружение. Другая пушечная версия машины, имеющей сдвоенную пушку 30-миллиметрового калибра, – это ночной вертолет Ми-24ПН. Он уже запущен в серийное производство и экспортируется в ряд стран.
     Еще одно направление модернизации – Ми-35М. В нем не только модернизируется все вооружение, но мы делаем его ночным, полностью меняем несущую систему. Устанавливаются новые стеклопластиковые лопасти, Х-образный рулевой винт, более совершенная трансмиссия и новые двигатели ВК-2500 повышенной мощности. Это позволяет сделать вертолет практически машиной нового поколения.
     В Российской армии они уже имеются, пока, правда, в небольшом количестве. Украинской стороне такая работа тоже, надеемся, будет интересна.

     Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова. Валерий Салдаев - начальник управления маркетинга:

     - Что касается наших украинских партнеров, то у нас особые отношения. Мы имеем общую историю. Украинская фирма Антонова родилась в Новосибирске, на заводе Чкалова. Первый самолет Ан-2 взлетел именно там. А когда несколько лет назад началась конверсия, мы в качестве конверсионного продукта выбрали антоновскую машину. В результате появился многоцелевой самолет для местных авиалиний Ан-38. И снова возобновились наши тесные связи с этой фирмой.
     На выставке мы представили модернизированный самолет Су-24МК. Эта машина выпускалась в количестве более 1.000 экземпляров с 1972 года и составляла основу ударной авиации ВВС бывшего СССР. Самолет продолжает оставаться очень интересным для ВВС различных стран, в свое время он был поставлен в ряд стран Ближнего Востока и продолжает там эксплуатироваться. По наукоемкости, способности выполнять боевые задачи он не потерял актуальности и сейчас.
     Мы представляем проект модернизации, который реализуется в настоящее время за рубежом и будет осуществляться в ВВС России. Украина также проявляет интерес к этой программе. Модернизация улучшает его технические характеристики настолько, что он не уступает самым современным образцам.
     В Украине сейчас на вооружении в соединениях и полках порядка 240 этих самолетов, в Николаеве есть мощная ремонтная база для них. Думаю, что наши предложения заинтересуют украинскую сторону.

     Опытно-конструкторское бюро имени А.С. Яковлева. Главный конструктор самолета Як-130 Константин Попович:

     - Здесь, на выставке, мы показали наш новый учебно-боевой самолет Як-130 в полете. Специалисты обратили внимание на проход на угле атаки 35-38 градусов. Такие углы характерны для высокоманевренных боевых машин. МиГ-29, Су-27 и современные иностранные боевые самолеты имеют ограничение в 24-26 градусов. Мы старались сделать так, чтобы самолет при своей размерности использовал все типы управляемого и неуправляемого оружия, которые применяются на современных боевых комплексах.
     Развитая система борта дает возможность полноценного тренинга. Для этого в кабине самолета-демонстратора стоит переключатель, который позволяет менять запрограммированные характеристики МиГ-29 или Су-27. На серийных самолетах по требованию заказчика мы можем выполнять имитацию любого типа самолета, так как маневренность самого Як-130 несколько превышает самолеты-аналоги и «загрублять» характеристики всегда проще, чем улучшать их.
     С появлением Як-130 есть возможность готовить летчика к боевому применению, минуя или во многом заменяя стадию полетов на двухместных учебно-боевых самолетах. Это не только повышает эффективность самой подготовки, но к тому же выгодно экономически. Час налета на Як-130 в шесть раз дешевле, чем на МиГ-29, и в 8 раз, чем на Су-27. В этом легко убедиться, зная, что летчику для выполнения часового полета на Як-130 необходимо порядка 750-800 кг топлива, а для таких же типовых полетов на Су-27 или МиГ-29 - примерно 3-5 тонн. И это не говоря о том, что размеры самолета меньше, а значит, и эксплуатационные затраты соответственно тоже.
     Сейчас ключевая основа программы по Як-130 – это двигатель. И главное здесь не только технические характеристики, но и возможности его создания в сжатые сроки. У нас динамично развиваются отношения с украинскими партнерами по двигателю АИ-222–25. Его разработчик - ЗМКБ «Прогресс» совместно с московским заводом «Салют», который имеет большие шансы сделать его в кратчайшие сроки. В этой же программе активно участвует украинское предприятие «Мотор Сич». Его мощности позволяют надеяться на то, что двигатели в течение года у нас будут.

     ОАО «Горьковский завод аппаратуры связи имени А.С. Попова». Начальник отдела внешнеэкономической деятельности и маркетинга Валентин Исаенко:

     - Мы производим аппаратуру и радиостанции дальней связи, которые используются во всех родах авиации. Сейчас наше предприятие - единственный производитель этой продукции в странах СНГ. Для украинской фирмы имени О.К. Антонова Горьковский завод поставляет авиационные радиостанции «Арлекин».
     На вооружении украинской армии стоят самолеты, которые используют такого рода станции, поэтому от этой выставки мы ждем налаживания потерянных ранее контактов с украинскими авиаремонтными предприятиями. Многие ведь думают, что такая продукция больше не производится и не ремонтируется. Мы встречались с представителями авиаремонтных заводов ВВС и выдвинули свои предложения по сотрудничеству.

     ОАО «Камов». Заместитель главного конструктора — начальник КБ Леонид Ширяев:

     - Общепризнанно, что сегодня наши вертолеты – самые красивые в мире и во всех этих мощных машинах бьется запорожское сердце. Двигатели разработки ГП ЗМКБ «Прогресс» и украинского ОАО «Мотор Сич» установлены на камовских боевых вертолетах Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор», на вертолетах корабельного базирования Ка-27,28, 29 и 31.
     Наши машины прошли боевое крещение. Их пилотировали летчики армейской авиации. Наших испытателей там не было, лишь небольшое количество технического персонала, который, к нашему удивлению, не был даже сильно загружен.
     У нас появилась возможность пользоваться первоисточниками – мнением боевых летчиков. Подтвердилось, что вертолет Ка-50 идеален для применения в горах. Его энерговооруженность и маневренность не идут ни в какое сравнение с имеющимися на вооружении машинами. Все, что мы закладывали в эту машину как перспективную, - подтвердилось. Мы устранили все замечания летчиков: усилили броневую защиту, отработали пушку для более эффективного использования в горах. Теперь встает вопрос о расширении возможностей применения Ка-50, о новых бортовых комплексах, о ночном применении. Чем мы сейчас и занимаемся.
     Думаю, что у читателей «Красной звезды» наибольший интерес может вызвать наша новая разработка – вертолет Ка-226. Военные специалисты рассматривают его с точки зрения учебно-тренировочной машины. Этот вертолет может использоваться для первоначальной подготовки, когда курсанта еще только учат ориентироваться, отрываться от земли, взлетать, садиться и т.д. Он прост в управлении, надежен, отвечает всем международным требованиям по безопасности. На нем будут стоять запорожские двигатели АИ-450. ОАО «Камов» и ОАО «Мотор Сич» создают совместное предприятие, которое в кооперации с российскими авиационными заводами будет производить этот вертолет. Он поднимется в воздух уже в 2003 году. Это реальный результат интеграции предприятий России и Украины. Машины с запорожскими двигателями эксплуатируются по всему миру, поэтому наши фирмы являются не только техническими, но и коммерческими партнерами.
     В процессе работы выставки прошло около 60 совещаний и конференций. Проведены очередные раунды переговоров по наиболее значимым двусторонним проектам, таким как Ту-334 и Ан-70. Отвечая на вопрос о межгосударственной программе по созданию военно-транспортного самолета Ан-70, премьер-министр Украины Анатолий Кинах заявил: «Соглашение по разделу интеллектуальной собственности на Ан-70 между Украиной и Россией будет подписано до конца года. Согласно решению правительств Украины и России, готовится проект межгосударственной программы по обновлению авиапарка двух стран. Соглашение по разделу интеллектуальной собственности на Ан-70 - составная часть этой программы». По его словам, необходимо сделать все возможное, чтобы обновление проходило за счет производства авиатехники на отечественных предприятиях и на основе кооперации в первую очередь с партнерами из России.
     Когда «Авиасвит-ХХI» заканчивал свою работу, митинги в центре Киева еще продолжали шуметь. Рабочие в цехе авиазавода стали разбирать выставочные стенды. Узнав, что здесь присутствует корреспондент «Красной звезды», ко мне подошел человек в летной форме и представился: «Главный редактор газеты ВВС «Крылья Украины» полковник Поплавский. Мы здесь читаем вашу газету. Передайте привет всем, кто любит авиацию, и моим сослуживцам в России. Мы когда-то были все в одной армии, да и сейчас нас многое объединяет. Разделить можно государство, а общая история ведь пополам не делится…»
     На снимке: на открытии авиасалона (слева направо) - Анатолий МЯЛИЦА - министр промышленной политики Украины, премьер-министр Украины Анатолий Кинах и генконструктор АНТК им. О.К. Антонова Петр БАЛАБУЕВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker