на главную страницу

5 Октября 2002 года

Сегодня

Суббота

«МиГ» между прошлым и будущим

Четверть века назад в воздух впервые поднялся фронтовой истребитель МиГ-29

Беседу вел Александр МАНУШКИН, «Красная звезда».



Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» по числу серийно построенных самолетов и по количеству стран, в которые поступили эти машины, занимает ведущее место в мире. Истребители марки МиГ всегда отличались высокими боевыми характеристиками и уровнем технического совершенства. Они и сейчас состоят на вооружении ВВС многих государств, в том числе стран НАТО. Одним из самолетов, который принес славу и составил целую эпоху отечественного авиастроения, стал МиГ-29. 25 лет назад, 6 октября 1977 года, Герой Советского Союза летчик-испытатель Александр Федотов с аэродрома Летно-исследовательского института имени М. Громова впервые поднял в воздух этот истребитель уникальной аэродинамической схемы. О самолете-юбиляре и фирме, на которой он был разработан, рассказывает дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик РАН Ростислав БЕЛЯКОВ, под чьим руководством создан фронтовой истребитель МиГ-29.

– Создание истребителя МиГ-29 стало этапным в отечественном авиастроении. Чем он отличался от своих предшественников?
     – Действительно, новый самолет должен был принять эстафету фронтовых истребителей ВВС у МиГ-21 и МиГ-23, превосходить в воздушных боях американский истребитель четвертого поколения F-16 и вести бой на равных с тяжелым истребителем F-15. Одной из главных особенностей истребителя МиГ-29 стала интегральная аэродинамическая компоновка, при которой фюзеляж выполнен несущим и создает до 40 процентов общей подъемной силы. МиГ-29 получил высокую тяговооруженность за счет двух новых в то время турбореактивных двигателей с форсажной камерой РД-33. Истребитель имел современную систему управления вооружением, на самолете предусматривалось применение управляемых ракет нового поколения «воздух – воздух» средней дальности К-27 и ракет ближнего боя К-14 или К-73. Рациональная аэродинамическая компоновка, высокая тяговооруженность, надежная автоматизированная система управления обеспечили новому истребителю превосходные маневренные характеристики. Характерно и то, что в его конструкции, как ни на одном самолете ранее, нашли широкое применение композиционные материалы.
– Для создания уникальных разработок нужны не только светлые головы конструкторов, но и коллектив единомышленников, работающих на одну идею...
     – Такой коллектив у нас был. Моим заместителем, руководителем проекта был Александр Чумаченко, в 1982 году главным конструктором был назначен Михаил Вальденберг, а с 1993 по 1999 год тему возглавлял Валерий Новиков. Большой вклад в создание и испытание МиГ-29 внесли Яков Селецкий, Вано Микоян, Аркадий Слободской, Николай Бунтин и многие-многие другие инженеры, конструкторы, испытатели.
     – Со времени создания истребителя МиГ-29 прошло более 20 лет. Вооружение, радиосвязное и навигационное оборудование и другие системы устаревают гораздо быстрее...
     – Это так, но и коллектив ОКБ не сидел сложа руки. На базе истребителя МиГ-29 были разработаны: двухместный учебно-боевой самолет МиГ-29УБ, строящийся серийно на Нижегородском авиационном заводе «Сокол», истребитель МиГ-29 с аппаратурой активных помех, МиГ-29С с модернизированной системой управления вооружением и новыми ракетами средней дальности РВВ-АЕ, а также МиГ-29СД, МиГ-29СЭ для поставок на экспорт и многоцелевой МиГ-29СМ с управляемым оружием класса «воздух – поверхность».
     25 апреля 1986 года состоялся первый полет самолета МиГ-29М, представляющего собой глубокую модификацию серийного МиГ-29 с новой системой управления вооружением, широкой номенклатурой управляемых средств поражения воздушных и наземных целей, рядом конструктивных отличий и повышенными характеристиками дальности полета.
     На базе МиГ-29М для оснащения авианесущих крейсеров в ОКБ был спроектирован и в 1988 году построен самолет МиГ-29К со складывающимся для более компактного размещения самолета на корабле крылом, посадочным гаком и усиленным шасси. 1 ноября 1989 года на МиГ-29К был выполнен первый в истории отечественной авиации и ВМФ взлет самолета с палубы авианесущего крейсера, оборудованной взлетным трамплином.
     – А когда МиГ-29 вышел на международный рынок?
     – Начиная с 1988 года истребитель неоднократно демонстрировался на международных авиационных выставках в России, Великобритании, Канаде, ОАЭ, США, Франции, Чили и других странах. Истребитель продемонстрировал высокие летные качества, надежность системы спасения летчика в почти безнадежных критических ситуациях. По мнению многих специалистов, МиГ-29 является лучшим в своем классе истребителем мира конца ХХ века.
     Помимо России, на вооружении ВВС которой состоит несколько сот самолетов МиГ-29, почти такое же количество этих истребителей имеют пять стран СНГ (Украина – 237 истребителей, Белоруссия – 82, Узбекистан – 36, Туркмения и Казахстан – по 22 машины).
     В небе Европы летают 135 МиГ-29, из них 22 принадлежат Болгарии, 23 – Германии, 28 – Венгрии, 12 – Румынии, 22 – Польше, 15 – Словакии и 13 – Югославии. Еще больше МиГ-29 закуплено в Азии (почти 170 машин), из которых 66 состоит на вооружении ВВС Индии, 15 – Ирака, 35 – Ирана, 4 – Йемена, 18 – Малайзии и 20 – Сирии. Кроме того, 16 МиГ-29 имеет Перу и 12 – Куба. Есть они и в США: в 1997 году 21 истребитель МиГ-29 Пентагон приобрел у Молдавии.
– А каковы его перспективы в XXI веке?
     – Конструкция истребителя настолько удачна, что сейчас трудно придумать более эффективную аэродинамическую схему планера. И я уверен, что в ближайшие десятилетия МиГ-29 будет составлять основу фронтовой истребительной авиации России.
     В настоящее время РСК «МиГ» ведет работы по модернизации и созданию новых модификаций фронтового истребителя МиГ-29. Работами по программам МиГ-29 и МиГ-29К и их модификаций занимаются дирекции, которые возглавляют главные конструкторы А. Слободской и Н. Бунтин. Одной из приоритетных тем является создание модернизированного многоцелевого фронтового истребителя МиГ-29СМТ. От предыдущих модификаций самолет отличается увеличенным внутренним запасом топлива и новым информационно-управляющим полем кабины летчика, построенным на основе многофункциональных цветных жидкокристаллических дисплеев и многофункциональных пультов управления. Для машины разработана новая архитектура бортового комплекса оборудования, установлены новые системы навигации, радиосвязи, радиопротиводействия, контроля и регистрации, контейнеры с системами оптоэлектроники и разведки.
     Усовершенствованный комплекс вооружения включает управляемые ракеты «воздух-воздух» РВВ-АЕ, Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1, Р-27Р1, Р-27Т1, Р-73Э, встроенную пушку ГШ-301, управляемое вооружение «воздух-поверхность» Х-29Т(ТЭ), КАБ-500КР(ОД), Х-31А, Х-31П, а также неуправляемое ракетное и бомбовое вооружение.
     Комплексная система управления вооружением, включающая модифицированный радиолокационный прицельный комплекс с новой БРЛС «Жук-М» с увеличенными дальностями действия, многоканальным обстрелом и современными режимами «воздух-поверхность», оптико-локационную станцию и нашлемную систему целеуказания, обеспечивает высокую боевую эффективность.
Новый самолет обладает превосходными маневренными характеристиками и высоким уровнем надежности и безопасности полета. МиГ-29СМТ может применяться не только в традиционной роли самолета завоевания превосходства в воздухе, но и как истребитель-бомбардировщик. Он также может использоваться как самолет-разведчик, обеспечивающий сбор и передачу на наземные пункты управления информации в режиме реального масштаба времени.      Одной из последних разработок является двухместный многофункциональный истребитель МиГ-29М2, первый полет которого состоялся 26 сентября 2001 года. Самолет МиГ-29М2 - принципиально новая машина с повышенной дальностью действия, современным бортовым оборудованием, четырехкратно резервированной трехканальной цифровой электродистанционной системой управления, увеличенной боевой нагрузкой и расширенным арсеналом вооружения.
     В новой машине расширены ударные функции, в том числе боевая работа в группе, с малых высот, в сложной помеховой обстановке при сохранении высокой эффективности в воздушном бою. Самолет оборудован БРЛС «Жук-М» и имеет широкую номенклатуру вооружения «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Благодаря распределению обязанностей между двумя пилотами и новому бортовому оборудованию самолет в сложной боевой обстановке будет иметь более высокую эффективность, чем его одноместные конкуренты.
     МиГ-29М2 был спроектирован с учетом требований ВВС Малайзии. Уже в октябре 2001 года самолет демонстрировался в Малайзии на традиционном авиасалоне LIMA-2001. Проведенная специалистами оценка показывает, что по боевой эффективности новый МиГ не уступает новым западным истребителям «Еврофайтеру» и «Рафалю».
     Сейчас в ОКБ также ведутся работы по созданию фронтового истребителя МиГ-29ОВТ с отклоняемым вектором тяги. Словом, МиГ-29, составивший целую эпоху отечественного авиастроения, еще сможет побить рекорды самолетов-долгожителей МиГ-15 и МиГ-21 и эффективно эксплуатироваться в первой половине XXI века.
     

На снимках: летчик-испытатель Александр ФЕДОТОВ; истребитель МиГ-29.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker