на главную страницу

5 Октября 2002 года

Пульс планеты

Суббота

Во имя стратегической стабильности

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ, «Красная звезда».



На днях в Государственной Думе прошли закрытые слушания по вопросу ратификации Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), подписанного президентами России и США в конце мая сего года. Депутаты готовы сразу же приступить к процедуре ратификации этого документа, как только Президент РФ внесет его в палату, и не видят, по словам председателя думского Комитета по обороне Андрея Николаева, серьезных препятствий на этом пути.

     31 декабря 2012 года – срок, установленный вышеуказанным договором для ликвидации примерно двух третей (до уровня 1.700-2.200 единиц) стратегических ядерных боезарядов каждой стороны. Его особенностью является то, что и Россия, и США могут самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений, правда, в указанных пределах. Не предусматривая никаких этапов в процессе выполнения взаимных обязательств, он также дает возможность по своему усмотрению распределять задействованные силы и средства, планировать снижение уровней имеющихся стратегических ядерных боезарядов. Причиной такого достаточно нового подхода стал по сути опыт выполнения СНВ-1, показавший всю сложность и трудоемкость процесса.
     В случае если договор будет ратифицирован обеими сторонами, а такая готовность есть как в Госдуме, так и в американском конгрессе, Россия убивает сразу двух зайцев. Во-первых, образовавшийся в результате одностороннего решения США о выходе из Договора по ПРО правовой вакуум в сфере стратегической стабильности автоматически заполняется новым документом. При этом удалось обеспечить подтверждение обеими сторонами объективно существующей взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями. Во-вторых, договор выгоден нашей стране, так как сокращает прежде всего американский ядерный арсенал. Россия же вынуждена выполнять (и уже фактически выполняет) его условия просто в силу экономической необходимости.
     Очевидно также и то, что договор призван обеспечить преемственность и последовательность в развитии двусторонней российско-американской договорной базы в области ядерного разоружения и укрепления стратегической стабильности. Будучи принятым в пакете с другими документами по стратегическим вопросам отношений России и США, договор нацелен на закрепление новых взаимоотношений между нашими странами, при которых значение ядерного паритета уже не то, что было в эпоху «холодной войны». Тем не менее сопоставимость – уже на принципиально более низком уровне – ядерных потенциалов, безусловно, остается важным элементом стратегической стабильности. В этом смысле важно, что новый договор определяет одинаковые как для России, так и для США верхние пределы общего количества имеющихся стратегических ядерных боезарядов (по 2.200 единиц), которые стороны не должны превышать. К тому же в силе остается Договор СНВ-1 с его ограничениями на носители, ядерные боезаряды. Самое главное, что мы получаем от Договора по СНП, заключается в возможности сохранения таких уникальных боевых систем, как СС-18 «Сатана», «Тополь-М», СС-22, 24 «Скальпель», перемещающийся по железной дороге. Все это по Договору СНВ-2 подлежало сокращению. Но он уже не действителен.
     Довольно остро стоит вопрос в отношении контроля за выполнением договора, для чего от каждой стороны потребуется определенная прозрачность планов сокращения. В этой связи следует упомянуть Договор СНВ-1, который будет действовать до 5 декабря 2009 года, а при согласии сторон может быть продлен и далее. Наличие более развернутой правовой базы на сегодня означает, что стратегические наступательные потенциалы России и США по меньшей мере до 2009 года будут находиться под двойным взаимодополняющим ограничением двух договоров. Это важно среди прочего и с точки зрения обеспечения надлежащего контроля, так как продолжающий функционировать контрольный механизм СНВ-1 позволит сторонам отслеживать положение дел в стратегических арсеналах друг друга, в том числе и в интересах нового договора.
     Кроме того, как предусмотрено Декларацией о новых стратегических отношениях между РФ и США, положения Договора СНВ-1 послужат основой «обеспечения доверия, открытости и предсказуемости при дальнейшем сокращении СНВ наряду с другими дополнительными мерами, подлежащими согласованию». Важную роль при реализации нового договора призваны сыграть и предусматриваемые СНВ-1 количественные и качественные ограничения носителей СНВ и положения, касающиеся переоборудования таких носителей. В них заключен серьезный сдерживающий элемент для обратного развертывания боеприпасов.
     Вместе с тем Договор по СНП несет в себе и ряд существенных недостатков. В частности, он не определяет немедленную ликвидацию сокращаемого теперь ядерного оружия, а допускает его складирование. Не обозначены необходимые решения по присоединению других ядерных государств к договору и по вопросу тактического ядерного оружия, которое современными специалистами приравнивается к стратегическому по способам возможного его применения. Не обговаривается и вопрос о хранении американского ядерного оружия на территории семи стран, например, Германии, а это немаловажный в стратегическом отношении аспект международной деятельности.
     Над всеми этими недостатками сторонам предстоит еще работать. А сегодня главное – быстрая ратификация этого жизненно важного документа как у нас, так и в США, чтобы он начал работать на благо стратегической стабильности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker