на главную страницу

5 Октября 2002 года

Планета людей

Суббота

Несостоятельный свидетель

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



     Трудно понять, чем руководствовалась главный обвинитель Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) Карла дель Понте, когда вызывала в качестве свидетеля против Слободана Милошевича нынешнего президента Хорватии Стипе Месича. Он, между прочим, был последним “председником” Югославии, то есть председателем президиума СФРЮ. (Этот пост соотносим с постом президента.) Роль Стипе Месича в развале Югославии в 1991 году достаточно хорошо известна, а потому предположить, что он может в чем-то серьезно обвинить Милошевича, мог только совершенно некомпетентный человек. Достаточно упомянуть, что последний “председник” Югославии, который по идее должен был добиваться спасения общего государства южных славян, после сложения с себя полномочий в конце 1991 года заявил в хорватской столице Загребе, что его задача выполнена: «Югославии больше нет». В то время такой чудовищный цинизм никого в Западной Европе особо не волновал. Но теперь Месичу пришлось расплачиваться за свой длинный язык.
     Тем не менее Стипе Месич был вызван в МТБЮ. Правда, Карла дель Понте под благовидным предлогом в двухдневных заседаниях не участвовала. Месич гладко говорил, пока его допрашивал обвинитель Джеффри Найс, но, как только в дело вступил Милошевич, хорватский “свидетель”, мягко говоря, “поплыл”. И действительно, как можно обвинять Милошевича в развязывании конфликта 1991 года в Хорватии, если уже сейчас есть признания авторитетных руководителей МВД из Загреба, что именно их спецназ весной 1991 года осуществлял обстрелы сербских сел, что и побудило население вооружиться и создать отряды самообороны? Как можно сводить начало вооруженного конфликта в Хорватии ко времени активного вмешательства в него армии Югославии в августе 1991 года, если бои разгорелись по всей Сербской Крайне уже к маю того же года? И куда можно спрятать признания хорватских националистов в том, что им необходима была война не только для скорейшего достижения независимости, но и для гарантированного изгнания из Хорватии сербского меньшинства? В этой ситуации особо зловещее звучание приобретают заявления руководителей фашистского Независимого Государства Хорватия - гитлеровского союзника времен второй мировой войны - о том, что “сербский вопрос” необходимо решать с прицелом на будущее: пусть антигитлеровская коалиция и победит, но зато “потомки получат чистую от сербов территорию”.
     Что ж, приходится признать, что сегодняшняя действительность даже превзошла ожидания этих фашистов: Хорватия почти полностью очищена от сербов, а на скамье подсудимых в МТБЮ находится сербский руководитель. Глубоко символичен в этих условиях обмен репликами двух президентов на заседании МТБЮ: «“Кто же здесь подсудимый?” - спросил Стипе Месич. «“В том-то и вопрос,” - ответил Слободан Милошевич.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker