Бег времени неумолим. Но все в нашем постоянно изменяющемся мире повторяется. Особенно это характерно для межгосударственных отношений, когда периоды открытого противостояния между странами сменяются временами сотрудничества и взаимодействия. Так было, к примеру, с Советским Союзом и США в 20-30-е гг. прошлого столетия и в ходе Великой Отечественной войны, в послевоенную эпоху «холодной войны» и ныне, когда в соответствии с российско-американской совместной декларацией от 24 мая с.г. Россия и Соединенные Штаты решили установить новые стратегические отношения партнерства и сотрудничества. В недавнем интервью «Красной звезде» командующий 7-м флотом США вице-адмирал Роберт Ф. Уиллард, посетивший с деловым визитом на штабном корабле «Блю Ридж» Владивосток, подчеркнул: «...Общее желание со стороны ВМС США заключается в том, чтобы сотрудничество между ведомствами ВМФ России и ВМС США росло. У нас есть опыт проведения совместных операций...» К сожалению, далее американский адмирал не смог ничего сказать о том богатом опыте военно-морских связей и контактов, который накопили русские и американцы за более чем 200 лет своих отношений на море, начиная со столь почитаемого в Америке наряду с Дж. Вашингтоном, Б. Франклином, А. Линкольном, Ф. Рузвельтом и др. адмирала Поль Джонса, отдавшего несколько лет своей жизни службе на Российском флоте при Екатерине II... Но, пожалуй, самой яркой страницей союзнических отношений военно-морских флотов двух стран явилась вторая мировая война. Тогда на основе советско-американского Соглашения «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессора» от 11 июля 1942 г. в рамках антигитлеровской коалиции и программы ленд-лиза эти отношения достигли своего пика. Сегодня мы расскажем об одном из начальных и уникальнейших эпизодов военно-морского сотрудничества СССР и США в 1941-1945 гг. - обеспечении межтеатрового перевода соединения подводных лодок Тихоокеанского флота из Владивостока и Петропавловска на Камчатке вдоль берегов США в Полярное (названия периода войны - Авт.) в состав Северного флота. В эти дни этой операции исполнилось 60 лет.
Завтра - в поход
К осени 1942 г. обстановка на советско-германском фронте вновь обострилась. Фашистские войска, стремясь взять реванш за свое первое крупное поражение под Москвой, развили наступление на Сталинград и на Кавказ, продолжали плотно удерживать в полной блокаде Ленинград, заперев Балтийский флот в восточной части Финского залива. Черноморский, также понесший потери, не имел выхода в другие акватории. Иная обстановка была на Северном морском театре, где флот по мере сил и возможностей обеспечивал движение союзных ленд-лизовских конвоев, которыми англичане и американцы доставляли в нашу страну боевую технику и военное имущество, а обратными рейсами вывозили из СССР столь нужное им стратегическое сырье, материалы и золото. Германские ВМС и ВВС резко активизировали свою деятельность по нарушению коммуникаций союзников в этом регионе.
В этой связи Ставка ВГК, Государственный Комитет Обороны, Наркомат ВМФ СССР предприняли ряд действенных мер по усилению боевого ядра сил Северного флота. Еще в сентябре 1941 г. Беломорским каналом в Архангельск и Полярное были переведены 8 подводных лодок из Ленинграда, а в новом, 1942 г., в апреле-мае - 3 ПЛ типа «М» по Волге из Баку и Камышина, в июле-октябре - лидер «Баку» и эскадренные миноносцы «Разумный» и «Разъяренный» Северным морским путем с Тихоокеанского флота (ЭОН-18). Новые части получила и морская авиация Севера: в августе 1941 г. - 19 СБ и И-153 с КБФ и ЧФ, в первом квартале 1942 г. - минно-торпедную эскадрилью тихоокеанцев капитана Г. Попова и 95-й бап (на Пе-3) от ВВС Красной Армии; в июне-сентябре 1942 г. - особую группу резерва Главного командования (3 иап, 3 бап и 1 мтап), а в октябре 1942 г. - 22-й разведывательный полк (на МБР-2), сформированный в Азербайджанской ССР в Али-Байрамли на базе Военно-морского авиационного училища морских пилотов...
4 сентября 1942 г. Государственный Комитет Обороны принимает постановление № ГОКО-2238сс об усилении Северного флота еще 6 подводными лодками за счет перевода их с Тихоокеанского флота через Панамский канал. В его развитие через 10 дней исполнявший должность начальника Главного морского штаба (ГМШ) вместо раненого адмирала Ивана Исакова контр-адмирал Владимир Алафузов направил письмо военно-морскому атташе при посольстве США в Москве кэптену Данкену для Морского министерства Соединенных Штатов с подробным планом перехода подводных лодок и просьбами советского командования оказать им необходимое содействие со стороны американских военно-морских властей. Аналогичное письмо от Наркомата ВМФ СССР ушло в адрес посольства Великобритании. Первые два документа и послужили основой для организации взаимодействия соединения советских подводных лодок с американскими ВМС.
На основании постановления ГКО в установлении контактов и организации переговоров с американской стороной были задействованы представители трех наркоматов: иностранных дел (НКИД), внешней торговли (НКВТ) и Военно-морского флота. НКИД и НК ВМФ СССР непосредственно отвечали за договоренность с правительствами США и Англии о переходе подводных лодок и их заходах в американские и английские (канадские) порты. ГКО обязал НКВТ обеспечить по заявкам военных моряков снабжение подлодок топливом, продовольствием и производство их ремонта в портах США и Англии.
Нарком ВМФ СССР адмирал Николай Кузнецов 9 сентября 1942 г. в своем приказе по Главному морскому штабу № 00318 поставил задачи на переход подводных лодок военным советам ТОФ и СФ, а также начальникам ГМШ, тыла, связи, санитарного, финансового и центральных управлений ВМФ. По первоначальному замыслу наркомата, для перевода в состав Северного флота выделялись 2 подводные лодки типа «Л» («Ленинец») - «Л-15», «Л-16» и 4 типа «С» (Средняя) - «С-51», «С-54», «С-55» и «С-56». «Ленинцы» осуществляли переход из Петропавловска на Камчатке, а типа «С» - из Владивостока. Их маршруты должны были проходить через порты и военно-морские базы Датч - Харбор (США), Сан-Франциско (США), Панамский канал, Галифакс (Канада) и далее до Рейкьявика (Исландия) в обстановке глубокой скрытности группами по две лодки, а в дальнейшем каждая лодка должна была следовать самостоятельно до Полярного. Вопрос эскортирования советских подлодок американскими надводными силами у побережья Америки изначально не планировался. На переходе командиры подводных лодок подчинялись до Петропавловска - военному совету ТОФ, от Камчатки до Исландии - непосредственно адмиралу Н. Кузнецову, а от Исландии до Полярного - военному совету СФ. Срок готовности подлодок к выходу был установлен «Ленинцам» - 25 сентября, «Средним» - 5 октября 1942 года.
10 сентября контр-адмирал В. Алафузов утвердил указания по связи на переходе ПЛ из Владивостока в Полярное, подготовленные Управлением связи ВМФ. Подводным лодкам работать на передачу, за исключением передачи радиограмм о месте нахождения только по запросу начальника ГМШ, ответов на шифротелеграммы и аварийных случаев, запрещалось. В случаях нахождения подводных лодок в составе американских или английских конвоев лодкам работать на передачу также запрещалось.
Уже 11 сентября в Отделе внешних сношений Наркомата ВМФ СССР состоялись первые переговоры с союзниками по вопросу обеспечения ими перехода соединения советских подводных лодок. От американской стороны присутствовал военно-морской атташе США кэптен Данкен, от английской - глава военной миссии в СССР контр-адмирал Майлс.
14 сентября в ходе следующей встречи союзников кэптену Данкену было вручено письмо Наркомата ВМФ СССР Морскому министерству США с уточненным планом и обстоятельствами перехода. В ответ на данное письмо американская сторона в лице командора Аллена, помощника военно-морского атташе США, в целях улучшения опознавания кораблей и взаимодействия между соответствующими советскими и американскими командирами выдвинула ряд встречных предложений Наркомату ВМФ СССР, которые с охотой были приняты...
23 сентября 1942 г. адмирал Н. Кузнецов доложил заместителю председателя ГКО В. Молотову об итогах переговоров с представителями американского военно-морского командования, организации и обеспечении перехода советских подводных лодок при следовании их в водах США:
«1. Подлодки до Датч-Харбора следуют самостоятельно, не вступая в связь с американскими рациями.
В 45 милях от Датч-Харбора (широта 54о45’, долгота 167о00’ западная) они будут встречены американскими кораблями для ввода в Датч-Харбор. В случае, если лодки запоздают с подходом в назначенную точку, то, пройдя меридиан 175о западной долготы (т.е. за сутки до подходной точки), они сообщают об этом по радио на английском языке, не указывая своего места и принадлежности к советскому флоту.
2. Опознавание на переходе до Датч-Харбора будет осуществляться по системе, принятой на Севере между советскими и английскими кораблями, а при дальнейшем следовании вдоль американского побережья - по американской системе.
Для гарантии безопасности на случай встречи с военными кораблями США в Датч-Харбор на головную лодку каждой пары будет назначено по одному американскому офицеру связи с необходимыми документами для связи с кораблями американского флота.
3. На переходе подводные лодки смогут держать связь с любой ближайшей береговой американской радиостанцией, которая будет передавать их телеграммы военно-морскому атташе СССР в Вашингтоне. Подобная связь предусмотрена только на крайний случай, в нормальных условиях плавания она будет запрещена.
В соответствии с указаниями выше мной даны указания военному совету ТОФ об инструктировании командиров подводных лодок».
За организацию перехода соединения подводных лодок непосредственно отвечал и.д. начальника Главного морского штаба контр-адмирал В. Алафузов, который руководил им через Отдел внешних коммуникаций (ОВК) оперативного управления. ОВК ГМШ ВМФ через Отдел внешних сношений Наркомата Военно-Морского Флота СССР имел связь с американской стороной в лице военно-морского атташе США в Москве кэптена Д. Данкена, а в Вашингтоне - заместителя председателя Правительственной закупочной комиссии в США по морской части контр-адмирала М. Акулина и военно-морского атташе (ВМАТ) СССР капитана 2 ранга И. Егоричева, которым сообщались даты выходов ПЛ из Петропавловска и в последующем из других портов и баз и через которых решались все организационные вопросы перехода соединения в американских водах. Ивану Егоричеву были даны указания иметь своих представителей во всех портах, куда были намечены заходы советских подлодок, и обеспечивать их стоянки и выходы совместно с представителями НКВТ. Таким представителем ВМАТ на всем маршруте перехода соединения являлся его помощник капитан 3 ранга Николай Скрягин (в 1943 г. награжденный за вклад в эту операцию орденом Отечественной войны I степени. - Авт.).
В соответствии с приказом НК ВМФ СССР к 18 сентября 1942 г. военный совет ТОФ утвердил список командиров ПЛ на переход:
ПЛ «Л-15» - капитан-лейтенант В.И. Комаров;
ПЛ «Л-16» - капитан-лейтенант Д.Ф. Гусаров;
ПЛ «С-51» - капитан-лейтенант И.Ф. Кучеренко;
ПЛ «С-54» - капитан-лейтенант Д.К. Братишко;
ПЛ «С-55» - капитан-лейтенант Л.М. Сушкин;
ПЛ «С-56» - капитан-лейтенант Г.И. Щедрин.
Старшими на переходе были назначены: в группе «Ленинцев» - капитан-лейтенант Дмитрий Гусаров, а в группе лодок типа «С» - командир 3-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок, Герой Советского Союза, отличившийся еще в советско-финскую войну, капитан 1 ранга Александр Трипольский (осуществлял переход на «С-51» до Галифакса, а затем — на «Л-15». - Авт.). Кроме того, от Отдела внешних коммуникаций старшим офицером ГМШ на переход был утвержден капитан 2 ранга Иван Палилов.
Срок выхода лодкам «Л-15» и «Л-16» военный совет флота установил 25 сентября, а приказ наркома ВМФ был объявлен командирам и комиссарам ПЛ 12 сентября. Выход «эсок» из Владивостока назначили: 1-й паре («С-55» и «С-54» - старший в группе Л. Сушкин) - на 5 октября, 2-й паре («С-56» и «С-51») - на 7 октября. Приказ наркома последним зачитали 17 сентября. Вся подготовка к переходу велась скрытно. Характерно, что личному составу лодок объявлялось о конечной цели похода в день выходов в море. Более того, как писал в своем отчете командир «Л-15» капитан 3 ранга В. Комаров, о том, что за «Ленинцами» следует на Север через Америку отряд «эсок», он сам лично узнал случайно только в Датч-Харборе при общении с одним американским солдатом польского происхождения.
В подготовительный период «Ленинцы» прошли докование в плавдоке Петропавловской судоверфи и 17-дневный навигационный ремонт у плавбазы «Саратов», торпеды были приготовлены по-боевому. ПЛ «С-56» завершила гарантийный ремонт и докование в заводе № 202, там же провели предупредительные ремонты, а затем и докование и остальные «эски».
24 сентября в военном совете ТОФ состоялся инструктаж командиров кораблей. Особо обращалось внимание на изучение опыта переходов во Владивосток через порты и базы США (Бостон, Норфолк, Кристобаль, Сан-Франциско, Датч-Харбор) из Кронштадта гидрографических судов «Полярный» и «Партизан» под командованием капитана 2 ранга Л. Владимирского в июне-октябре 1938 г. и дивизиона базовых тральщиков («Стрела», «Трос», «Проводник» и «Подсекатель») под командованием капитана 3 ранга П. Михайлова в июне - августе 1939 года
(см. «Красная звезда» от 27.08.1999 г. - Авт.).
Характерно, но «эски» были очень плохо обеспечены картами и лоциями в Гидрографическом отделе штаба флота. Как отметили впоследствии все штурманы подлодок, на переход они имели лишь по генеральной карте Берингова моря весьма мелкого масштаба и его лоции издания 1910 г., а также кальки с американской карты подходов к Датч-Харбору. Такое плавание наши моряки называли в шутку плаванием «по газете». И только от американцев и англичан в течение похода на ПЛ получались необходимые карты и лоции.
25 сентября 1942 г. морскому министру США через аппарат военно-морского атташе СССР было передано сообщение о выходе из Петропавловска на Камчатке первой группы ПЛ типа «Л».
«Прощайте, скалистые горы...»
Накануне похода, вечером 24 сентября, в Петропавловске командир 3-го отдельного дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Киселев с приглашением командования Петропавловской ВМБ дал прощальный ужин для командиров и комиссаров «Ленинцев». А в 8.00 следующего дня на уходящие лодки прибыли командир базы капитан 2 ранга Д. Понамарев и комиссар — полковой комиссар П. Смирнов, вручившие Д. Гусарову и В. Комарову шифровки командующего ТОФ с приказом о перебазировании ПЛ «Л-15» и «Л-16». Через два часа лодки снялись с якорей и пошли на выход из бухты Тарья. На всех кораблях, базировавшихся в бухте, личный состав был построен во фронт. Катер командования базы проводил «Ленинцев» до самой Авачинской губы...
«С-55» и «С-54» миновали скалистые кручи бухты Золотой Рог и стали на якоря в проливе Босфор – Восточный 4 октября. В 16.00 на борт проводить их прибыли командующий флотом вице-адмирал И. Юмашев, член военного совета корпусной комиссар С. Захаров и начштаба ТОФ контр-адмирал В. Богденко. На следующее утро в 6.52 лодки ушли в поход. В тот же день командование Тихоокеанского флота попрощалось и с экипажами ПЛ «С-51» и «С-56». В 7 утра 6 октября и эти лодки снялись с якорей и покинули Владивосток. Уже через три дня каждая из пар «эсок» в заливе Де-Кастри брала на борт по лоцману для перехода через Татарский пролив, отделявший о. Сахалин от материка. В Охотском море, минуя первый Курильский пролив, лодки следовали вдоль некогда русских островов, занятых японцами. В условиях войны, шедшей на Тихом океане, бдительность вахтенных была высочайшей. Стоянки на Камчатке заняли у экипажей по два дня. 15 и 17 октября каждая из групп «эсок» покинула последний советский порт...
Подводные лодки следовали в надводном положении в строе кильватера. Первой шла «Л-16», а за ней в дистанции 2 кабельтова (кбл.) – ПЛ «Л-15». 29 сентября советские подводники пересекли демаркационную линию, а на следующий день в 8.00 обнаружили американский самолет, от которого уклонились срочным погружением. 1 октября в 8.36 в согласованной с американской стороной точке рандеву близ о. Уналяска, расположенного в группе Алеутских островов, советские «Л-15» и «Л-16» встретились с американским эскортным кораблем — истребителем подводных лодок. Особенностью перехода являлось то, что наши подводники к тому же не располагали картами минных заграждений и полей США. Через 6,5 часа лодки вошли в Датч-Харбор, обменялись установленными опознавательными сигналами с береговыми постами и еще через полчаса ошвартовались у пирса военно-морской базы.
20 и 22 сентября в Датч-Харбор прибыли соответственно каждая в сопровождении сторожевика ВМС США 2 и 3-я группы «эсок».
К тому времени «Ленинцы» уже покинули базу. Это случилось еще 5 октября. До выхода в пролив Акутан их сопровождал сторожевой корабль № 142. На борту головной «Л-16» шел американский офицер связи из бывших русских эмигрантов лейтенант С. Михайлов...
Ошибка самурая Тагами
То, что случилось на переходе «Ленинцев» в Сан-Франциско, долго интересовало отечественных исследователей и специалистов. Всех волновала загадка гибели ПЛ «Л-16». В послевоенных условиях «холодной войны» естественно, что тень вины наводили на США. Однако, как прояснилось на сегодня, этот «трофей» записал на свой счет командир японской субмарины «И-25» М. Тагами, оперировавший в те дни у западного американского побережья.
В конце августа — начале сентября 1942 г. «И-25», выпустив бортовой гидроплан в районе мыса Бланко, штат Орегон, шестью сброшенными зажигательными авиабомбами вызвала в этих местах незначительный лесной пожар. 4 и 6 октября после потопления двух американских танкеров у М. Тагами истощился боезапас, и он взял курс на метрополию. 11 октября в 820 милях от Сан-Франциско, севернее Сиэтла, ему «повезло» – самурай встретил две крупные субмарины, следовавшие в надводном положении на юго-восток.
Из отчета командира ПЛ «Л-15» капитана 3 ранга В. Комарова начальнику ГМШ ВМФ СССР от 20 июля 1943 г.: «...Погода стояла хорошая, видимость полная, море - один балл. ПЛ шли строем кильватера Д = 3 кбл., ход 8 узлов. ПЛ «Л-16» шла головной... В 04 час. 30 мин. разошлись в 4 кбл. с транспортом неизвестной национальности.
В 11 час. 15 мин. (22 час. 15 мин. московское время) в точке ш = 45о41’ N, д = 138о56’ W ПЛ «Л-16» была торпедирована с подводной лодки и утоплена со всем личным составом... По ней выпущено две торпеды, предполагаю, торпеды попали в кормовые отсеки, ибо ПЛ погрузилась с дифферентом на корму 45о, затонула через 25-30 секунд. Принял решение уклониться – оторваться от ПЛ «Л-16» ходом 15 узлов. Отходя противолодочным зигзагом... в 11 час. 15 мин. – 11 час. 17 мин. на расстоянии 7-8 кбл. от точки гибели ПЛ «Л-16» за масляным пятном обнаружил два перископа, по которым открыл огонь из 45-мм орудия. Выпустил 5 снарядов, ПЛ погрузилась, прекратил огонь...
Через одну минуту после того, как погрузилась ПЛ «Л-16», слышал два глухих подводных взрыва – считаю, взорвались батареи.
...В 11 час. 29 мин. обнаружил по пеленгу 150о транспорт, выкрашенный в шаровый цвет, принадлежность не определил, флага не было. Транспорт шел зигзагом в направлении к Алеутским островам... В 14 часов дал оба полный в 12,7 узла, решил весь дальнейший путь идти противолодочным зигзагом до Сан-Франциско...»
Несмотря на приступ аппендицита, В. Комаров сумел довести свою лодку до Калифорнии.
По сведениям, переданным капитану 2 ранга И. Егоричеву в морском министерстве США, Токийская широковещательная радиостанция в 13 час. 27 декабря и в 7 час. на следующее утро на английском языке передала два сообщения, в которых косвенно говорилось об обстоятельствах потопления советской подлодки. Основываясь на данных, полученных из Вашингтона от военно-морского атташе СССР, вскоре адмирал Н. Кузнецов в докладной записке на имя В. Молотова сделал вывод о том, что «Л-16» потопила японская подводная лодка.
30 декабря 1942 г. американский президент Ф. Рузвельт направил И. Сталину послание, где писал следующее: «Я обратил внимание на радиосообщение из Токио о том, что 12 октября в Тихом океане японская подводная лодка потопила подводную лодку союзной нации. Вероятно, это сообщение касается вашей подводной лодки «Л-16», потопленной противником 11 октября в то время, когда она находилась в пути в Соединенные Штаты с Аляски, и я посылаю вам выражение сожаления по поводу потери вашего корабля с его доблестной командой и выражаю мою высокую оценку вклада, который вносит в дело союзников ваш доблестный Военно-морской флот в дополнение к героическим победам вашей армии».
В 1956 году в СССР была издана книга бывшего японского командира-подводника Мотицура Хасимото «Потопленные. Японский подводный флот в войне 1941–1945 гг.», где тот рассказал о всех злополучных действиях «И-25». И хотя в разных источниках, включая архивные, о потоплении лодки Д. Гусарова имеется ряд неточностей, все же...
К выводу о том, что советскую «Л-16» потопил не кто иной, как М. Тагами, принявший по ошибке русских за американцев, пришел еще в 1982 году в своих воспоминаниях и наш знаменитый подводник, бывший командир «С-56» – участник перехода вице-адмирал в отставке Григорий Щедрин. Союзнические отношения с США обошлись СССР, не воевавшему на тот момент с Японией, в 56 жизней командиров и краснофлотцев погибшего экипажа «Л-16».
В дружбе с Америкой
Как записал в своем отчете 23 марта 1943 г. в ГМШ ВМФ командир ПЛ «С-51» капитан 3 ранга И. Кучеренко, о судьбе подлодки «Л-16» им стало известно через 10 дней после ее потопления, на переходе в Датч-Харбор: «...Объявили личному составу. Проинструктировали вахтенных командиров и наблюдателей о бдительности несения вахт. Высказываний боязни не было».
В связи с этим событием, а также наличием разведсведений, что из японского порта Хакодатэ вышла в Тихий океан немецкая ПЛ (за годы войны 4 ПЛ ВМС Германии совершали походы в страну восходящего солнца с грузами оптики, ртути, радиолокационными деталями и документацией; на обратном пути они вывозили каучук, вольфрам, молибден и др. материалы. - Авт.), американское командование приняло решение отправить все 4 «эски» в Сан-Франциско в сопровождении эсминцев «Сэндс» и «Фокс». Это был самый длительный этап эскортирования советских лодок кораблями ВМС США. Он длился 8 суток, с 28 октября по 5 ноября. Следующим по длительности был этап Коко-Соло — Гуантанамо - более 73 часов, или более 3 суток. В результате общее время эскортирования всех 6 тихоокеанских ПЛ американскими боевыми кораблями вдоль берегов Америки в период с 1 октября по 12 декабря 1942 г. составило примерно 35 суток 14 часов 8 минут (или 854 час. 08 мин.). Кроме того, время проводки подлодок СССР американскими лоцманами за тот же период составило 1 сутки 10 час. 15 мин. (или 34 час. 15 мин.).
В общей сложности для эскортирования соединения советских подводных лодок было задействовано 26 кораблей ВМС США, включая: 12 эсминцев, 1 сторожевой корабль, 10 охотников за ПЛ и 3 сторожевых катера. На различных этапах перехода на лодках находились и работали американские матросы-сигнальщики и офицеры связи, как правило, знавшие русский язык, из числа эмигрантов: лейтенант С. Журинко («Л-15»), лейтенанты Ромашевский и Пашковский («С-55»), мл. лейтенант Орлов («С-54»), лейтенант Белик («С-56») и др.
Основной целью эскортирования подводных лодок кораблями ВМС США являлось их противолодочное охранение на выходах и входах в базы (порты), при проводке в проливных зонах, а также через районы активных действий ПЛ противника. В целом поставленные задачи корабли эскорта выполнили. За весь переход, не считая «Л-16», тихоокеанцы еще дважды атаковывались вражескими субмаринами: 18 ноября на маршруте в Коко-Соло (Панама) «С-56» и 7 декабря - из Гуантанамо в Галифакс (Канада) «С-54». При этом «С-56» шла в море с «С-51» без охранения и момент атаки не наблюдала, а «С-54» благодаря активным действиям американского корвета, атаковавшего неприятеля глубинными бомбами, и умелому маневрированию командира лодки капитан-лейтенанта Д. Братишко от торпеды уклонилась. Есть основания предполагать, что в первом случае была японская ПЛ, а во втором - германская, что подтверждали разведданные ВМС союзников.
Планированием переходов на каждом из этапов и проведением соответствующих инструктажей занималось командование ВМС США, как правило, с участием капитана 3 ранга Н. Скрягина, прибывавшего в каждый пункт стоянок лодок самостоятельно; в ВМБ Датч-Харбор - штаб командующего Аляскинским сектором обороны (1-го военно-морского района вице-адмирала В. Брауна), в ВМБ Сан-Франциско - штаб командующего Западным морским округом (вице-адмирала Д.В. Гринслэйда), в ВМБ Коко-Соло - штаб командующего Панамским морским округом (контр-адмирала К.Э. Ван Хука), в ВМБ Гуантанамо - штаб командующего базой, представлявшего командование Карибским морским округом (вице-адмирала Дж.Х. Гувера). Эти же командования и выделяли свои корабли эскорта. Этап перехода на подходах к Галифаксу обеспечивали эсминцы 24-го оперативного соединения ВМС США.
В период перехода у американского побережья советскими лодками было принято радиограмм: с берега на ПЛ - 20 шт., с кораблей эскорта - 4 шт., передано на берег - 24 шт. И на корабли эскорта - 3 штуки. За это время 6 тихоокеанских подводных лодок около 10 раз встречались с самолетами американских ВМС и ВВС и в 6 случаях успешно обменивались с ними опознавательными сигналами согласно выданным указаниям. Случаев боевого соприкосновения с американской авиацией у советских подводников не было. Три раза они встречались в море с конвоями союзников, эскортируемыми кораблями и авиацией у западного побережья Америки, в том числе с одним в Карибском море и с двумя - в районе Багамских островов. В ходе этих встреч также происходило взаимное опознавание кораблей и самолетов.
Кроме того, от военно-морских властей США в пунктах перехода советские подлодки на основании взаимных договоренностей между правительствами двух стран получили около 500 т топлива, 50 т моторного масла, а также были заправлены пресной и дистиллированной водой и снабжены в достаточном количестве продовольствием. В мастерских ВМБ Датч-Харбор, Коко-Соло и на заводе в Сан-Франциско практически на всех лодках силами экипажей и местных специалистов производились необходимые ремонтные работы, а также зарядка аккумуляторных батарей.
И, наконец, в военно-морских базах и портах США происходили теплые, дружественные встречи и приемы советских подводников с американскими военными моряками и летчиками, в ходе которых происходило их взаимное общение. В гостях у тихоокеанцев на лодках побывали с визитами и экскурсиями около 100 американских адмиралов, генералов, офицеров, матросов и солдат, в том числе командующие Аляскинским сектором обороны, Западным и Панамским морскими округами, главнокомандующий ВС США в зоне Панамского канала, офицеры их штабов, командиры ВМБ и флотилий ПЛ, базирующихся в Датч-Харборе (кэптен Таманс), Сан-Франциско (контр-адмирал Фригделл) и Коко-Соло (кэптен Т.Д. Дойли), с отдельными командирами лодок и др. В свою очередь советские командиры побывали с ответными визитами у американцев, осмотрели 4 ПЛ, некоторые охотники за ПЛ, присутствовали в Сан-Франциско на торжественных спусках новых американских подводной лодки и тральщика, а капитан 3 ранга Н. Скрягин был принят в Датч-Харборе на крейсере. В период стоянок в базах США советским военным морякам показывались местные кинофильмы, организовывались бани. Любопытно, что при нахождении подводников СССР в ВМБ Коко-Соло ежедневно подъемы советских военно-морских флагов происходили с исполнением оркестром базы Интернационала и государственного гимна Соединенных Штатов. В этой базе, к примеру, состоялся и совместный концерт художественной самодеятельности русских и американских матросов, окончившийся также исполнением Интернационала и гимна США...
После Америки советские подводные лодки следовали к берегам Советского Союза следующими маршрутами: «С-55» - из Галифакса (24.12.1942 г.) - Розайт (6.01. - 28.02) - Лервик (29.02 - 1.03) - Полярное (8.03.1943 г.); «Л-15» - из Галифакса (28.12.1942 г.) - Рейкьявик (10.01 - 4.02) - Гринок (9.02 - 20.05) - Лервик (22.05 - 22.05) - Полярное (29.05.1943 г.); «С-51» - из Галифакса (29.12.1942 г.) - Рейкьявик (8.01 - 16.01) - Полярное (24.01.1943 г.); «С-56» - из Галифакса (29.12.1942 г.) - Розайт (12.01 - 28.02) - Лервик (29.02 - 1.03) - Полярное (8.03.1943 г.); «С-54» - из Галифакса (25.12.1942 г.) - Розайт (10.01 - 18.02) - Лис (18.02 - 19.02) - Портсмут (21.02 - 21.05) - Плимут (22.05 - 23.05) - Гринок (25.05 - 29.05) - Лервик ( 29.05 - 31.05) - Полярное (7.06.1943 г.).
Важно подчеркнуть, что и канадские, и английские ВМС почти на всех этих этапах обеспечивали эскортирование наших ПЛ своими кораблями, офицерами связи и сигнальщиками.
В итоге лодка капитан-лейтенанта Д. Братишко «С-54» в июне 1943 г. завершила весь переход тихоокенцев на Север.
«Внимательное и добросовестное отношение ряда лиц американского военно-морского командования» к советским подводникам во время пребывания их в портах США, по докладу в ГМШ ВМФ военно-морского атташе капитана 2 ранга И. Егоричева, «способствовало успешности перехода и ремонта подводных лодок». В этой связи народный комиссар ВМФ СССР адмирал Н. Кузнецов посчитал необходимым выразить от своего имени благодарность военно-морским властям США, а также Канады за содействие операции, о чем он и проинформировал НКИД СССР.
10 июня 1943 г. Н. Кузнецов в донесении на имя председателя ГКО И. Сталина доложил о завершении перевода подлодок с Тихоокеанского на Северный флот.
* * *
Пройдя порты США, Канады и Англии, впервые в истории отечественного подводного флота 5 советских дизельных подводных лодок совершили столь длительный переход длиною 16.205 миль за 64 суток, пройдя 7 морей и 2 океана, через суровые северные и жаркие тропические широты, получив ценный опыт взаимодействия с кораблями иностранных государств. Как справедливо отмечалось в отчете командиром ПЛ «С-51» капитаном 3 ранга И. Кучеренко: «Перебазирование подлодок из Владивостока в Полярное... произошло в силу сложившейся обстановки - дружбы с Америкой, в противном случае этот переход был бы невозможным даже при наличии большой автономности ПЛ типа «С».
В ходе боевых действий на Севере в 1943-1945 гг. пятью прибывшими с ТОФ подлодками было потоплено и повреждено свыше 30 кораблей и судов противника, произведено несколько минных постановок, выполнены специальные задания по высадке разведчиков в глубоком немецком тылу. Кроме того, бывшие старшие помощники, назначенные командирами других подводных лодок, потопили и повредили еще 5 транспортов врага водоизмещением 30 тыс. тонн.
За боевые успехи ПЛ «С-51» была награждена орденом Красного Знамени, а «С-56» стала Краснознаменной и гвардейской. Их командиры Иван Кучеренко и Григорий Щедрин удостоились высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза. Дальний переход и последовавшие за ним боевые походы явились великолепной школой морской выучки для их участников. Личный состав не только повысил свою квалификацию, закалился в штормах и бурях, но и полюбил корабельную службу, океанские плавания, флот. Не случайно из офицерской среды прибывших с Тихоокеанского на Северный флот вышли 4 вице-адмирала, 2 контр-адмирала, занимавшие должности до первого заместителя командующего, начальника штаба флота и начальников центральных управлений, 13 капитанов 1 ранга, несколько командиров крупных корабельных соединений, 4 флагманских специалиста, начальники кафедр и преподаватели высших военно-учебных заведений, 11 командиров подводных лодок. Офицерами стали и многие матросы и старшины.
На снимках: советская ПЛ «Л-16» на переходе у берегов США; экипаж ПЛ «Л-15» в Коко-Соло с командованием американской ВМБ. 14-21 ноября 1942 г. Фото из архива автора.