на главную страницу

8 Октября 2002 года

На контроле "Красной звезды"

Вторник

Кто кому должен?

Сергей ВАСИЛЬЕВ.



«Езжайте с Богом и радуйтесь, что остались живыми…» Так напутствовали некоторых мурманчан, отвоевавших срочную службу на Северном Кавказе, «отцы-командиры», когда парни, увольняясь в запас, задавали вопрос о выплате причитающихся им так называемых «боевых» денег. Вопрос, стоимость которого в рублевом эквиваленте сегодняшнего дня уже порядка восьми миллионов… И солдаты, радуясь жизни, уезжали по домам. Уверовав в главное, что пройдет время и все, как обещали командиры, образуется: Родина-мать наконец-то по достоинству отблагодарит своих сынов за добросовестное исполнение воинского долга в «горячей точке».

- С конца прошлого года, - рассказывал консультант комитета по вопросам местного самоуправления и проблемам военных гарнизонов администрации Мурманской области Владимир Хориков, - к нам начали обращаться военнослужащие, которые проходили службу на территории Чечни и по увольнении в запас не получили дополнительное материальное вознаграждение за непосредственное участие в боевых действиях.
     Недоумение сразу вызвал факт, что основная масса обратившихся в областную администрацию – более 90 процентов – бывшие военнослужащие войсковой части, которой командовал гвардии полковник А. Федоров. Из заполярной Печенги, где располагается мотострелковая бригада ЛВО, мурманчан направляли в поселок Каменка Ленинградской области и далее в Чечню, в населенный пункт Борзой. Единичны случаи, когда в комитет обращались бывшие десантники, военнослужащие войск МВД. И то больше по вопросу, что «боевые» выдали, но не всю причитающуюся сумму.
     Как сказал Владимир Александрович, на сегодняшний день в комитете на контроле обращения 150 человек. У процентов пятидесяти задолженность по «боевым» частично была погашена ранее. Стоимость вопроса – подсчитали по справкам - порядка восьми миллионов рублей. Каждому причитается где-то 100-120 тысяч рублей. Однако в последних обращениях военнослужащих запаса суммы фигурируют уже более приличные: 200 тысяч рублей, 250 тысяч...
     Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов выплату «боевых» денег землякам взял под жесткий контроль. Не единожды по его прямому распоряжению сотрудники комитета письменно обращались к командиру войсковой части гвардии полковнику Федорову, военному прокурору Северо-Кавказского военного округа генерал-майору юстиции Устинову, полномочному представителю Президента РФ по Южному федеральному округу Виктору Казанцеву. Но положительных результатов официальная переписка мурманчан с Северным Кавказом не дала.
     Тогда в начале сентября 2001 года Юрий Евдокимов направил письмо в Министерство обороны России с просьбой помочь в решении проблемы. Разобраться в возникшем вопросе было поручено командованию СКВО. На момент подготовки материала ответ пока не получен. Зато наконец-то откликнулась канцелярия полномочного представителя президента: мол, установленные дополнительные выплаты за непосредственное участие в боевых действиях не производятся по причине отсутствия… денег.
     - Мы провели два собрания с бывшими воинами, - говорил Владимир Хориков. - Первое – совместно с комитетом солдатских матерей, на котором Юрий Алексеевич Евдокимов дал нам указание не пускать дело на самотек. Повторно собирались уже с представителями Мурманского областного военкомата, военной прокуратуры и суда. Юристы рассказали ребятам, куда и с какими документами им нужно обращаться.
     В областной администрации разработали типовую жалобу для подачи в суд на действия, нарушающие права гражданина Российской Федерации. Ее форму специалисты комитета по вопросам местного самоуправления и проблемам военных гарнизонов согласовали с прокуратурой, Мурманским гарнизонным судом Ленинградского военного округа, военным судом Северного флота и рекомендовали всем желающим, а их было много, подать документы во Владикавказский суд, который обслуживает конкретные воинские части в Чечне. Пока результатов по обращениям нет: ребята еще не звонили. Однако в комитете знают: жалобы мурманчан в суде приняли.
     К слову, аналогичная ситуация, с которой столкнулись в Заполярье, характерна для всех российских регионов, откуда призывались новобранцы в Чечню. Когда в комитете на первые обращения получили ответ из прокуратуры, то, честно говоря, просто изумились: в рассылке адресатам упоминалась не только Мурманская область, а достаточно внушительное количество субъектов Российской Федерации. Получается, что громадная сумма денег, в общем-то «нарезанная» в федеральном бюджете, непонятно где, но зависла.
- Когда звонили в аппарат Виктора Казанцева, - говорил Хориков, - то начальник отдела его администрации по работе с письмами и жалобами сказал: мол, такое количество обращений по вопросу «боевых» приходит из разных регионов России, что не успеваем обрабатывать корреспонденцию, зашиваемся…      Но благодаря обращению губернатора области Юрия Евдокимова в Министерство обороны, проведенной работе администрации региона по истечении какого-то промежутка времени в Кольское Заполярье пошли вкладные книжки для военнослужащих запаса. По информации, которая есть в областном комитете, человек сорок уже получили деньги. Но опять-таки, кто полностью, а кто лишь частично. К примеру, положено сто тысяч, а парню высылают восемьдесят. Двадцать тысяч - еще долг. В целом же специалисты комитета уверены, что в конце концов проблема выплаты «боевых» будет решена. Однако…
     - Лично для меня в этой истории по сей день много непонятного, - рассуждал Владимир Александрович. – Деньги на оплату «боевых» все-таки выделялись из бюджета. А если они были выделены, то кто и где столь длительное время мог их, попросту говоря, «крутить»? Ведь к нам обратились как военнослужащие второй чеченской кампании, так и первой, семилетней давности. А представьте отношение парней к государству, за целостность которого они в Чечне воевали?..
     Я слушал Хорикова, а перед глазами стояла картина почти двухлетней давности: Веденское ущелье, обледенелая высота, оседланная морскими пехотинцами Северного флота, пламя костра, придавленное чеченской ночью, и наш разговор с матросами десантно-штурмового батальона…
     - Не понимаю этой войны, - говорил один из морпехов. – За что воюют здесь арабы, французы и даже славяне? Лишь за деньги?
     - А мы что? – вопросом на вопрос ответил его товарищ. – «Боевые» же платят. Если повезет, живыми останемся, тоже при деньгах будем…
     Да и мы, вот, не отстаем. Где еще в таком государстве, как наше, заработать молодым парням достойные их способностей деньги, не иначе как на войне?..
     К сожалению, как тогда, так и сейчас не могу не согласиться с горькими размышлениями «черных беретов».
     

201-я мсд. Ротно-тактическая группа. Нижний Пяндж. Младший сержант Андрей Усов, механик-водитель танка, призывался из Читы. В Таджикистане прослужил больше года и думает подписать контракт, чтобы продлжить службу.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker