на главную страницу

9 Октября 2002 года

Тема номера

Среда

БОЕВАЯ «ТЕРАПИЯ»

Андрей ПИЛИПЧУК. Грозный.



В Чечне на протяжении минувшей недели отмечалось некоторое снижение активности бандформирований. Интенсивная «боетерапия» посредством широкомасштабных спецопераций и многочисленных адресных мероприятий по ликвидации боевиков, проводимая в течение последних двух месяцев, постепенно стала давать результаты. Однако, по мнению военных аналитиков, до полного излечения Чечни от террористической заразы пока далеко.

     Бандитский гнойник


     Главными центрами террористической активности боевиков на минувшей неделе оставались Грозный, Веденский, Курчалоевский, Ножай-Юртовский, Шатойский и Шалинский районы. Правда, осуществленные там теракты имели не столько экстремистскую, сколько криминальную первопричину. Например, месть за арестованного родственника, за изъятую контрабанду, наркотики и оружие... С этих же позиций можно расценивать очередное осложнение ситуации в Мескер-Юрте - одной из основных баз нефтеконтрабандистов.
     В то же время в штабе ОГВ отмечают ряд новых направлений в деятельности боевиков. Во-первых, лидеры НВФ вновь предприняли попытки создать единую систему связи, которая позволила бы им координировать свои действия. Так, на прошлой неделе партия современных средств связи поступила в бандгруппы, действующие на территории Шалинского и Гудермесского районов. В Урус-Мартановском районе федеральные силы ликвидировали тайник, где находились средства связи и оргтехника. Помимо того, по данным военных источников, портативные радиостанции, спутниковые телефоны, компьютеры, а также устройства, позволяющие создавать помехи в эфире, в том числе и при радиообмене экипажей вертолетов, были доставлены террористам в горную часть Чечни из Панкисского ущелья Грузии. На минувшей неделе техническими средствами подразделений РЭБ отмечены факты использования боевиками спутниковых телефонов в Чечне и Ингушетии для выхода на связь с абонентами за пределами РФ. В том числе были зафиксированы три сеанса связи Руслана Гелаева.
Во-вторых, бандиты меняют методы минной войны. Они стали монтировать взрывные устройства на деревьях и оградах жилых домов. А когда происходит подрыв, боевики начинают обстреливать блокпосты и пункты временной дислокации федеральных сил, чтобы спровоцировать ответный огонь в сторону населенного пункта. При этом террористы выбирают свое местоположение в непосредственной близости от окраины селения. Военные аналитики предполагают, что причиной этого стало тщательное изучение некоторыми главарями бандгрупп боевых уставов российских войск, согласно которым огонь артиллерии запрещено открывать по целям, расположенным      ближе 300 метров от населенного пункта.
     В-третьих, по оперативной информации правоохранительных органов, боевики стали разыскивать женщин, которые имеют свободный доступ в те или иные административные здания и не вызывают особых подозрений у охраны. Цель – использовать их в качестве смертниц для совершения терактов. Так, недавно к одному из административных зданий, расположенных в Грозном, подошла молодая женщина. Во время ожидания очереди для прохождения досмотрового контроля в ее сумочке произошел взрыв малой мощности, причинивший девушке легкое ранение. Для увеличения поражающего эффекта взрывчатка была начинена мелкими металлическими предметами.
     Устройство в виде дамской сумки передал женщине ее сожитель. Очевидно, что в планы террористов не входило оставлять свидетельницу в живых. Поэтому по радио раньше времени ими была отдана команда на подрыв, однако из-за ошибки в схеме самодельного взрывного устройства сработал лишь детонатор, а не основной заряд.
     В-четвертых, в связи с резким сокращением финансирования НВФ со стороны международных экстремистских организаций, а также успешными действиями федеральных сил Масхадов и Басаев приняли решение о проведении вооруженных акций на территории соседних республик. Участие в них должны принять банды, имеющие контакты с Масхадовым и сосредоточенные на территории Грузии вблизи Госграницы. Вероятнее всего, используя такую тактику, бандитские главари надеются отвлечь внимание федеральных сил от операций, проводимых подразделениями ОГВ непосредственно в Чечне.
     Однако основным направлением деятельности бандформирований по-прежнему оставался террор в отношении представителей местных органов власти, сотрудников милиции и мирных жителей. На прошедшей неделе в Ленинском районе Грозного убиты два человека. Преступники расстреляли женщину и мужчину, личности которых не установлены. Еще два бандитских нападения произошли в Курчалойском районе. В селении Ахкинчу-Борзой бандиты ворвались в дом главы администрации, отобрали у него табельный пистолет и пригрозили расправой, если тот не откажется от своей должности. Аналогичное происшествие имело место с главой села Джугурты. Кроме того, было совершено покушение на сына главы администрации ЧР. В поселке Новогрозненский Гудермесского района неизвестный обстрелял машину, в которой находился Зелимхан Кадыров. Он не пострадал. Получил ранения охранник. Преступник, воспользовавшись суматохой, успел скрыться.
     А вот участковому инспектору населенного пункта Ялхой-Мохк и сотруднице районного отдела социальной защиты селения Дышне-Ведено не повезло. Они были зверски убиты боевиками. На минувшей неделе бандиты совершили налет на Управление вневедомственной охраны при Октябрьском РОУВД Грозного. Неизвестные обстреляли из гранатомета здание управления. Милиционеры, находившиеся внутри, открыли ответный огонь, однако нападавшим удалось скрыться.
     Правоохранительным органам стало известно, что лидеры боевиков на этой неделе запланировали проведение очередного заседания «верховного шариатского суда» в одном из районов республики. В ряде районов ЧР террористы стали распространять листовки с угрозами в адрес представителей местной власти – так называемые приговоры шариатских судов.


     Грузинская лихорадка


     Руководство Грузии лихорадит. Тщательно скрываемые официальным Тбилиси факты пособничества террористам после перехода банды Гелаева из Панкисского ущелья на территорию России стали известны всему миру. На минувшей неделе командование ОГВ и правоохранительные структуры обнародовали информацию, доказывающую, что некоторые официальные лица Грузии оказывали помощь и поддержку боевикам.
     Плененный близ селения Галашки боевик Муртаз Мания, грузин по национальности, при допросе подтвердил связь полевого командира Гелаева с руководством Грузии. Согласно его показаниям, Гелаев проходил курс лечения в Тбилиси и лично встречался с Шеварднадзе. Кроме того, находясь в Панкиси, Мания видел, как туда приезжали грузинские министерские машины. Их хозяева договаривались о поставках в банды ракет, оружия и патронов. По словам Муртаза Мания, он попал в банду Гелаева еще в 2001 году и в числе 400 таких же наемников проходил диверсионную подготовку в Панкисском ущелье. Все это время в лагерь приезжали представители властей Грузии, генералы и полковники грузинской армии, привозили оружие и продовольствие. Вторжение боевиков в Абхазию осенью прошлого года, по утверждению пленного, также было согласовано с грузинскими властями. По его словам, им даже военную технику выделили для доставки банды до грузино-абхазской границы. Гелаев, рассказал Мания, должен был войти в Абхазию, развязать конфликт, затем прорваться в Россию, захватить аэропорт в Сочи и потребовать от Москвы прекращения боевых действий в Чечне. Тем временем Грузия «под шумок» планировала ввести войска в Абхазию и тем самым решить абхазскую проблему.
     Еще одним доказательством благожелательного отношения к боевикам со стороны руководства Грузии служат видеопленки британского журналиста-стрингера Джона Скотта, прибывшего в Россию вместе с бандой Гелаева и погибшего под Галашками. На кассетах – подготовка боевиков в лагере на территории Грузии, переход через горы. Начало съемок – июль этого года. Боевики отлично экипированы. У всех на шевронах ичкерийские эмблемы. Бандиты идут мелкими группами по открытой местности, абсолютно не опасаясь грузинских военных, которые в то время должны были проводить в тех местах «антикриминальную операцию». Каждая группа сформирована по национальному признаку. Чеченцы, карачаевцы, арабы, турки. У них много оружия, включая ПЗРК. На грузинской границе им никто не чинит препятствий…
     По данным штаба 58-й армии, основанным на показаниях боевиков, бандой, проникшей в Ингушетию из Грузии через Джейрахское ущелье, руководили Руслан Гелаев и его помощник Абдул-Малик Межидов (в прошлом «бригадный генерал», разжалованный Масхадовым за вооруженный мятеж в 1998 году). Правда, командование они осуществляли на расстоянии, по средствам связи, из Панкиси. В ночь на 11 сентября боевики перешли границу небольшими группами при помощи проводников и затем сосредоточились у ингушского селения Ольгети. В течение нескольких дней после перехода они отдыхали в Джейрахском ущелье. Затем бандформирование численностью около 200 человек на лошадях, имея большие запасы оружия и боеприпасов, в том числе ПЗРК, двинулось по ущелью в глубь российской территории. В ночь на 17 сентября, перейдя реку Армхи, они пошли, вновь разделившись на отряды и небольшие группы, вдоль административной осетино-ингушской границы. И только в районе селения Галашки банда была блокирована подразделениями 58-й армии и ингушской милиции. Тогда в бою с экстремистами погибли 17 военнослужащих. Данные о потерях боевиков, по сообщениям разных источников, составляют от 32 до 100 убитых.
     Разбив банду в Ингушетии, федеральные силы по сути предотвратили развитие сценария по дагестанскому варианту. Об этом на прошлой неделе заявил заместитель командующего Объединенной группировкой войск (сил) на Северном Кавказе полковник Борис Подопригора. «Руслан Гелаев ставил перед собой цель попытаться возобновить крупномасштабные боевые действия в Чечне и втянуть в них соседние регионы», - сказал он.
     На протяжении всей минувшей недели в районе селения Галашки продолжались разведывательно-поисковые мероприятия по обнаружению и ликвидации остатков бандформирования Гелаева. Как сообщили в штабе 58-й армии, вся территория, где предположительно могли скрываться остатки банды, была разбита на секторы поиска. Результаты этих мероприятий - изъятые комплексы ПЗРК, ПТУР, аппаратура космической и сотовой связи, значительное количество стрелкового оружия и боеприпасов - свидетельствуют о серьезности приготовлений гелаевцев.
     К настоящему времени боевики разбились на группы по 2-3 человека и пытаются выйти из окружения в сторону Чечни и Северной Осетии. В связи с этим к операции привлечены дополнительные силы федеральных войск - около 1.000 военнослужащих Внутренних войск, местных милиционеров и добровольцев от Сунженского казачества.
     Вместе с тем в Ачхой-Мартановском районе идет подготовка к возможной встрече с боевиками, если тем вдруг удастся вырваться из ингушского котла и пойти в сторону чеченского селения Бамут. По данным штаба ОГВ, пока таких случаев не зафиксировано.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker