на главную страницу

10 Октября 2002 года

Тема номера

Четверг

Псковский эксперимент: в шестой - только профессионалы

Константин РАЩЕПКИН.



Наша газета (см. «Красную звезду» за 3 сентября и 2 октября с.г.) систематически освещает ход эксперимента по комплектованию воинских частей Вооруженных Сил преимущественно военнослужащими-контрактниками, который проводится на базе 76-й воздушно-десантной дивизии. Сегодня о своем видении некоторых проблем, связанных с экспериментом, рассказывает начальник штаба Воздушно-десантных войск генерал-лейтенант Николай Стаськов.

- Николай Викторович, в связи с разночтениями в различных средствах массовой информации хотелось бы все-таки уточнить: в какие сроки и каким образом планируется полностью укомплектовать псковскую дивизию военнослужащими по контракту? Как попасть туда служить?
     - Согласно утвержденным Генеральным штабом планам, комплектование 76-й вдд пройдет в два этапа. Во время первого, рассчитанного до конца октября, должны быть укомплектованы управление соединения и 104-й парашютно-десантный полк, которым командует полковник Александр Кардычкин. Второй этап - со 2 января по 28 февраля 2003 года - формирование остальных частей соединения. Всего в дивизии будут служить 3.100 контрактников. Отбором кандидатов занимаются военные комиссариаты пяти военных округов - Московского, Ленинградского, Северо-Кавказского, Сибирского и Приволжско-Уральского. Ну а добровольцев из числа десантников отбираем сами. Чтобы попасть служить по контракту в 76-ю вдд, проходящим срочную службу надо написать рапорт на имя командира части, а уволенным в запас - обратиться в военный комиссариат по месту жительства.
     - Выдерживается ли график комплектования? Сможет ли 104-й полк, в состав которого входит и покрывшая себя неувядаемой славой 6-я рота, с 1 ноября в полном составе приступить к боевой учебе?
     - Один из батальонов, в состав которого входит 6-я рота, по разнарядке Генштаба комплектуют ВДВ, а личный состав для остальных подразделений должны набрать округа. Мы свой план выполнили, батальон, в том числе и 6-я рота, уже укомплектована добровольцами. А вот в округах, судя по имеющейся информации, дела идут хуже. Однако, учитывая, что эта проблема теперь на личном контроле начальника Генерального штаба, план набора будет выполнен, и этой осенью обязательно начнем боевую учебу.
     - Значит, о конкурсе, который мог бы обеспечить приток в дивизию действительно подходящих для службы мужчин, речь уже не идет? Не получится ли так, что, будучи вынужденными любой ценой выполнить план, военкоматы наберут в итоге кого попало, что самым негативным образом скажется на ходе эксперимента?
     - Такого не будет хотя бы потому, что окончательный отбор проходит уже в соединении. Для работы с военкоматами, изучения кандидатов, их профессионального отбора и расстановки по специальностям в штат управления соединения дополнительно вводится отделение обеспечения контракта, состоящее из семи офицеров.
     Теперь о конкурсе. В профессиональных армиях развитых стран конкурс из желающих подписать контракт с вооруженными силами, как правило, не опускается ниже пяти человек на место. Причина - привлекательные условия контрактной службы. В нашем случае на подобный конкурс рассчитывать, увы, не приходится. К сожалению, оставив денежное содержание контрактника практически без изменений, правительство поставило нас в сложные условия. Так, например, заложенное в бюджет эксперимента минимальное денежное содержание солдата-контрактника - 2.881 рубль - ниже средней заработной платы в городе Пскове, где дислоцируется 76-я дивизия. Откуда тогда быть конкурсу? Ситуацию спас министр обороны Сергей Борисович Иванов, своим решением установивший денежную надбавку за участие в эксперименте в размере 1.200 рублей - из бюджета министерства обороны.
- Однако не меньшим стимулом, чем денежное довольствие, является возможность получения служебного жилья, которое сейчас вовсю строится...
     - Стройка действительно идет полным ходом, что еще до заключения контракта любой приехавший в Псков кандидат может увидеть своими глазами. Судя по темпам строительства и выделяемым правительством под него средствам, - 600 млн. в этом и 1 млрд. 400 млн. в следующем году, еще в первой половине 2003 года весь личный состав 104-го парашютно-десантного полка может быть обеспечен обещанным жильем. Только наличие служебного жилья, как показали опросы даже среди уже заключивших контракт, в полной мере не компенсирует так и не решенный вопрос по денежному довольствию.
     Когда мы готовили наши предложения по созданию оптимальных условий для контрактной службы, на рассмотрение правительству были предложены два основных варианта. Первый - контрактник получает около 12 тыс. рублей, но вопросы питания и проживания при этом решает сам. Второй - при денежном довольствии в 4 тысячи рублей мы обеспечиваем его не только служебным жильем, но и рядом социальных льгот. Таких, как, например, гарантированное право внеконкурсного поступления в вузы по истечении уже первого срока контракта. Правительством был выбран второй вариант, только на заявленную нами сумму денежного довольствия в 4 тыс. рублей в итоге так и не вышли. Да и с упомянутыми льготами вопрос пока не решен. Пока, насколько мне известно, министр обороны намерен еще раз выйти в правительство с предложением все же законодательно прописать право гарантированного поступления в ряд вузов отслуживших в армии по контракту.
- Новая оргштатная структура полка предполагает и значительное увеличение должностей гражданского персонала. В наряд по столовой, судя по всему, контрактники ходить не будут?
     - Чтобы максимально высвободить профессионалов от выполнения несвойственных им задач, дав возможность полностью сосредоточиться на боевой подготовке, мы ввели в полковой штат (кстати, ваша газета уже писала об этом) 82 дополнительные должности гражданского персонала. Это официанты, повара, уборщики и т.д. Так что нести службу в наряде по столовой наши профи не будут. Но боевое дежурство и служба в карауле, естественно, останутся. Однако за каждый суточный наряд военнослужащим по контракту обязательно будет предоставляться выходной, да и рабочий день будет нормированным.
     - А как будет организована боевая учеба контрактников? Ведь в одном строю окажутся военнослужащие с разным уровнем подготовки.
     - Управлением боевой подготовки ВДВ под руководством начальника боевой подготовки войск полковника Геворга Исаханяна разработана специальная программа обучения войск, предусматривающая все эти моменты. Основному курсу боевой подготовки, разбитому, как и раньше, на периоды обучения, будет предшествовать трехмесячный курс так называемой доподготовки, который обязательно должен будет пройти каждый вновь заключивший контракт. Ведь поступать на службу будут не только десантники. За эти три месяца каждый контрактник должен освоить свою воинскую специальность и пройти одиночную подготовку солдата-десантника. Во время же основного курса боевой подготовки большая часть учебного времени будет посвящена боевому слаживанию отделений, взводов, рот, батальонов. А завершать каждый период обучения планируем полковым учением с десантированием и боевой стрельбой.
     - Сразу вопрос по поводу доподготовки: она будет носить индивидуальный характер или проходить в составе подразделений?
     - При формировании полков - в составе подразделений. Затем, когда дивизия будет сформирована, какая-то небольшая ротация все равно останется, с кем-то будем разрывать контракт по причине профнепригодности, кого-то набирать заново - новички будут проходить этот трехмесячный курс восстановления навыков в составе сводных взводов и рот. Мы предложили ввести в штат соединения специально для этого предназначенный батальон доподготовки численностью 104 человека. В последующем этот батальон был бы одновременно еще и резервом. Ведь в конце каждого периода обучения будет проводиться контрольно-проверочное занятие, определяющее, насколько наши профессионалы отвечают требованиям контракта. По итогам этого занятия с кем-то, наверное, придется расставаться. Пока, однако, дополнительной численности нам не дали, поэтому доподготовку контрактников будем проводить на базе частей соединения. Сможет ли дивизия обойтись без такого батальона - покажет время.
     - Право командира части в одностороннем порядке разорвать контракт в случае несоответствия военнослужащего определенным требованием и сами эти требования вы прописываете в условиях контракта?
- Содержание контракта разрабатывается Главным организационно-мобилизационным управлением Генштаба ВС и тщательно прорабатывается правовым управлением Министерства обороны на предмет соответствия нашей законодательной базе. В наших предложениях ГОМУ мы особое внимание уделили именно этим моментам.
     - Средства на боевую подготовку дивизии, укомплектованной на контрактной основе, в сравнении с обычным соединением ВДВ увеличены более чем в полтора раза. Хватит ли их на организацию полноценной боевой учебы, включая проведение дивизионного тактического учения, подобного тем, что проводились в советские времена?
     - Стрелять, водить и заниматься боевой подготовкой профессионалы будут столько, сколько нужно. При этом бездумно расходовать средства налогоплательщиков мы, естественно, не собираемся - на определенных этапах боевой учебы даже получится экономия. Так, например, совсем не обязательно каждые полгода проводить с контрактниками взводное тактическое учение. Акцент в учебе сделаем на боевом слаживании батальонов и полков - на этих определяющих боеготовность мероприятиях экономить не будем. Рассчитываем выдержать всю схему подготовки войск, существовавшую прежде, включая и проведение дивизионных тактических учений с десантированием и боевой стрельбой. В будущем году такое учение, правда, пока не планируем, но аналогичное полковое учение со 104-м парашютно-десантным полком проведем обязательно.
     - И последний вопрос, Николай Викторович. Оправданны ли, на ваш взгляд, колоссальные затраты на этот эксперимент? Есть ли шанс у нашей армии в обозримом будущем перейти на контрактную основу?
     - Постоянные проблемы с комплектованием армии по призыву и опыт ведущих государств, давно перешедших на профессиональные армии, убеждает в том, что будущее - за профессионалами. Конечно, все будет зависеть от экономических возможностей государства. Как показали даже теоретические расчеты, новый принцип комплектования армии потребует огромных затрат, которые составят примерно 1 млрд. рублей только на создание условий для контрактной службы 2.000 солдат. Но модель контрактной службы мы должны опробовать на практике уже сегодня. А потом ведь вовсе не обязательно сразу переводить на контрактную основу всю армию. Смешанный способ комплектования, наверное, будет основным еще долго. На первом этапе профессиональными целесообразно было бы, например, сделать соединения и части постоянной готовности. Можно пойти и другим путем, комплектуя контрактниками не отдельные части, а определяющие боеготовность отдельные воинские специальности. Такой опыт, кстати, мы уже имеем. Когда-то в Группе советских войск в Германии механики-водители и командиры танков комплектовались только сверхсрочнослужащими, и это существенно поднимало уровень боеготовности танковых полков и соединений.
     Так что значение псковского эксперимента по созданию экономических, социальных и юридических условий для контрактной службы в Российской армии переоценить трудно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker