на главную страницу

10 Октября 2002 года

Журналистское расследование

Четверг

Мина под боеготовность

Недобросовестные поставщики продовольствия подрывают боеспособность соединений и частей

Андрей ПИЛИПЧУК, Виктор ПЯТКОВ, Андрей ЛУНЕВ. Грозный - Итум-Кале - Новороссийск - Ульяновск.



В марте 2000 года заместитель командира 7-й воздушно-десантной дивизии полковник Виктор Кальницкий возглавлял действующую в Веденском районе Чечни тактическую группу соединения. Два батальона новороссийских десантников блокировали высокогорный перевал Даргендук, чтобы остановить вновь собравшихся в Дагестан боевиков Хаттаба. Подняться на хребты, высота которых превышала 2.000 метров, можно было только пешком. Восхождение было адским - идти приходилось по метровому слою снега. В очередной раз совершив невозможное, десантники оседлали высоты. А через два дня остались без продовольствия. Погода закрыла горы для вертолетов, а взятое с собой быстро кончилось - собираясь в горы, десантники традиционно отдали предпочтение боеприпасам, а не тушенке. Выход был один: выбрав самых крепких из добровольцев, отправить их в лагерь за продовольствием. «Как же тогда выручили новые «зеленые» сухпайки», - вспоминает полковник Кальницкий. Благодаря пластиковой упаковке с ручкой на каждом из поднимавшихся в горы солдат удалось закрепить по 10-12 таких пайков. Так батальоны в горах получили пищу. Исключительно эти пайки переправляли потом в горы и вертолетами. Вертолетчики, по словам Кальницкого, доставляя воюющим в горах грузы, старались подсаживаться на землю не больше чем на несколько минут, боевики в это время могли подстрелить вертолет даже из винтовок. Эти же пайки, связанные за ручки по 30 штук, и выгружались мигом, и не рассыпались при ударе о землю, и не намокали, и в снегу их хорошо было видно - зеленые... Почему деливший все тяготы войны с солдатами полковник Кальницкий так ругает сегодня поступившие сухпайки в картонной - как 10 лет назад - упаковке? А вы попробуйте, говорит, все то же самое проделать с ними в горах.

Прошедшие Чечню офицеры любят говорить, что нет надежнее и сильнее русского солдата, воюющего и в холод, и в голод. Правда, насчет последнего это скорее дань уважения выносливости и неприхотливости наших бойцов, чем боевые реалии. Недаром во время второй чеченской кампании даже традиционно не жалующие армию СМИ не писали о голодном солдате. В их фронтовых репортажах мелькали дырявые бушлаты и рваные кирзачи, но никаких спекуляций вокруг продовольственной темы. И знаменитое расторгуевское «раскатись-ка в ладошке, картошечка...» - это скорее о Внутренних войсках, действительно заметно отстававших в продовольственном обеспечении от армейцев и во время тех же боев в Комсомольском нередко питавшихся припасами из разрушенных артиллерией домов. Впрочем, братья по оружию из ВВ и по сей день завидуют зеленому армейскому сухпайку.
     Разработанный Научно-техническим комитетом Центрального продовольственного управления во время первой Чечни, этот паек стал подлинным подарком воюющей армии. Индивидуальный рацион питания (ИРП) отличался от допотопного «сухпая» времен афганской войны и формой, и содержанием. Благодаря ассортименту продуктов - кроме традиционных тушенки и каши, рыбные консервы, сухие напитки, молоко, соус, чай, кофе, сушеные фрукты, - этот выполненный в нескольких вариантах паек не приедался неделями. Упакованные в ламистер и лучше сохраняющие вкусовые качества консервы даже под дождем можно быстро разогреть на портативном разогревателе. А новая пластиковая упаковка не только не разваливалась при ударе, подобно картонной, но и надежно защищала содержимое от воды. Сидящим в окопах пехотинцам теперь не надо было думать, как спасти еду от дождя, а отправляющимся в горы десантникам - куда пересыпать содержимое нового сухпайка.
     Благодаря профессионализму и стратегическому мышлению начальника Центрального продовольственного управления генерал-лейтенанта Анатолия Петриченко к началу боевых действий был создан значительный запас этих незаменимых в боевой обстановке индивидуальных рационов питания. Что позволило командирам батальонов и полков с первого же дня кампании наступать, не думая об «обозе».
     Обобщив боевой опыт, специалисты армейского тыла продолжили работу над концепцией современного войскового питания в боевой обстановке. Ее результатом стал приказ министра обороны «Об эшелонировании войсковых запасов» (2001 г.), определяющий наличие в частях постоянной готовности необходимого запаса не требующих полевой кухни продуктов - рационов «выживания», «индивидуальных» и «групповых» рационов питания. Так армейские продовольственники внесли свой вклад в тыловую составляющую мобильности Вооруженных Сил. Ведь без новых форм войскового питания, основу которых составил проверенный войной ИРП, экстренно переброшенные в «горячую точку» подразделения едва ли способны воевать при отсутствии тылов хотя бы несколько дней.
     Только вот беда - реально поступивший в войска индивидуальный рацион питания (боевой), качеством которого раздосадован заместитель командира 7-й вдд полковник Кальницкий, едва ли применим в боевой обстановке. С разработанным специалистами армейского тыла ИРП(б) этот «сухпай», помимо названия, имеет мало чего общего. Вместо герметичной пластиковой упаковки с удобной ручкой опять разваливающаяся и размокающая даже от небольшого дождя картонная коробка. Консервы в жестебанке плохо разогреваются, зато пригорают даже на слабом огне. Обычные - вместо специальных (ненамокающих) - спички. А некоторые и вовсе не функциональные компоненты, судя по всему, присутствуют в этом пайке только для того, чтобы обозначить их наличие. Кто, например, решится укрепить силы «витаминкой», «стерильно» упакованной в одном пакете со спичками? Или десерт, изготовленный, пожалуй, с особым цинизмом - окаменевшие сухофрукты, из которых года два назад, наверное, еще можно было сварить компот. Это вместо присутствующего в настоящем ИРП(б) изюма. Расфасованы все эти чудные компоненты, кстати, вручную. Чистыми ли, интересно, руками?
     - Заставить бы этих бракоделов полакомиться их «десертом», - говорят офицеры Ульяновской воздушно-десантной бригады, куда поступили произведенные некоей фирмой «Дикси-люкс» такие пайки. А ведь эта бригада нового типа, в батальонах постоянной готовности которой нет молодых солдат, по словам командующего ВДВ генерал-полковника Георгия Шпака, в соответствии с замыслом начальника Генерального штаба становится одним из самых боеспособных и мобильных соединений постоянной готовности.
     Второй производитель пайков, дискредитирующих идею боевого индивидуального рациона питания, - «Грязинский пищевой комбинат». Окаменевших сухофруктов в его продукции, правда, нет, зато ее малопригодность для войны уже успели оценить в Чечне.
     Что же говорят о качестве и функциональности настоящих и «картонных» ИРП(б) те, кому приходится пользоваться ими в боевой обстановке?
     Общее мнение новороссийских десантников выразил прошедший Афганистан и обе Чечни начальник оперативного отделения дивизии полковник Евгений Ханин (кавалер орденов Мужества, Красного Знамени и Красной Звезды): «Зеленые» пайки прошли хорошую обкатку войной в Чечне. Качественные, удобные, водонепроницаемая упаковка, прекрасный рацион питания, разбитый на приемы пищи. Для наших миротворцев на Балканах этот паек стал не меньшим предметом гордости за страну, чем автомат Калашникова. Новые же ИРП(б) в картонной коробке вызывают недоумение. Если их появление вызвано желанием сэкономить, путь избран явно неверный. На первый взгляд содержимое одинаково. Только качество, а главное, практицизм использования полностью потеряны. Картонная коробка не выдерживает влаги и размокает - коробок спичек превращается в набор зубочисток, непригодными к употреблению становятся сахар и чай в бумажных пакетах. Впрочем, и в идеальных условиях коробка неудобна для переноски - в РД или рюкзаке места ей нет, к снаряжению ее не прикрепишь. Железные консервные банки меньше пригодны для разогрева, чем фольгированные, к тому же тушенка - наполовину из жира».
     - На морозе консервы в жести трудно открыть, - продолжает старший лейтенант Александр Балин из мотострелкового полка, - сохранить оставшееся после завтрака содержимое можно, лишь пересыпав его в какой-то пакет, но где его взять в боевой обстановке?
     - «Зеленый» паек автономен, а вся каша в нем вкусная, чего не скажешь о пайках в картонке, которые, думалось, уже ушли в прошлое, - говорит кавалер двух орденов Мужества, командир отдельной разведроты Ульяновской бригады капитан Сергей Луженков.
     А вот слова командира дивизии СКВО генерал-майора Сергея Моисеева, воевавшего под Бамутом, Дуба-Юртом и Комсомольским: «Благодаря герметичной упаковке и продуманному содержанию солдаты в окопах были обеспечены горячей пищей даже во время многодневных дождей. «Картонные» же пайки, которые недавно поступили в дивизию, мы пока не выдаем даже на полевые выходы. Надо сначала разобраться с их качеством и только потом класть на боевое хранение».
     А вот в Чечне с их качеством уже разобрались.
- «Зеленый» паек незаменим в горах, - говорит комендант Итум-Калинского района полковник Алексей Беляев, - отправляя с ним разведчиков на засады, я знаю, что они в любых погодных условиях будут с горячей пищей. Картонный же паек непригоден для выполнения боевых задач!
     Не менее категоричен в оценке неудобного и размокающего пайка в картонке командующий объединенной группировкой войск в Чечне генерал-полковник Владимир Молтенской, назначенный недавно первым заместителем главкома Сухопутных войск:
     - Поступающий в войска сухой паек в картоне плох во всех отношениях и неудобен для ведения боевых действий. Спросите о его качестве солдат в горах, - посоветовал он.
     Спросили. Не только солдат, и не только в горах. Все, с кем бы ни говорили - младший сержант Павел Синько, артиллерийская батарея которого стоит под Энгеноем, прапорщик Николай Волков из дислоцированного под Борзоем полка 42-й мсд, начштаба батальонной тактической группы десантников майор Александр Мартощук, подполковники Вячеслав Бурдюков и Николай Коршунов (19 мсд), военный комендант Грозного генерал-майор Александр Павлющенко, - считают, что такие пайки не идут ни в какое сравнение с классическим «зеленым» ИРП(б) и малопригодны для войны, причем не только в горах.
     - В Чечне они точно не нужны. На боевые мы их не берем, - подытожил майор-десантник из Костромы.
     Других мнений не было. Да и откуда им быть, если эти картонные ИРП(б), по словам начальника продовольственной службы ОГВ(с) подполковника Равиля Габдулина, случалось, промокали насквозь еще в вагонах по дороге в Чечню. Комментарии, как говорится, излишни.
     А вот на причинах массовой поставки некачественного ИРП(б) в части постоянной готовности и группировку войск в Чечне хотелось остановиться особо. Что это - стремление тыловиков сэкономить (такой паек наверняка в два-три раза дешевле) или хулиганство производителей, обязавшихся поставить совсем другие, более качественные образцы?
     В первое верится с трудом. Когда в Пскове делаются первые реальные шаги к профессиональной армии, а Владимир Путин на посвященном проблемам «оборонки» заседании Совбеза говорит, что «морально и технически устаревшая продукция больше не будет востребована», сложно даже предположить, что снова появившийся в войсках низкокачественный, не отвечающий своему функциональному назначению ИРП - какая-то новая тенденция в тыловом обеспечении. Это было бы шагом назад. Скорее дело в другом. Все вышеописанное - пример того, как недобросовестные производители свели на нет труд десятков специалистов армейского тыла, разработавших отвечающую самым современным требованиям систему войскового питания в боевой обстановке и ее главный компонент - индивидуальный рацион питания боевой.
     Как, недоумевают в войсках, военная приемка могла пропустить откровенно некачественные пайки - с предназначенными для варки сухофруктами и витаминами, упакованными «при спичках»? Кто предназначенный для боевых действий ИРП(б) мог поменять пластиковую упаковку на картонку?
     - Тот паек не боялся влаги, и его удобно было носить, этот размокает и рассыпается, - делится уже начальник тыла Сибирского военного округа (в части которого тоже поступила эта продукция) генерал-майор Александр Шерешков.
     Словом, вопрос, кажется, приобретает всеармейский масштаб. Кто-то, правда, скажет, что это далеко не главная армейская проблема. Только вот прошедшие войну офицеры и генералы так не считают, называя вопрос питания вторым по важности в боевой обстановке после вооружения и боеприпасов.
     - Эти пайки выдаются под боевые действия, поэтому их качество должно быть особенно высоким, - говорит начальник штаба ВДВ генерал-лейтенант Николай Стаськов, вспоминая адский январь 1995-го, когда он руководил одной из штурмовавших Грозный группировок наших войск.
     - Думаю, поступление столь некачественных пайков - явление временное. Ведь это мина замедленного действия! - резюмирует генерал.
     Мина под боеготовность.
     

На снимках: пластиковый ИРП(б) незаменим в горах; ИРП(б) производства компании «Дикси-люкс» - сушеные фрукты и упакованные вручную в один пакет со спичками драже.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker