на главную страницу

12 Октября 2002 года

Пульс планеты

Суббота

Европе нужен Коштуница

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



     13 октября в Сербии состоится второй тур президентских выборов. В них потягаются силами два известнейших сербских политика - президент Югославии Воислав Коштуница, набравший в первом туре 31,1% голосов, и «сербский Гайдар» - вице-премьер правительства Югославии Миролюб Лабус, получивший 27,7% голосов. Последнему, как считают наблюдатели, рассчитывать на особые успехи не приходится: на данный момент рейтинг Коштуницы выше минимум в полтора раза. Да иначе и быть не может в условиях, когда уровень жизни сербов, который на момент ухода Милошевича был и без того весьма низок, опустился до минимального уровня. Экономические успехи же пока весьма скромны, как и западная помощь, на которую уповали сербские реформаторы-либералы. Но дело не только в этом. Особое значение имеет изменение политической обстановке в мире и в Европе в частности.
     В этой ситуации стремление возглавляемой сербским премьер-министром Зораном Джинджичем коалиции ДОС, на которую и опирается Лабус, приписать все успехи Белграда на внешнеполитическом фронте реформаторам понятно. Но вряд ли эта попытка может быть удачной, ибо по меньшей мере странно выдавать эти достижения исключительно как результат деятельности сербского премьера и югославского вице-премьера. При всем желании оба не могут исполнять на внешнеполитической арене в полном объеме те представительские функции, что возложены конституцией на президента Югославии. А именно он, как общеизвестно, после ухода Милошевича и осуществлял прорыв международной изоляции Белграда. Разумеется, Лабус и Джинджич достаточно смело осуществляли те шаги, которые от них требовал Запад (экономическая и государственная реформа, сотрудничество с МТБЮ и, в частности, выдача Милошевича), что, несомненно, способствовало благожелательному отношению к Белграду со стороны Европы и США. Однако положительный экономический эффект для сербов от этих шагов оказался минимальным, в то время как ущерб авторитету реформаторов в глазах народа максимальным.
     Явно сели в лужу соперники Коштуницы и с попыткой противопоставить политику югославского президента тенденциям общеевропейской интеграции. Во-первых, курс Коштуницы вовсе не «пророссийский», как в том его обвиняют реформаторы, а «просербский». Если же сербский народ и духовно, и геополитически тяготеет к России, то для сербского политика разумно учитывать эту многовековую реальность, а не гоняться за химерами. К тому же ни для кого не секрет, что прямая российская помощь энергоносителями не уступает западной поддержке, но в отличие от последней прямо затрагивает жизнь практически всего населения Сербии.
     Противопоставлять же «русское» и «европейское» направления в новых исторических условиях и вовсе глупо. Не будет преувеличением сказать, что для белградских «западников» тяжелым ударом стало признание самими США, что Россия для них в антитеррористической войне в Афганистане оказалась гораздо более важным союзником, нежели натовские партнеры. Более того, и в Европе как-то сразу все осознали, пусть еще и не до конца, специфику исторической миссии России, веками прикрывающей Старый Свет от экспансии с Востока. Все это означает как серьезную корректировку системы международных отношений, сложившейся в тяжелые для Москвы 90-е годы минувшего века, так и падение в цене на западном политическом рынке антирусских лозунгов и идей. И в этой ситуации Коштуница с его неуклонным стремлением сочетать «возвращение» Сербии в Европу с укреплением связей с Россией оказывается как раз в русле общеевропейской тенденции, в то время как радикалы-реформаторы на историческом вираже могут и вылететь на обочину.
     Казалось бы, именно они в глазах европейцев - наиболее «прозападные». Но то-то и оно, что «слишком западный» в Европе - это уже перебор. Ибо западнее Старого Света - Новый Свет. А с ним у Европы все больше разногласий. И если для оголтелых «западников» Коштуница, выступающий за сербскую национальную идентичность в единой Европе, - националист, то для трезвомыслящих политиков он-то как раз европеец. Особенно в условиях нарастания экспансии исламского экстремизма. Европа все решительнее защищает свои интересы, изрядно устав от поддержки чужих по примеру 1999 года. Похоже, что пришло осознание простого факта: дело спасения Европы - дело рук самих европейцев. Лабус и Джинджич, еще вчера упоенные поддержкой Запада, сегодня с удивлением обнаруживают, что просто-напросто «отстали от европейского поезда», который, похоже, везет Коштуницу к безоговорочной победе во втором туре выборов 13 октября.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker