Перейти на главную страницу

12 Октября 2002 года

Брифинг

Суббота




Кто заплатит за жилье?

    Правовой тупик

    В октябре 2000 года новосибирец Евгений Роман стал собственником комнаты в одной из коммунальных квартир. А в декабре этого же года был призван на военную службу и до 1 июля 2002 года получал от государства 36 рублей денежного довольствия, размер которого впоследствии увеличился до 100 «солдатских» рублей. Но не так давно, прибыв в отпуск, Роман получил уведомление из ЖЭУ, что на 12 августа текущего года его задолженность по квартплате составила 960 рублей 37 копеек. Фактически это соответствует его 10-месячному армейскому «заработку».
    Работники жилищно-эксплуатационных органов обоснованно ссылаются на то, что действующим законодательством льгот по оплате жилья военнослужащим по призыву не предоставлено, а военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, они с июля нынешнего года отменены. Спрашивается, как в такой ситуации поступить солдату, чтобы не лишиться принадлежащего ему по праву жилья? Занимать деньги у знакомых, которых у него может и не быть? Или, преступив закон, добыть средства, необходимые для погашения долга, другими способами?
    По словам председателя Новосибирской областной общественной организации «Российское воинское братство» подполковника запаса Вячеслава Мокрицкого, за консультациями по данному поводу в специализированный центр юридической помощи РВБ «ВоенЮр» военнослужащие срочной службы и их родители обращались неоднократно. Недавно результатом этих обращений стала жалоба, направленная НООО «Российское воинское братство» в адрес уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и генерального прокурора РФ. В ней отражены существующие пробелы в российском законодательстве, ущемляющие конституционные права военнослужащих срочной службы на жилье.
    По мнению директора специализированного центра юридической помощи «ВоенЮр» полковника юстиции запаса Сергея Гурова, данный пробел возник при принятии в 1993 году Федерального закона «О статусе военнослужащих», когда практически была сохранена старая редакция статьи Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности», но при этом законодателями не были приняты во внимание изменения форм собственности на жилые помещения, размеров оплаты жилья и денежного довольствия военнослужащих, другие принципиальные моменты.
    Так, статьей 23 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых помещений, производится собственниками по ставкам, установленным для обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда. Вместе с тем указанная норма противоречит статье 9 данного закона, согласно которой для семей с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется порядок предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма.
    С одной стороны, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами в случае их призыва на военную службу в течение всего времени прохождения военной службы по призыву. С другой стороны, в случаях временного отсутствия нанимателя, кого-либо из членов его семьи или всех этих лиц временно отсутствующие сохраняют права и несут обязанности по договору найма жилого помещения. Льгот же военнослужащим по квартирной плате Жилищным кодексом не предусмотрено. В статье же 15 федерального закона «О статусе военнослужащих» право на оплату жилых помещений в размере 50 процентов было предусмотрено лишь для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
    Отменив последним льготы по оплате жилья, законодатели повысили им размеры должностных окладов. Получаемые же сегодня военнослужащими по призыву денежные выплаты, даже с учетом их увеличения, явно недостаточны для оплаты жилья, собственниками которого они могли стать до призыва в Вооруженные Силы.
    - Сегодня получается так, что, призывая граждан на военную службу, государство «гарантирует» им массу проблем, связанных с оплатой занимаемого ими жилья, - считает Сергей Гуров. - Ведь, как известно, других источников для получения денежных средств у военнослужащего по призыву в период прохождения им военной службы нет.
    Авторы жалобы предлагают уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и генеральному прокурору РФ воспользоваться предоставленным им правом законодательной инициативы для внесения предложения о восполнении пробелов в федеральном законодательстве, фактически ущемляющих конституционные права военнослужащих срочной службы на жилище. В жалобе содержится просьба изменить редакцию
    ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» в части предоставления военнослужащим льгот по оплате жилья в период прохождения ими военной службы по призыву.
    Пока же защитникам Отечества, оказавшимся в ситуации, подобной вышеописанной, остается лишь надеяться на скорое разрешение законодателями этой проблемы либо… искать спонсоров для оплаты за жилье.
 ||  Вадим КОВАЛЬ, «Красная звезда».


    

Энциклопедия пенсионера



Если в боях не участвовал...

    В редакцию «Красной звезды» приходит много писем с вопросами, касающимися пенсионного обеспечения офицеров в отставке. Очень часто наши читатели просят проконсультировать их насчет правильности начисления выплачиваемых им пенсий.
    Недавно, например, поступило письмо от Геннадия Андреевича Орлова, проживающего в Саратовской области. Офицер в отставке, прослуживший 36 лет в Вооруженных Силах, задает сразу несколько вопросов, касающихся перерасчетов пенсии и процентных надбавок к ней, а также связи размера выплат с заключением военно-врачебной комиссии при установлении инвалидности. Во время Великой Отечественной войны Геннадий Андреевич служил в воинской части, не входившей в состав действующей армии, имеет инвалидность, полученную вследствие общего заболевания.
    Поскольку с подобными проблемами к нам обращаются довольно часто, мы приводим ответ на письмо читателя, полученный из Главного финансово-экономического управления Минобороны России. Думается, это сообщение ГлавФЭУ заинтересует многих пенсионеров.


    В соответствии с существующим положением вопросы установления инвалидности и ее причинной связи решаются органами медико-социальной экспертизы (МСЭ), находящимися в ведении органов социальной защиты населения, на основании военно-медицинских документов.
    В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. № 390, в случае установления инвалидности ВВК может выносить только одно из следующих заключений:
    а) инвалидность наступила вследствие военной травмы:
    если увечье (ранение, травма, контузия) получено при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетного топлива и иных высокотоксичных веществ, источников электромагнитного поля и оптических квантовых генераторов;
    если заболевание возникло в период пребывания на фронте либо в период службы за границей, в государстве, где велись боевые действия;
    если увечье (ранение, травма, контузия), заболевание получены в период пребывания в составе действующей армии в годы гражданской и Великой Отечественной войн, при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии - один месяц службы за три месяца), во время пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступлений против Родины).
    б) инвалидность наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы:
    если заболевание возникло либо развилось в период прохождения военной службы (военных сборов);
    если увечье (ранение, травма, контузия) получено в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
    в) инвалидность наступила вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС:
    если заболевание получено военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
    Одновременно сообщаем, что Федеральным законом «О ветеранах» и Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», определены соответствующие категории ветеранов и порядок предоставления льгот, на которые они имеют право.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, предоставляются в полном объеме права и льготы, установленные статьей 14 для инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
    В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» льготы по пенсионному обеспечению инвалидам Великой Отечественной войны предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Пенсионное обеспечение офицеров осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
    Для распространения повышений и надбавок к пенсии, предусмотренных указанным законом для инвалидов Великой Отечественной войны, на пенсионеров из числа военнослужащих, проходивших военную службу в период Великой Отечественной войны в воинских частях, не входивших в состав действующей армии (подпункт «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах») и являющихся инвалидами вследствие общего заболевания и других причин, необходимо внести в этот закон соответствующие изменения.
    Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», предусматривающий предоставление прав и льгот участников Великой Отечественной войны в полном объеме гражданам, отнесенным к подпункту «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», принятый Государственной Думой 14 ноября 2001 г., не был поддержан Советом Федерации.
    При этом членами Совета Федерации было учтено мнение участников Великой Отечественной войны, принимавших непосредственное участие в боевых действиях на фронтах, которые негативно оценивают возможность уравнивания их по статусу с военнослужащими, проходившими в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии.
    При рассмотрении указанного закона на заседании палаты члены Совета Федерации вносили предложения о повышении уровня социальной защищенности данной категории граждан, которые будут учитываться при совершенствовании законодательства о социальной защите ветеранов.
    Сообщаем также, что в соответствии с пунктом «а» статьи 14 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии за выслугу лет назначаются в следующих размерах: лицам, имеющим выслугу 20 лет, - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год выслуги сверх 20 лет - 3 процента соответствующих сумм денежного довольствия, но не более 85 процентов этих сумм. Пенсия по инвалидности в соответствии с пунктом «б» статьи 22 этого закона инвалидам I и II групп вследствие заболевания, полученного в период военной службы, устанавливается в размере 75 процентов, инвалидам III группы - 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия.
    В денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, включаются оклад по последней штатной должности, воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения с военной службы, а также процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов. Для исчисления пенсии в расчет принимается также месячная стоимость продовольственного пайка.
    При обсуждении в 1992 году в Верховном Совете Российской Федерации указанного закона вопрос об установлении для военнослужащих, уволенных в отставку по болезни, более высокой нормы исчисления пенсий за выслугу лет рассматривался. Однако, имея в виду, что по этому закону общая норма исчисления пенсии за выслугу лет увеличена на 10 процентов денежного довольствия и это превысило применявшуюся ранее в отношении военнослужащих, уволенных в отставку, повышенную на 5 процентов норму, установление для них дополнительной повышенной нормы было признано нецелесообразным. При принятии такого решения учитывалось, что по общему действующему в Российской Федерации пенсионному законодательству норма исчисления гражданской пенсии по старости не ставится в прямую зависимость от состояния здоровья лица, обратившегося за этой пенсией. Кроме того, учтено значительное повышение упомянутым законом норм пенсии по инвалидности I и II групп, чем в ряде случаев могут воспользоваться военнослужащие, уволенные в отставку по болезни.
    Как видно из письма и имеющихся учетных данных, вам выплачивается пенсия за выслугу 36 лет в размере 85 процентов вашего денежного довольствия с учетом повышения на 50 процентов минимального размера пенсии по старости в соответствии со статьей 45 упомянутого выше закона как проработавшему в период Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года) не менее шести месяцев правильно, в полном соответствии с действующим законодательством.
    Сообщаем также, что Федеральным законом от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» с 1 июля 2002 г. введены оклады по воинским должностям применительно к должностным окладам федеральных государственных служащих, а также увеличены размеры ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет, исчисленной из окладов денежного содержания, с 5-40 до 5-70 процентов в зависимости от стажа военной службы.
    Поскольку процентная надбавка за выслугу лет является составной частью денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, размеры пенсий военных пенсионеров и членов их семей, исчисленные с учетом новых должностных окладов, размеров процентной надбавки за выслугу лет и денежной компенсации взамен продовольственного пайка, с 1 июля 2002 г. повышены. Уточнить же конкретный размер повышения пенсии можно в военном комиссариате по месту жительства.

Спасибо за помощь

    Благотворительность

    Россия всегда была богата добрыми людьми. И сейчас, когда она переживает не лучшие времена, это ярко проявляется, в частности, в личной благотворительности, в стремлении сострадательных людей поддержать попавших в беду, переживающих лишения, трудности.
    Руководствуясь этими благородными чувствами, около 2.000 россиян из 26 регионов страны направили свои личные средства в качестве пожертвований в Фонд социальной поддержки “Линия жизни”, осуществляющий благотворительную программу оказания помощи семьям погибших и пострадавшим военнослужащим в ходе проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе.
    Это москвичи А. Басенко, Г. Воронин, Г. Бурмистров, С. Матвиенко, Т. Кайтер, Ю. Кириллов, А. Пименов, К. Скопин и В. Донев из Санкт-Петербурга, А. Скороход из Магадана, А. Михин и О. Кучеренко из Новосибирска, К. Резунов и Д. Куликов из Московской области и многие, многие другие. Трижды присылал в фонд свои деньги А. Нестеров из Москвы и дважды - С. Ляльков из Екатеринбурга. Пострадавших поддержали также ОАО “Газпром”, ОАО “Сургутнефтегаз”, благотворительный фонд “Лукойл”, Сбербанк России, ОАО “Военно-страховая компания” и другие.
    На сегодня за счет поступивших пожертвований Фонд социальной поддержки “Линия жизни” оказал единовременную материальную помощь 1.757 семьям погибших и пострадавших военнослужащих, для раненых приобретено 350 протезов и 92 инвалидные коляски, в порядке реабилитационного лечения и отдыха за рубеж выезжали 212 детей погибших военнослужащих и 890 раненых и больных. Более 700 детей, потерявших отцов, получили полисы накопительного страхования жизни до совершеннолетия.
    Много писем с благодарностью от пострадавших людей получает Фонд “Линия жизни”, в которых они выражают искреннюю признательность за бескорыстную помощь, любовь к людям, практические дела по поддержке военнослужащих и их семей.
    “Большое спасибо вам за отдых в Египте на весенних каникулах, - пишет Настя Вяткина из Воронежа. - Для меня это была незабываемая поездка, столько впечатлений осталось”. Лейтенант Алексей Швецов, получивший минно-взрывную травму с отрывом кистей рук, после протезирования, оплаченного Фондом социальной поддержки “Линия жизни”, не только может самостоятельно выполнять простейшие операции, необходимые в быту, но и написал письмо в фонд, в котором сообщает: “Благодаря вам становлюсь на ноги и со временем научусь красиво писать. Спасибо за то, что вы есть, за внимание и сердечность”.
    А вот телеграмма из Испании: “Огромное спасибо коллективу Фонда “Линия жизни” за предоставленную возможность отдохнуть в Испании. Мы, офицеры, прошедшие через боевые действия на Северном Кавказе, искренне благодарны вам за заботу о защитниках Отечества”.
    Все это - яркое свидетельство тому, что трудности легче преодолеть благодаря взаимной помощи и поддержке.
Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker