на главную страницу

15 Октября 2002 года

События. Комментарии

Вторник

В интересах народа и государства

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



После завершения парламентских каникул Совет Федерации провел первое в осенней сессии заседание палаты. Оно стало 93-м по счету. О том, как оно проходило и о некоторых его итогах, рассказывает член Совета Федерации Александр Гаврин.

- Среди законов, одобренных Советом Федерации, наибольшие споры и разногласия вызывал Федеральный конституционный закон «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», принятый Госдумой 20 сентября. Оправдано ли было принятие документа в такой редакции? Не скрывается ли за этим покушение на права и свободы граждан России?
     - Этот закон вносит изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», которые предусматривают установление запрета инициирования федеральных референдумов в период федеральных избирательных кампаний, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
     Вводимые ограничения на инициирование и проведение референдума Российской Федерации в определенный период не умаляют права граждан России на выражение своей воли посредством голосования (референдума Российской Федерации). Это вытекает из того, что по Конституции высшим непосредственным проявлением власти народа являются свободные выборы и референдум. Выборы и референдум являются равнозначными инструментами в руках народа. Но если периодичность проведения выборов установлена законодательно, то периоды времени, допустимые и недопустимые для проведения референдумов РФ, законодательством ранее не устанавливались. Следовательно, в данном случае имел место правовой пробел, который необходимо было заполнить.
     Несмотря на дискуссионный характер вводимых положений, следует констатировать, что закон направлен на развитие конституционного законодательства и не ущемляет права граждан на народовластие. А выразить волю и выбрать дальнейший путь развития граждане России смогут на предстоящих выборах. Тем самым мы сможем сэкономить от 3 до 4 миллиардов рублей – именно столько, по оценкам Центризбиркома, «стоит» референдум.
     Обоснованность принятия закона восприняли мои коллеги по палате. Не случайно за его одобрение проголосовал 151 член палаты при 11 голосах против и 3 воздержавшихся. Кстати, его уже подписал Президент России Владимир Владимирович Путин.
     - Практически ни одно заседание верхней палаты парламента не обходится без рассмотрения блока экономических законов.
     - Актуальность принятия законов из так называемого экономического пакета вызвана развитием и возникновением новых условий в хозяйственной, финансовой и иной деятельности. К примеру, принятый Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» является одним из важнейших законов, формирующих облик финансовой системы РФ. Регулирующие и контрольные функции четче зафиксированы и в Законе «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
     О последнем скажу особо. Практика применения действующего закона показала, что одним из наиболее опасных административных барьеров является принятие органами власти субъектов актов, имеющих своим результатом или целью ограничение конкуренции, что приводит к негативным последствиям для других регионов и влияет на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации. Закон вводит принципиально новое определение монопольно высокой цены. Существенным дополнением законодательства о конкуренции являются положения, устанавливающие антимонопольные требования к проведению конкурсов, которые направлены на обеспечение равного доступа всех заинтересованных лиц к участию в конкурсах на размещение заказов, на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.
     - Не был обойден вниманием сенаторов и «силовой блок». Рассмотрение парламентом страны Федерального закона «О внесении дополнений в Федеральный закон «О гражданской обороне», наверное, вызвано не только последними трагическими событиями – сходом ледника в Северной Осетии, пожарами в Подмосковье и на Дальнем Востоке и даже не опасностью новых природных катаклизмов и техногенных катастроф. Само понятие «гражданская оборона» несет в себе куда более широкий смысл.
     - Это точно. Но главное в том, что в соответствии с действовавшим законом «О гражданской обороне» правительство должно было обеспечивать проведение единой политики в области гражданской обороны, однако кем задаются основные направления государственной политики в этой области, определено не было. Теперь эти функции юридически закрепляются за Президентом РФ.
     Одними из основных задач гражданской обороны являются обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, а также оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Теперь правительство будет еще и определять порядок обучения населения способам защиты от опасностей. При этом реализация данного закона не предполагает изменения установленного порядка финансирования мероприятий гражданской обороны и не потребует внесения изменений в другие федеральные законы.
     - Палата дала согласие на продление мандата российских миротворцев в Боснии и Герцеговине?
     - Вопрос о возможности использования российских Вооруженных Сил за пределами страны относится к ведению Совета Федерации, и в связи с этим он подлежал обязательному рассмотрению на заседании.
     В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1423 от 12 июля 2002 года мандат миротворческой операции многонациональных сил по стабилизации в рамках выполнения Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине продлен на 12 месяцев. В связи с этим Президент РФ Владимир Путин обратился к палате с предложением об использовании контингента ВС РФ численностью до 350 человек в миротворческой операции до 31 июля 2003 года. Обращение главы государства было мотивировано особой ответственностью России за международную стабильность и безопасность с учетом роли и заинтересованности нашего государства в урегулировании кризиса на территории бывшей Югославии.
     При рассмотрении этого вопроса сенаторами учитывалась международная ситуация, усиление террористической активности в мире. В итоге предложение президента было поддержано.
     - Внимание сенаторов к другой «горячей точке» - Чечне выразилось в одобрении федерального закона о создании Грозненского гарнизонного военного суда. Чем вызвана необходимость его создания?
     - Во-первых, юрисдикция Грозненского гарнизонного военного суда будет распространяться на территорию, где расположены военные гарнизоны, войска, воинские формирования и органы, в которых предусмотрена военная служба, дислоцированные в Чечне. Необходимость в этом назрела уже давно. Во-вторых, возить правонарушителей по территории Чечни – это подвергать опасности и их, и сопровождающих.
     Хочу отметить, что при рассмотрении
     вопроса о создании нового суда парламентарии учитывали финансовые возможности государства. Поэтому одновременно с учреждением военного суда в Грозном они приняли решение упразднить Норильский гарнизонный военный суд. Воинские части в этом регионе подверглись значительному сокращению, и вопросы осуществления правосудия здесь вполне может взять на себя Красноярский гарнизонный военный суд. Таким образом, никаких дополнительных затрат госказна не понесет.
     - А с чем связана необходимость внесения изменения в Федеральный закон «О прокуратуре РФ»?
     - В новом законе уточняются основания для предоставления государственной защиты прокурорам и следователям. В частности, основания для предоставления такой защиты дополнены случаями посягательства на их жизнь, здоровье и имущество с целью принудить к изменению характера законной деятельности или из мести за указанную деятельность. Согласитесь, что в нынешних условиях мера далеко не лишняя.
     - Тема дня сегодня - бюджет 2003 года, проект которого прошел первое чтение в Госдуме. Не остается ли Совет Федерации в стороне от процесса принятия главного финансового документа? Не сводится ли его роль только к привычному одобрению перед подписанием у президента?
     - Нет и еще раз нет. Дело в том, что так называемое «нулевое» чтение проекта бюджета-2003 мы провели еще 11 сентября в ходе научно-практической конференции «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2005 года и параметрах федерального бюджета на 2003 год». Причем это было публичное обсуждение, в котором приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, представители правительства, ученые.
     - И какими в этой связи вам видятся перспективы будущего года?
     - 2003 год имеет одну очень важную отличительную особенность: на этот год приходится так называемый «пик выплат» по внешнему долгу. Мы должны будем заплатить 17,5 млрд. долларов по нашим долгам. В предыдущие годы, кстати, мы платили куда меньше, да и в будущем такой «напряженки» не предвидится. То есть с этой точки зрения бюджет самый напряженный. И причем предстоящие выплаты правительство предполагает делать не за счет новых займов, а в основном за счет внутренних источников, за счет доходов бюджета. Ради этого, собственно, уже третий год бюджет у нас планируется с профицитом, то есть доходы превышали расходы. Это дало возможность создать некий финансовый резерв. К концу нынешнего года он должен достигнуть, по расчетам экспертов, порядка 190 млрд. рублей. И в следующем году выплаты по внешнему долгу будут осуществляться и за счет этого резерва. А начиная со следующего года доля этих расходов в бюджете уменьшится. И чем дальше, тем ситуация будет легче, и можно будет больше денег направлять на социальные нужды.
     - Но ведь мы привязаны к ценам на нефть, газ, другим сырьевым источникам пополнения бюджета…
     - Надо сказать, что тот прогноз, который сделало правительство на следующий год, «крепок». Бюджет следующего года рассчитывался исходя из цены 21,5 доллара за баррель, то есть запас прочности в этом смысле по сравнению с предыдущим годом есть. Конечно, если цены вырастут и соответственно увеличатся доходы, это даст возможность в 2003 году внести поправки в бюджет, направленные на увеличение социальных расходов, может быть, раньше проиндексировать заработную плату бюджетникам. Напомню: пока в проекте бюджета предусмотрено, что заработная плата этой категории россиян будет увеличена на треть с 1 октября будущего года.
     - А что будет с пенсиями?
     - Есть закон, который прямо предусматривает, что если инфляция за какой-то период времени, скажем, с момента предыдущего пересмотра пенсий, превысила 6 процентов, то правительство обязано проиндексировать пенсии, чтобы покрыть эти потери. Бюджет тут, так сказать, в стороне - эти деньги выплачиваются из Пенсионного фонда. Могу сказать только одно: этот закон должен неукоснительно соблюдаться.
     - А насколько реалистичными кажутся вам данные по инфляции, заложенные в проект бюджета 2003 года? Ведь многие критики документа говорят, что прогноз на 2003 год существенно занижен.
     - В нынешнем году, я думаю, инфляция не превысит планки в 14-15 процентов, что ненамного превысит запланированный уровень. В прошлые годы эти показатели были куда хуже. Что касается следующего, 2003 года, мне кажется, ориентир на 10-12 процентов выглядит вполне разумным. Нам нужно стремиться к сокращению инфляции, потому что она съедает доходы граждан, съедает то увеличение заработной платы и пенсий, которое делается. И главное – препятствует росту инвестиций. При такой высокой инфляции мало кто хочет вкладывать деньги в развитие экономики. Так что совсем неплохо, что правительство ставит перед собой такие достаточно амбициозные, жесткие цели по снижению инфляции. Будем надеяться, что они будут достигнуты.
     - За счет чего еще мог бы пополниться бюджет?
     - Вот вам пример. С момента снижения ставки подоходного налога в 2001 году бюджет получил в 1,5 раза больше, чем в 2000-м, а в этом году – еще на 40 процентов больше, чем в
     2001-м... То есть собираемость подоходного налога заметно возросла. В этом году снижен налог на прибыль. Думаю, что в среднесрочной перспективе это положительно скажется и в целом на нашей экономике, и на увеличении собираемости налогов. Что же до резервов, то не все ладно с использованием государственной собственности. Государство по-прежнему является собственником огромного количества предприятий. Но доходы от их деятельности, к сожалению, очень невелики. Сравните: от одного совместного предприятия «Вьетсовпетро», где у нас 50-процентный пакет, мы получаем в бюджет 12 миллиардов рублей, а еще от нескольких тысяч государственных предприятий всего… 2 миллиарда.
     - И что же делать с неэффективной собственностью? Продавать?
     - То, что не дает государству доходов, нужно продать в частные руки. То, что дает доходы, должно быть поставлено под жесткий контроль, чтоб эти деньги не растекались неизвестно куда.
     - Что в планах палаты на осеннюю сессию?
     - Нам предстоит серьезная законотворческая работа. Совету Федерации предстоит сказать свое слово по проекту бюджета-2003, кроме того, его ждет серьезный труд над пакетом законов по электроэнергетике, основам местного самоуправления, судебно-правовой и федеративной реформам.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker