на главную страницу

15 Октября 2002 года

Вторник

На Мамаевом кургане - тишина...

35 лет назад был открыт известный всему миру памятник-ансамбль

Александр КОЧУКОВ, «Красная звезда».



В дни Сталинградской битвы Мамаев курган был ключевой позицией обороны города. Кто держал его вершину в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему на этом участке фронта с 13 сентября 1942 года по 26 января 1943 года кипели ожесточенные бои. За 135 суток столько бомб, снарядов и мин было обрушено на курган, что крутые скаты его стали отлогими. И трудно сказать, чего больше осталось после битвы на высоте - земли или осколков металла. Мамаев курган стал символом героизма, мужества и отваги советских воинов. И по праву именно эта высота послужила пьедесталом величественного памятника легендарным защитникам Сталинграда. Все скульптурные композиции ансамбля созданы Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и пяти Государственных премий СССР, народным художником Советского Союза Евгением Викторовичем Вучетичем. Авторский коллектив, возглавляемый Е.В. Вучетичем, состоял из 12 архитекторов и скульпторов. Им потребовалось семь лет для того, чтобы композиции скульптурного ансамбля навечно застыли перед братскими могилами героев великой битвы. Военным консультантом являлся дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза В.И. Чуйков.

Наша первая встреча с полковником Е.В. Вучетичем состоялась летом 1967 года, когда Евгений Викторович уже завершал работу над памятником. Его планировали открыть осенью, и в июле оставались незавершенными лишь отдельные фрагменты сооружения.
     Вучетич предложил пешком подняться на вершину Мамаева кургана. По мере нашего восхождения перед глазами будто развертывалась панорама из сражений, ставших единой битвой за Сталинград.
     По мере приближения к вершине все явственнее выступает композиция «Стоять насмерть», отражающая начальный, тяжелейший период Сталинградской битвы. Останавливаемся у каменного гиганта-богатыря. Волевое лицо. В глазах - непреклонная решимость бороться до конца. Мускулы солдата напряжены до предела... Он скорее умрет, чем отступит. За его спиной Сталинград, Волга, Родина...
     Постояв в молчании у гиганта-богатыря, подходим к стенам-руинам, на которых изображены боевые эпизоды сражения и воспроизведено множество тех надписей, что осколком снаряда, штыком, куском металла оставляли солдаты тяжелого 1942-го: «Если погибну, считайте меня коммунистом», «Я из 62-й!», «Огонька им, ребята, побольше, чтоб не забывали гады, чья эта улица, чей это дом!.. Сержант Павлов»...
     За стенами-руинами как-то неожиданно открылась перед нами панорама площади Героев. В центре - огромный водяной партер. По одну его сторону выстроились в ряд шесть композиций, по другую - на более чем стометровом знамени высечены слова: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!»
     О ком эти слова? О бойцах и командирах дивизии полковника И.И. Людникова, которые героически обороняли завод «Баррикады»? Или о гвардейцах генерала А.И. Родимцева, чьи подвиги широко известны всем?..
     Поднявшись на вершину кургана, где в братских могилах покоится прах защитников Сталинграда, мы оказались у подножия грандиозной скульптуры Матери Родины. В одной руке она подняла меч, другой осеняет сынов своих на подвиги во имя Отечества. Высота скульптуры более 80 метров. Самая большая статуя в мире! И самая величественная!..
     С любовью глядя на творение ума и рук своих, Евгений Викторович с иронией заметил:
     - А ведь мои оппоненты силились доказать, что Мать Родину нельзя изображать молодой и такой женственной. В их понимании она должна быть старушкой, и меч ей ни к чему...
     Вучетич широко улыбнулся и с пафосом продолжал:
     - Наша социалистическая Родина находится в расцвете сил, а потому изображена молодой. Что касается женственности, то, посмотрев на скульптуру, даже любой иностранец скажет - за такую Родину стоит драться. А меч - это грозное предупреждение всем врагам нашим!
     Я спросил:
     - Евгений Викторович, а правду ли говорят, что вокруг проекта памятника советским солдатам в Трептов-парке Берлина тоже были долгие споры?
     - Да, споры были. К тому же поначалу и я сам имел несколько вариантов скульптурного ансамбля-памятника...
     Вучетич рассказал о некоторых подробностях проектирования и сооружения известного ныне всем тридцатиметрового бронзового воина-освободителя. Толчком к творческим поискам послужила его беседа с маршалом К.Е. Ворошиловым в августе 1945 года. Климент Ефремович подсказал: «Недавно Потсдамскую декларацию победителей от имени советского народа подписал товарищ Сталин. Значит, в центре ансамбля-памятника должен быть он - во весь рост из бронзы с изображением Европы или глобусным полушарием в руках».
Вучетич довольно быстро выполнил данный ему заказ, но в душе не совсем остался доволен собой. Сделал несколько заготовок в глине: «Солдат-победитель со знаменем», «Солдат с автоматом!..» Несколько рассказанных ему случаев о спасении немецких детей окрылили художника на новый творческий поиск, и он создал скульптуру «Солдат с ребенком на груди». Когда видоизменил ее, обогатил содержание, то получилась скульптурная композиция «Воин-освободитель».
     Старательно вылепил этого богатыря-воина и поставил рядом с генералиссимусом. Вначале в мастерской, а потом в одном из залов Московского Кремля.
     Члены художественного совета сосредоточили свое внимание на полутораметровой скульптурной фигуре генералиссимуса, фигуру солдата с девочкой на груди будто не замечают. Но вот появился И.В. Сталин. Не торопясь, прошел вокруг стола, на котором стояли эскизы, повернувшись к скульптору, спросил:
     - Слушайте, Вучетич, вам не надоел этот... с усами? - он нацелился мундштуком трубки в лицо полутораметровой фигуры.
     - Это пока эскиз, - попытался кто-то заступиться за скульптора.
     - Автор был контужен на фронте, но не лишен языка, - прервал того Сталин и устремил взгляд на фигуру под целлофаном. - А это что?
     - Это тоже эскиз, - ответил Вучетич.
     - Тоже и... кажется, не то же, - заметил Сталин. - Покажите...
     Вучетич снял целлофан с фигуры солдата. Сталин скупо улыбнулся и сказал:
     - Вот этого солдата мы и поставим в центре Берлина на высоком могильном холме... Так и порешили... Пусть этот великан в бронзе, победитель несет на своей груди девочку - светлые надежды народа, освободившего мир от коричневой чумы.
     ...День открытия памятника-ансамбля на Мамаевом кургане - 15 октября 1967 года - выдался погожим. На торжествах выступил Л. И. Брежнев, тогдашний министр обороны СССР Маршал Советского Союза А.А. Гречко, Маршалы Советского Союза
     А.И. Еременко, В.И. Чуйков... Но мне лично запомнились слова из речи сержанта запаса Я.Ф. Павлова:
     «Нам никогда не забыть сурового и грозного 1942 года. Четверть века назад здесь решалась судьба нашего Отечества...
     Наша клятва – за Волгой для нас земли нет – выражала решимость стоять насмерть, выражала всенародное стремление разгромить врага в Сталинграде...
     Дружба, взаимопомощь, готовность помочь своим товарищам выполнить боевой долг – все это сплачивало защитников города, помогало им в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. И мы наголову разбили гитлеровские полчища».
     В тот же день в печати появился Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Е. В. Вучетичу звания Героя Социалистического Труда.
     Фронтовой комбат и великий скульптор о многом мечтал. Он разработал проект монументальной композиции, отображающей гигантское сражение на Курской дуге, проект памятника великой победе под Москвой... Но война преследовала его и разила в самое сердце – четыре инфаркта, как четыре запоздалых выстрела из страшного того далека. Е. В. Вучетич умер в 1974 году.
     На своем журналистском веку мне довелось повидать многие памятники героям Великой Отечественной. Но таких, как в Волгограде, нет. Самый большой и самый величественный!
     

На снимках: Е.В. ВУЧЕТИЧ; мемориальный ансамбль-памятник в Волгограде.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker