на главную страницу

16 Октября 2002 года

Пульс планеты

Среда

Эдуард Шеварднадзе выступил с ежегодным обращением к парламенту и народу

Александр ТИХОНОВ (Тбилиси), «Красная звезда».



     В качестве идеологической основы «нового проекта» избрана сформулированная еще в XIX веке Ильей Чавчавадзе и его единомышленниками концепция «общей почвы». Суть концепции заключается в достижении приоритета интересов родины-Грузии для всех проживающих в ней, независимо от различий (этнических, религиозных, имущественных и т.д.). Иными словами, речь идет об осознании гражданами Грузии своей общности по признаку проживания на грузинской земле и признание приоритета именно за этим признаком.
     В этой связи «новым проектом» предусмотрено продолжение реформ прежде всего государственного устройства Грузии. Существенные изменения ждут конституцию страны. Предстоит серьезная реорганизация структуры исполнительной власти, в результате чего останется 10 или 14 министерств и столько же департаментов. Новые министерства будут созданы только по функциональному признаку и полностью лишены хозяйственно-организаторской функции. При этом первый этап реформирования исполнительного звена, возможно, завершится уже через два-три месяца.
     «Новый проект» не оставляет без внимания и законодательные органы, предусматривая создание двухпалатного парламента при одновременном сокращении числа парламентариев до 80-100. Нижнюю палату предлагается избирать, как и раньше, по смешанной системе, а верхнюю - сенат - по мажоритарной.
     Некоторые изменения планируется внести в муниципальную и региональную системы страны, хотя что собой будет представлять «истинный регионализм», не исключающий «принципов асимметричного федерализма», из президентского обращения не совсем ясно. Может быть, потому, что в своей речи перед парламентариями Шеварднадзе затронул данную тему лишь в общих чертах. Зато довольно подробно остановился на проблеме восстановления территориальной целостности Грузии.
     По словам грузинского президента, это восстановление не может стать каким-то одноразовым актом с незамедлительным упразднением всех властных структур, фактически существующих и действующих в Абхазии или Южной Осетии. «Это будет эволюционный, многоэтапный процесс со сложнейшими соглашениями и двусторонними компромиссами, если мы изберем путь мирного решения», - говорится в обращении. Отсюда следует, что возможность выбора силового пути глава Грузии вовсе не исключает. Более того, в обращении и не утверждается о приверженности только мирным, политическим способам урегулирования грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов! Это, безусловно, насторожит не только руководство Абхазии и Южной Осетии, но и всех без исключения жителей этих республик.
     Еще большая нервозность и напряженность в зоне грузино-абхазского конфликта может появиться при попытке Грузии привлечь в качестве то ли посредника, то ли арбитра Соединенные Штаты Америки. Правда, Шеварднадзе, говоря о созыве в ближайшем будущем для решения абхазской проблемы специальной международной конференции при сопредседательстве США и Российской Федерации и активном участии Украины и Турции, отметил, что целесообразность предложенного мероприятия - вопрос спорный. Но нет никаких сомнений, что официальный Тбилиси на самом деле страстно желает американского участия в грузино-абхазском урегулировании. Это желание совпадает с интересами США - заполучить повод и, следовательно, реальную возможность надолго закрепиться на Южном Кавказе (правда, вовсе не для возврата Абхазии под тбилисский контроль).
     На международной конференции по Абхазии - если таковая все же будет созвана - грузинское руководство, по словам Шеварднадзе, предстанет «конкретными предложениями, полностью основанными на известном документе Совета Безопасности ООН «О разграничении полномочий между Тбилиси и Сухуми». Значит, с большой долей вероятности уже сейчас можно предсказать бесперспективность замысла, поскольку известно принципиальное неприятие этого документа абхазским руководством.
     Проблема восстановления территориальной целостности для Грузии не является сугубо внутренней. Очевидно, что для ее успешного решения необходимы удачные внешнеполитические шаги. Они возможны, если, по мнению Шеварднадзе, руководствоваться двумя приоритетами. Во-первых, сохранением дружеских отношений с Арменией, Азербайджаном, Украиной, государствами Балкан и Центральной Азии. Во-вторых, развитием взаимовыгодного, построенного на принципах комплиментарности сотрудничества с двумя крупными стратегическими партнерами: США и Россией. «Категорически не могу согласиться с мнением, будто здесь необходим однозначный выбор», - заявил Шеварднадзе в своем обращении.
     Выступая в парламенте, президент Грузии высоко оценил итоги своей встречи с Владимиром Путиным в Кишеневе. В частности, грузинский лидер подчеркнул, что оба президента пришли к выводу о том, что в Панкисском ущелье не нужна крупномасштабная военная операция, но целесообразно активное сотрудничество спецслужб. Удалось достичь договоренности об оказании помощи грузинским правоохранительным органам в выявлении членов бандитских группировок, которые ранее совершали преступления на территории России да и Грузии. Кроме того, еще теснее будут взаимодействовать российские и грузинские пограничники, чтобы незаконные вооруженные формирования не могли нарушить границу ни в одном из направлений.
     Когда Шеварднадзе зачитывал «пророссийскую» часть своего обращения, некоторые парламентарии демонстративно покинули зал заседаний. Комментируя впоследствии их демарш, а также оскорбительные высказывания в свой адрес, прозвучавшие в ходе последовавших после обращения дебатов, Шеварднадзе заявил: «Цель таких выступлений одна: чтобы президент вышел из себя и сделал долгожданное заявление - я подам в отставку. Не подам!» Свое возмущение грузинский лидер объяснил состоявшимся накануне вечером разговором с некоторыми из этих депутатов, в котором призвал их к конструктивности.
     Интересно, что в обращении прямо говорится, что для восстановления дружеских отношений с Россией есть условие (решение абхазской и юго-осетинской проблем), а для дружбы с США, Германией, Турцией, Великобританией, для сотрудничества с ОБСЕ, Советом Европы и НАТО никаких предварительных условий не существует. Надежной системой устойчивой безопасности грузинское руководство называет Североатлантический альянс, сверхзадачей для своей страны декларируется присоединение к нему. Объявлено, что после Пражского саммита НАТО Грузия официально выразит желание стать членом Североатлантического союза. И именно в этой системе координат, судя по обращению президента Грузии, в Тбилиси представляют наиболее возможным возвращение Абхазии и Южной Осетии.
     Разумеется, обращаясь к народу и парламентариям, Шеварднадзе не забыл ни об экономике, ни о вооруженных силах. Что касается армии, то президент заявил, что, несмотря на скудные ресурсы, она все-таки сформирована. Шеварднадзе также отметил, что армия скоро «будет всесторонне соответствовать евроатлантическим стандартам прежде всего по структуре, внутренней направленности, подчинению гражданскому контролю, а в дальнейшем (не в столь отдаленном будущем) - по вооружению и оснащенности». «Сейчас у нас уже есть полное основание заявить, что через несколько лет у Грузии будет не очень многочисленная, но очень хорошо вооруженная и обученная, укомплектованная в основном профессиональными кадрами армия», - с уверенностью заявил Шеварднадзе.
     Трудно сказать, какое такое «полное основание» подразумевается в данном случае. При сохранении сегодняшнего крайне низкого уровня финансирования вооруженных сил главной проблемой и завтра, и послезавтра останется жизнеобеспечение военнослужащих; о закупках современных образцов вооружения и военной техники не может быть и речи. А без выхода экономики из глубочайшего кризиса, в котором она находится, невозможен рост доходной части бюджета и соответственно увеличение расходов на национальную оборону.
     Экономической проблематике посвящена значительная часть президентского обращения. В числе положительных результатов представлены низкий уровень инфляции, устойчивость национальной валюты, вхождение страны во Всемирную торговую организацию, некоторый рост налоговых поступлений в бюджет в текущем году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среди главных тормозов экономического развития - коррупция (как признал Шеварднадзе, «без поражения коррупции у грузин, как цивилизованной нации, и у Грузии, как демократического государства, нет будущего»).
     «Новый проект» с точки зрения изменения условий хозяйствования предусматривает, например, легализацию теневой экономики, разработку нового налогового законодательства, введение в действие механизма банкротства, поддержку среднего и малого бизнеса, завершение крупной приватизации. В мировом же разделении труда архитекторы «нового проекта» видят Грузию транзитной страной на восставшем из небытия Великом шелковом пути в так называемом Евразийском коридоре. Еще одним приоритетом «нового проекта» провозглашена концепция «цифровой модернизации», реализация которой направлена на то, чтобы страна не оказалась на задворках информационной цивилизации.
     Насколько выполним «новый проект»? Этот вопрос сегодня волнует не только парламентариев, но и многих жителей республики. Возможно, косвенный ответ на этот вопрос содержится в итоговой речи Шеварднадзе в парламенте, произнесенной после обсуждения депутатами президентского обращения. В ней грузинский лидер заявил, что Грузия должна стать процветающей страной, но это произойдет уже при следующем президенте.
     У которого, очевидно, будут собственные проекты.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker