на главную страницу

17 Октября 2002 года

История Отечества

Четверг

Призвание генерала Родимова

Полковник в отставке Владимир САЛОВ.



В эти дни в Санкт-Петербурге в Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского отмечают 100-летие генерал-полковника Петра Родимова, человека, судьба которого неотделима от истории вуза.

     ...Хмурые, промозглые дни конца января 1947 года выдались для Ленинградской военно-воздушной академии горячими и хлопотными. Готовились к встрече нового начальника академии.
     Академия, сформированная незадолго до Великой Отечественной войны, летом 1945 г. вернулась из Йошкар-Олы и разместилась в исторических зданиях бывшего 2-го кадетского корпуса на Петроградской стороне. Молодой коллектив академии в годы войны немало сделал для подготовки инженерных авиационных кадров, разработки научных и учебно-методических материалов в интересах боевых авиачастей и других учебных заведений. Вклад академии в Победу был отмечен орденом Красного Знамени.
     В академии с интересом и некоторой настороженностью ожидали, каким же он будет, новый начальник, генерал-лейтенант инженерно-технической службы Петр Васильевич Родимов.
     И вот руководящий и профессорско-преподавательский состав собрали в зале заседаний. Когда генерал вошел, все невольно подтянулись. Сам внешний облик нового начальника внушал уважение: плотно сбитый, широкоплечий, с безупречной воинской выправкой, на груди - семь боевых орденов. Открытое, приветливое лицо, улыбка располагали, рождали доверие.
     Первым требованием нового начальника было неукоснительное соблюдение воинской и учебной дисциплины. Было сказано, что преподаватель - ведущая фигура в учебном процессе. Необходимо добиться, чтобы в каждом кафедральном коллективе сложилась творческая атмосфера, обеспечивалось взаимное обогащение преподавателей новыми идеями. Родимов обратил внимание на важность кропотливой, повседневной индивидуальной работы со слушателями.
     Назначение П.В. Родимова начальником академии было конечно же не случайным. Предстояло кардинально перестраивать учебный процесс в академии, поскольку на смену поршневой шла реактивная авиация, все интенсивней становились работы по созданию боевых баллистических ракет. Слушателей предстояло вооружить очень большим багажом знаний, не меняя сроков обучения. Петр Васильевич к тому времени был одним из наиболее квалифицированных специалистов инженерно-авиационной службы в Военно-воздушных силах Красной Армии. Он занимал должность начальника Главного управления ВВС. За его плечами были годы работы на авиационных заводах, организация инженерно-технической службы в экстремальных условиях войны. Самолеты и авиация были сутью его жизни. Везде, где бы ни служил Родимов, его признавали, ценили как профессионала, руководителя, человека.
     Начинался же жизненный путь Петра Родимова на той же Петроградской (тогда Петербургской) стороне, где он родился 16 октября 1902 г. в семье рабочего и крестьянки Тульской губернии.
     После смерти отца Петр, единственный кормилец в семье, буквально мечется в поисках заработка: сортирует посылки на Финляндском вокзале, служит счетоводом на продовольственном складе, санитаром-красноармейцем.
     Лишь в 1920 году он окончил 7 классов вечерней трудовой школы.
     Петр с друзьями часто бегал на Комендантский аэродром, где состязались авиаторы, зачитывался рассказами о русском летчике Нестерове и его «мертвой петле», а газетную вырезку о воздушном параде на Ходынском поле хранил в нагрудном кармане. Неудивительно, что осенью 1923 года Петр Родимов поступает в Отдельную истребительную эскадрилью № 1 Красной Армии на должность «хозяина самолета».
     Самолеты из полета в то время возвращались сплошь забрызганными маслом, которое выбрасывалось через патрубки из цилиндров мотора. Иногда машина становилась просто черной. Такой облитый маслом самолет предстояло вычистить до блеска. Эту малоприятную работу и выполнял «хозяин самолета». Зато она позволила хорошо изучить конструкцию и особенности эксплуатации боевых самолетов, стоявших тогда на вооружении Красной Армии.
     Вскоре красноармеец Родимов добивается направления на курсы переподготовки в военную авиационно-техническую школу (интересно, что она находилась в одном из зданий, где потом будет располагаться возглавляемая Петром Васильевичем академия), а в 1928 г. становится слушателем Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского.
     В годы учебы у Родимова проявились качества аналитика и педагогические способности, после блестящей сдачи в 1932 г. государственных экзаменов он был оставлен в академии адъюнктом-преподавателем, а позже стал старшим инженером авиационной бригады тяжелых бомбардировщиков, затем - военным представителем на авиационном заводе. В годы войны П.В. Родимов был главным инженером управления ВВС Южного фронта, с мая
     1942 г. – главным инженером 4-й воздушной армии.
     Инженерно-технические работники ВВС делали, казалось, даже невозможное, обеспечивая боеготовность техники. Было немало самолетов, которые совершили вынужденную посадку за пределами аэродрома. Нельзя было допустить, чтобы они достались противнику.
     «Выход, - вспоминает главный маршал авиации К.А. Вершинин в книге «Четвертая воздушная», - был найден благодаря изобретательности и трудолюбию инженерно-технического состава ВВС фронта, возглавляемого П.В. Родимовым». По его инициативе были созданы команды для обнаружения аварийных самолетов, выездные ремонтные бригады при полевых авиаремонтных мастерских. Петр Васильевич вспоминал, как на одном из обстреливавшихся фашистами аэродромов южнее Запорожья почти одновременно, не выпуская шасси, совершили аварийную посадку три подбитых в бою штурмовика Ил-2. Под огнем противника за одну ночь ремонтная бригада отремонтировала все три самолета, а утром они были в бою.
     В боевой характеристике Родимова от 30 мая 1942 года сказано: «Высокограмотный, культурный инженер. Отлично знает материальную часть самолетов, моторов, вооружения и спецоборудование к ним. За время войны провел большую работу по восстановлению материальной части: отремонтировано в авиамастерских 1.206 самолетов, 1.842 мотора и полевым ремонтом 5.636 самолетов». И это всего за полгода!
     В феврале 1943 года генерал-майора инженерно-технической службы Родимова перевели в Управление Военно-воздушных сил Красной Армии. Теперь он занимался организацией ремонта и восстановления поврежденных самолетов в масштабе всей армии.
     Такого вот человека – знающего, опытного, испытанного войной – встречали мы в академии. На посту ее начальника он был до 17 сентября 1969 года – более двадцати лет.
     Однажды С.П. Королев, заслушав в кабинете Родимова доклад о новом способе приземления космических аппаратов, с нескрываемой укоризной в адрес ученых из своего ОКБ сказал: «Какие молодцы преподаватели академии! При такой-то учебной нагрузке решают такие сложные задачи!» Заинтересовавшись научными исследованиями в академии, Сергей Павлович провел в ее стенах не час, как планировалось, а целый день.
     Академия развернула широкое жилищное строительство. Дома для постоянного состава, общежития для слушателей и курсантов росли как грибы. Однако административно-хозяйственные заботы никогда не заслоняли для начальника академии главного – человека. Он много внимания уделял нравственному воспитанию, расширению культурного кругозора военных инженеров. О чуткости, внимательности и заботе Петра Васильевича о подчиненных, независимо от звания и занимаемой должности, в академии до сих пор ходят легенды. Люди тянулись к нему, дорожили общением с ним.
     Вспоминает бывший начальник отдела кадров академии В.Ю. Иващенко.
     «Вечер. Захожу в кабинет, Петр Васильевич что-то пишет, поднимая глаза, спрашивает:
     – Виталий Юрьевич, зачем пришел?
     – Так ведь четверг, Петр Васильевич (четверг – кадровый день в «Можайке»).
     Родимов вздыхает и говорит как бы про себя: «Опять четверг...» Затем спрашивает:
     – Дела изучил? Людей изучил?
     – Изучил.
     – Ну и что, порядочный народ?
     – Порядочный.
     – Готовь проект приказа».
     После увольнения в отставку Петр Васильевич более 20 лет проработал профессором кафедры. Вел занятия, выступал перед офицерами и курсантами во внеучебное время. К нему по-прежнему обращались за советом руководители разных уровней. Без волнения нельзя было видеть, как подтягивались офицеры, переходили на чеканный шаг курсанты, отдавая воинское приветствие пожилому человеку в темном костюме. На вопрос о здоровье Петр Васильевич отвечал неизменным: «Держусь вертикально». Не стало его в январе 1996 года.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker