на главную страницу

17 Октября 2002 года

Пульс планеты

Четверг

Реадмиссией — по Еврокомиссии

Вадим МАРКУШИН.



     Руководящая «тройка» Европейского союза в составе глав МИД Дании, Греции и верховного представителя ЕС по внешней политике (Пер Стиг Меллер, Георгиос Папандреу и Хавьер Солана) находится в Москве, где проведет переговоры с министром иностранных дел России Игорем Ивановым по проблеме Калининграда. Во встрече примет также участие член Еврокомиссии Крис Паттен. Собеседники намерены выработать предложения по этому вопросу для предстоящего саммита Россия - ЕС, который пройдет 11 ноября в Копенгагене. Дания председательствует в настоящее время в ЕС. А с 1 января будущего года эти функции перейдут к Греции.
     Московской встрече предшествовала дискуссия в Брюсселе - на уровне глав парламентов России, Евросоюза, Литвы и Польши. Переговоры прошли в чисто «европейском» духе. То есть с доброжелательными улыбками, но при нежелании европейских коллег разговаривать с россиянами на языке равноправных партнеров. В итоге отмечено дежурное «сближение позиций» и «готовность продолжить диалог». При этом на пресс-конференции председатель Европейского парламента Пэт Кокс воздержался от ответа на вопрос, как будут выглядеть отношения России и ЕС после возможного введения виз для россиян с нового года.
     Встреча руководителей парламентов по калининградской проблеме в Брюсселе позволила как России, так и Европейскому союзу лучше понять позицию Литвы. Об этом заявил председатель сейма Литвы Артурас Паулаускас. По его словам, литовская сторона «не против» сохранения безвизового транзита для российских граждан. Однако у Литвы есть обязательства перед ЕС о введении виз с 1 января 2003 года, «которые мы должны выполнить». В противном случае мы опасаемся, что сроки приема Литвы в ЕС и, главное, в Шенгенскую зону отодвинутся, отметил он. Пока никто, ни один президент или премьер, не может дать нам таких гарантий на будущее, поскольку речь идет не об одной стране, а о пятнадцати. Но если Евросоюз в целом даст нам такие гарантии, то мы готовы рассмотреть вопрос о сохранении безвизового транзита в Калининград, сказал Паулаускас.
     Маршалы сейма и сената Польши - Марек Боровский и Лонгин Пастушак признали в своих выступлениях, что введение Польшей визового режима для российских граждан с 1 июля 2003 года станет «серьезной экономической проблемой для их страны». В этой связи они высказались за введение «недорогих, легко доступных» виз для граждан обеих стран и расширение сети польских консульств на территории России.
     Суть же позиции России, как известно, состоит в продлении существующего режима безвизового транзита на поездах через Литву с перспективой пуска в ближайшие годы безостановочных скоростных составов через литовскую территорию. Сейчас Россия готова предоставлять литовской стороне списки пассажиров с возможностью их проверки. Но она против введения предлагаемых «калининградских пропусков» и «облегченных виз».
     Об этом, в частности, вновь заявил специальный представитель Президента РФ по калининградской проблеме Дмитрий Рогозин. Мы понимаем, сказал он, что в нынешних условиях, когда Евросоюз сильно озабочен проблемами нелегальной иммиграции, общий фон для переговоров по Калининграду не особенно удачен. Поэтому мы хотим показать нашим коллегам, что российские предложения по развязке этой проблемы юридически и политически безупречны. Что они основаны на уважении и шенгенских соглашений, и суверенитета Литвы, и законодательства РФ. Поэтому если парламентарии заинтересованных стран нас поддержат, то это будет существенной помощью в достижении компромисса за оставшееся время.
     Чтобы снять чрезмерную озабоченность Еврокомиссии проблемой нелегальной миграции, российские представители выразили готовность начать переговоры о подписании соглашения о реадмиссии (высылке нелегальных иммигрантов в те страны, из которых они прибыли). Причем Москва настаивает на том, чтобы подобные же соглашения были достигнуты со странами СНГ. Ибо граждане этих стран (а не россияне) создают проблемы высылки. Отсутствие соглашений о реадмиссии сейчас рассматривается как одно из главных препятствий на пути либерализации визового режима с Россией. Так что со стороны России в этом плане делается совершенно очевидный шаг навстречу Европе.
     Иное дело - захочет ли Европа по достоинству оценить этот шаг. Или она с присущим ей лицемерием будет продолжать игру в хорошие манеры, лишь делая вид, что заботится не только о законности и порядке в шенгенском пространстве, но и о нормальном социально-экономическом развитии всего континента. Ведь именно в этом - в создании видимости усердия в решении некоторых острых проблем - мы имеем моральное право обвинить представителей евроструктур. Именно они порой своими заявлениями и действиями создают для России дополнительные и унизительные преграды. К примеру, на том же Кавказе, где Москва вынуждена многократно доказывать очевидное: она там ведет войну с международным терроризмом, а не с грузинским руководством.
     Короче говоря, до саммита Россия - ЕС осталось меньше месяца. За это время стороны должны найти компромиссное решение спорной проблемы. В противном случае «динамично развивающееся стратегическое сотрудничество» есть не что иное, как пустая фраза, не отражающая настоящих отношений между двумя крупными субъектами международного сообщества.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker