|
Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда». |
Бывший боевой летчик полковник запаса Александр Дмитриевич Смирнов, отлетав положенное, работал в «Красной звезде», составлял проекты приказов и писал стихи. Некоторые его поэтические строки мы предлагаем вниманию читателей.
Александр СМИРНОВ
Версты судьбы
Да, летал я за Кругом,
на севере,
под Архангельском рыбу
ловил,
в море Белом, где скалы
угрюмые,
меж волнами на катере
плыл.
Острова Соловецкие
видывал,
с рыбаками о доме грустил,
невод в море на зорьке
закидывал,
чай горячий с брусникою пил.
Удивлялся природе
неистовой,
первозданной ее красоте,
говорят побывавшие -
повидавшие:
нет похожей на эту нигде.
* * *
За разлуками следуют
встречи,
за дорогой дороге быть,
день пройдет и наступит
вечер,
а за вечером звездам плыть.
Понимаешь,
все в жизни непросто:
есть веселья, есть грусти
час,
вот и снова считают
версты
поезда, уносящие нас.
То на запад, к обжитым
границам,
то на север к холодным
льдам
улетаем, подобно птицам,
нет спокойствия в жизни
нам.
Не о современных эстрадных шлягерах пойдет речь. Не о тех песнях, которые даже сами исполнители уничижительно зовут «попса». А о той своеобразной песенной антологии, в которой жива доныне Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Эти песни поют, собравшись в кругу друзей, и сами новоявленные «звезды» сцены, и фронтовики, люди военные и сугубо штатские, все, независимо от возраста и профессии. Почему? Да потому что в них и мелодия, и стихи точно передают то трагическое время, вызывая искренностью и душевностью своими чувство гордости за родное Отечество. Эти особенные выразительность и трогательность по-настоящему согревают любое сердце, вдохновляют и создают атмосферу сопричастности к Истории. И если все это присутствует в песне, то тогда одинаково значимо звучат и созданные в те «сороковые-роковые», и послевоенные, и написанные сегодня.
«Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи...» Это любимая всеми «Темная ночь», написанная Никитой Богословским на стихи Владимира Агатова в 1942-м. Песня, дающая Веру тогда, когда война еще в самом разгаре: «Ты меня ждешь... и поэтому, знаю, со мной ничего не случится». Эта вера доныне поддерживает сердца в минуты испытаний. Ведь немало тлеет сейчас «горячих точек», грозящих в любую минуту обернуться кровавым пожаром.
«Алеша» на стихи Константина Ваншенкина и музыку Эдуарда Колмановского. Написанная в 1967 году эта песня мгновенно обрела популярность, напомнив старую истину: «кто не помнит бед прошлого, тот обречен на их повторение». «И сердцу по-прежнему горько, что после свинцовой пурги из камня его гимнастерка, из камня его сапоги. Немало под страшною ношей легло безымянных парней!..»
Те 60-е, юбилейные, встревожили всех нас еще раз памятью о войне. Песни, ей посвященные, все чаще стали писать так называемые «самодеятельные» авторы: барды, без сложных музыкальных аранжировок, под простенькую гитару поющие про человеческий Подвиг и верящие, что нет смерти, если есть память.
Почему они появились, такие песни? Может быть, потому, что стали взрослыми дети тех, кто погиб, защищая их и свою Отчизну? И они продолжили жизнь в своих сыновьях и дочерях. «Ты гитару свою берешь - я-то думал, берешь мою... Ты мне песни свои поешь - я-то думал, свои пою...» Это строчки из «Песни об отце» Бориса Вахнюка. «Столько лет похоронная врет, столько лет уверяет меня, что в снегах у карельских болот оборвалась твоя лыжня. Столько лет не летит над Днепром, над дорогой твоей голос твой... И пылится в архивах бронь, не использованная тобой».
И Владимир Высоцкий, сын офицера-фронтовика, пишет свои знаменитые «Песня самолета-истребителя», «Штрафные батальоны», «Черные бушлаты», «Сыновья уходят в бой», «Он не вернулся из боя», «Братские могилы»...
Александр Галич, Евгений Долматовский, Александра Пахмутова, Евгений Евтушенко, Юлия Друнина, Эдуард Колмановский, Максим Блантер, Тихон Хренников и многие другие сумели создать высокий по чистоте сплав мелодии и слов, без особого пафоса воспитывающий патриотов. Песни о войне пишут и профессионалы, и барды, люди в возрасте и совсем юные. И те песни, которые написаны совсем недавно - «Колоколенка» Леонида Сергеева («Рана незажитая, память неубитая, солнышко да полюшко, да геройский взвод...»), звучащая песней-былиной, «Послепобедный вальс» Александра Розенбаума («Широченные брюки, ватных плечиков мякоть, полевые планшеты недавней войны. Все слилось в эти звуки удивительных тактов послепобедной моей страны»), «Рассказ ветерана» Юрия Визбора («И тихо в мире, только временами травиночка в прицеле задрожит: кусочек леса редкого за нами, а дальше - поле, Родина лежит»), звучат сейчас наравне с теми, военными. И те, и другие вместе с кино-фотохроникой отражают историю в реке времени:
Кто-нибудь потом вглядится
В наши судьбы, наши лица,
В ту военную страницу,
Что уходит за кормой,
И остались годы эти
В униброме, в бромпортрете,
В фотографии на память
Для Отчизны дорогой.
(Стихи Юрия Визбора, музыка Сергея Никитина.)
В канун 60-летия Великой Победы давайте еще раз вспомним все вместе эти песни «об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах». А если кто-то хотел бы увидеть самые любимые из них на страницах «Красной звезды» - пишите. Мы расскажем, как они создавались.
|