на главную страницу

17 Октября 2002 года

Культура

Четверг

Пока горит свеча...

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



Бывший боевой летчик полковник запаса Александр Дмитриевич Смирнов, отлетав положенное, работал в «Красной звезде», составлял проекты приказов и писал стихи. Некоторые его поэтические строки мы предлагаем вниманию читателей.

     Александр СМИРНОВ
     Версты судьбы
     Да, летал я за Кругом,
      на севере,
     под Архангельском рыбу
      ловил,
     в море Белом, где скалы
      угрюмые,
     меж волнами на катере
      плыл.
     Острова Соловецкие
      видывал,
     с рыбаками о доме грустил,
     невод в море на зорьке
      закидывал,
     чай горячий с брусникою пил.
     Удивлялся природе
      неистовой,
     первозданной ее красоте,
     говорят побывавшие -
      повидавшие:
     нет похожей на эту нигде.
     * * *
     За разлуками следуют
      встречи,
     за дорогой дороге быть,
     день пройдет и наступит
      вечер,
     а за вечером звездам плыть.
     Понимаешь,
     все в жизни непросто:
     есть веселья, есть грусти
      час,
     вот и снова считают
      версты
     поезда, уносящие нас.
     То на запад, к обжитым
      границам,
     то на север к холодным
      льдам
     улетаем, подобно птицам,
     нет спокойствия в жизни
     нам.
     Не о современных эстрадных шлягерах пойдет речь. Не о тех песнях, которые даже сами исполнители уничижительно зовут «попса». А о той своеобразной песенной антологии, в которой жива доныне Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Эти песни поют, собравшись в кругу друзей, и сами новоявленные «звезды» сцены, и фронтовики, люди военные и сугубо штатские, все, независимо от возраста и профессии. Почему? Да потому что в них и мелодия, и стихи точно передают то трагическое время, вызывая искренностью и душевностью своими чувство гордости за родное Отечество. Эти особенные выразительность и трогательность по-настоящему согревают любое сердце, вдохновляют и создают атмосферу сопричастности к Истории. И если все это присутствует в песне, то тогда одинаково значимо звучат и созданные в те «сороковые-роковые», и послевоенные, и написанные сегодня.
     «Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи...» Это любимая всеми «Темная ночь», написанная Никитой Богословским на стихи Владимира Агатова в 1942-м. Песня, дающая Веру тогда, когда война еще в самом разгаре: «Ты меня ждешь... и поэтому, знаю, со мной ничего не случится». Эта вера доныне поддерживает сердца в минуты испытаний. Ведь немало тлеет сейчас «горячих точек», грозящих в любую минуту обернуться кровавым пожаром.
     «Алеша» на стихи Константина Ваншенкина и музыку Эдуарда Колмановского. Написанная в 1967 году эта песня мгновенно обрела популярность, напомнив старую истину: «кто не помнит бед прошлого, тот обречен на их повторение». «И сердцу по-прежнему горько, что после свинцовой пурги из камня его гимнастерка, из камня его сапоги. Немало под страшною ношей легло безымянных парней!..»
     Те 60-е, юбилейные, встревожили всех нас еще раз памятью о войне. Песни, ей посвященные, все чаще стали писать так называемые «самодеятельные» авторы: барды, без сложных музыкальных аранжировок, под простенькую гитару поющие про человеческий Подвиг и верящие, что нет смерти, если есть память.
     Почему они появились, такие песни? Может быть, потому, что стали взрослыми дети тех, кто погиб, защищая их и свою Отчизну? И они продолжили жизнь в своих сыновьях и дочерях. «Ты гитару свою берешь - я-то думал, берешь мою... Ты мне песни свои поешь - я-то думал, свои пою...» Это строчки из «Песни об отце» Бориса Вахнюка. «Столько лет похоронная врет, столько лет уверяет меня, что в снегах у карельских болот оборвалась твоя лыжня. Столько лет не летит над Днепром, над дорогой твоей голос твой... И пылится в архивах бронь, не использованная тобой».
     И Владимир Высоцкий, сын офицера-фронтовика, пишет свои знаменитые «Песня самолета-истребителя», «Штрафные батальоны», «Черные бушлаты», «Сыновья уходят в бой», «Он не вернулся из боя», «Братские могилы»...
     Александр Галич, Евгений Долматовский, Александра Пахмутова, Евгений Евтушенко, Юлия Друнина, Эдуард Колмановский, Максим Блантер, Тихон Хренников и многие другие сумели создать высокий по чистоте сплав мелодии и слов, без особого пафоса воспитывающий патриотов. Песни о войне пишут и профессионалы, и барды, люди в возрасте и совсем юные. И те песни, которые написаны совсем недавно - «Колоколенка» Леонида Сергеева («Рана незажитая, память неубитая, солнышко да полюшко, да геройский взвод...»), звучащая песней-былиной, «Послепобедный вальс» Александра Розенбаума («Широченные брюки, ватных плечиков мякоть, полевые планшеты недавней войны. Все слилось в эти звуки удивительных тактов послепобедной моей страны»), «Рассказ ветерана» Юрия Визбора («И тихо в мире, только временами травиночка в прицеле задрожит: кусочек леса редкого за нами, а дальше - поле, Родина лежит»), звучат сейчас наравне с теми, военными. И те, и другие вместе с кино-фотохроникой отражают историю в реке времени:
     Кто-нибудь потом вглядится
     В наши судьбы, наши лица,
     В ту военную страницу,
     Что уходит за кормой,
     И остались годы эти
     В униброме, в бромпортрете,
     В фотографии на память
     Для Отчизны дорогой.
     (Стихи Юрия Визбора, музыка Сергея Никитина.)
     В канун 60-летия Великой Победы давайте еще раз вспомним все вместе эти песни «об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах». А если кто-то хотел бы увидеть самые любимые из них на страницах «Красной звезды» - пишите. Мы расскажем, как они создавались.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker