на главную страницу

18 Октября 2002 года

Культура

Пятница

Легенда театра

Аркадий ПИНЧУК, «Красная звезда».



Первый вечер своего лейтенантского отпуска в Ленинграде я без колебаний посвятил Пушкинскому театру. Ну как же! Играл мой любимый актер Игорь Горбачев, так поразивший меня своим Хлестаковым в фильме «Ревизор». Он, словно вихрь, ворвался в наше киноискусство, еще даже не будучи профессионалом: он тогда учился в ЛГУ. Ворвался с такой безграничной верой и шумной жаждой счастья, навеянной послевоенными ожиданиями, - это был 1952 год, что уже своей первой ролью обеспечил себе любовь и преданность зрителя на всю оставшуюся жизнь. Во всяком случае я в этом был убежден.

Тогда, помню, говорили, что успех, свалившийся на голову юнца, никакого не актера, не умудренного опытом человека, просто раздавит его. А мне сегодня вспоминается знаменитое пушкинское о том, что несчастье - хорошая школа, но счастье есть лучший университет.
     ...Тогда перед спектаклем я приобрел программку и узнал, что Горбачев - уже студент Театрального института на Моховой, что он уже проработал два сезона в БДТ, где блестяще сыграл Дона Сезара де Базана, впервые ухитрившись соединить в своем персонаже откровенный комизм с возвышенной патетикой, совсем недавно поставил спектакль по пьесе А. Арбузова «Домик на окраине». Спектакль, вызвавший «неоднозначные оценки критики».
     Хотя билеты на этот спектакль было достать непросто, я во время отпуска посмотрел и его. Сразу понял, почему разошлись оценки театроведов на работу молодого постановщика: одни утверждали, что Горбачев слишком много уделил внимания лирическим акцентам, другие упрекали режиссера за чрезмерную патетику, а зрителю постановка нравилась, потому что режиссер по-новаторски заявил о себе лириком и страстным публицистом, художником, для которого истоки его творческой биографии уходили в тяжелейший период истории страны - Великую Отечественную войну. Пережитое им самим, блокадным мальчиком, увиденное и переосмысленное уже в зрелом возрасте вооружило талантливого художника неким самобытным чувствительным камертоном, способным чутко откликаться на звуки, идущие из самой глубины народных чаяний страны, которую он любит бесконечно преданно, вооружило верой в магию своей актерской профессии, в то, что актер и искусство могут убедить даже тогда, когда бессилен политик.
     Встретились мы после того, как военная служба привела меня в 1977 году в Ленинград старшим постоянным корреспондентом «Красной звезды» по Ленинградскому военному округу. Все минувшие годы я пристально отслеживал творческий путь любимого актера и не без оснований радовался его успеху, его победам.
     Мне бы очень хотелось рассказать обо всем, что успел сделать в театре и кино народный артист СССР, лауреат Государственной премии России, Герой Социалистического Труда, профессор, академик Игорь Олегович Горбачев за полвека творческой жизни, но для этого надо писать толстую книгу. Более сорока ролей в театре, почти три десятка в кино, около двадцати режиссерских работ - багаж поистине неподъемный.
     Поэтому вспомню лишь самое яркое, те работы, которые мне довелось лично увидеть. Вот характерный пример. «Оптимистическую трагедию» Вс. Вишневского ставили, наверное, все театры страны, был яркий фильм. Роль Алексея в этом драматургическом произведении, казалось, настолько обкатали, что она обрела некую монументальность. Но Горбачев, не нарушая стилистики Вишневского, играет Алексея с такой повышенной эмоцией, что романтическое и бытовое соединяются в герое столь органично, что образ без всяких кино- и телеэффектов обретает крупный план на протяжении всего спектакля. Его экранный Швандя из кинофильма «Любовь Яровая», как тот же революционный матрос, мог вольно-невольно стать родным братом Алексея.
     В 1958 году во время отпуска в Ленинграде мне удалось посмотреть в Пушкинском театре спектакль по пьесе М. Горького «На дне». Сколько лет минуло, и все нюансы постановки могли размыться и потерять четкость, но мне до сих пор в упругих, как будто скользящих движениях Васьки - И. Горбачева, ловко вспрыгивающего на нары, или в том, как он среди разговора с Костылевым вдруг касается голенища сапога, словно нащупывает финку, угадывается вор, ловкий и отчаянный.
     В начале шестидесятых на протяжении нескольких сезонов визитной карточкой Александринки был спектакль по пьесе Л. Зорина «Друзья и годы». В то время я уже был знаком с драматургом, и он, просмотрев десятки постановок этой пьесы, лучшим Платовым назвал Игоря Горбачева. Советовал при возможности посмотреть этот спектакль. Возможность такая мне представилась. И действительно, я увидел некого, совсем нового Горбачева. Его Владимир Платов - сгусток энергии: неуемный, решительный, деятельный. Он не отступает перед несправедливостью, не отворачивается от темных сторон действительности, чтобы не заметив их, жить «как все». Напротив, не раздумывая вступает в борьбу за то, в чем убежден. В этой роли он по-хорошему размашист, энергичен, доверчив, по-простецки грубоват, но когда надо - искренне гневен. На такие перевоплощения способен только великий мастер.
     Я с грустью отмечаю, как стремительно нарастает противоречие между желанием просторно рассказать о творческом пути великого театрального мастера и возможностью газетной площади. Но, как не рассказать об Игоре Горбачеве в роли знаменитого француза Антуана де Сент-Экзюпери! Мы знаем об этом человеке, что он был военным летчиком и написал книгу для детей «Маленький принц». Но за этой личностью, если ее рассмотреть пристальнее, драматическая судьба поколения, которое, движимое чистыми помыслами, отдавало свои жизни за то будущее, которое проповедовал через своего принца с маленькой планеты писатель-философ Сент-Экзюпери.
     В исполнении Горбачева этот великий француз обретает человеческую убедительность через некоторую шутливость, наивность, но яркую поэтическую окрыленность, желание сблизить, сплотить людей, научить их сильнее ценить теплоту человеческих связей . Созданный Горбачевым образ Экзюпери, обаятелен, светел, незабываем...
     Игорь Горбачев пришел в Ленинградский академический театр драмы им .А.С. Пушкина , когда там «царствовали» такие театральные корифеи, как Николай Симонов, Николай Черкасов, Юрий Толубеев, Василий Меркурьев. Смешливый, простодушный, юный начинашка он мог навсегда затеряться между этими масштабными личностями. Но он не потерялся ни рядом с Толубеевым в «Оптимистической трагедии», ни рядом с Черкасовым в знаменитом спектакле «Все остается людям», ни с Меркурьвым в постановке «Пока бьется сердце». Талант почти сразу нашел свою нишу в устоявшемся академическом коллективе и без нажима органично прописался в нем на долгие десятилетия.
     Когда я переехал из Львова служить в Ленинград, в начале восьмидесятых судьба свела нас с Игорем Олеговичем на выездном семинаре работников культуры Ленинграда в авиационной части города Пушкина.
     Он выступал перед авиаторами взволнованно и просто, и этой простоте не мешал ни его импозантный костюм, ни золотая медаль Лауреата Госпремии РСФСР. А я, включив диктофон, смотрел на его жесты, вслушивался в интонации голоса и видел его то военным трубачом Далецким из фильма «Музыканты одного полка», то проницательным сотрудником недремлющих органов в ленте «Два билета на дневной сеанс», то необыкновенно сложным, всепонимающим, хитрым и органичным в своей роли руководителя тайного контрреволюционного подполья Якушева в сериале «Операция «Трест». А от впечатления, что Горбачев - это гениальный конструктор ракетных двигателей Огнев из кинофильма «Укрощение огня», я не могу избавиться и по сей день. Актер и роль срослись, и чтобы разделить их, нужно определенное психологическое усилие. Соединились не просто актер и роль - на экране встретились два современника, два увлеченных человека, два единомышленника. Встретились, да так и не расстались. Будучи по замыслу героем второго плана, Игорь Горбачев не затерялся в тени такого крупного мастера, как Кирилл Лавров. При незначительности экранного времени, Горбачев нашел для’ своего героя такие краски, которые обеспечили ему значительность масштаба, равного Главному конструктору.
     - Я убежден: будущее всегда в руках увлеченных людей, - говорил Игорь Олегович, отвечая на вопросы слушателей. - Их надо уметь разглядеть, их надо суметь поддержать и сохранить. Увлеченные люди есть в любой профессии, у вас, в авиации, особенно их много. Поэтому мне хочется сказать и здесь, и со сцены еще и об ответственности руководителей всех рангов, об ответственности общества перед такими людьми. Борьба за человека, это всегда в первую очередь нравственная борьба...
     После встречи с авиаторами Игорь Горбачев и актриса Галина Карелина возвращались в Ленинград в моем корреспондентском автомобиле. И конечно же продолжали разговор о театре. Я спросил своих гостей, как они видят будущее театра в свете небывалого развития средств массовой информации, когда возможность тиражирования искусства через видеотехнику появилась фактически в каждом доме. Не навис ли над театром дамоклов меч?
     - Тиражированная штамповка и произведения штучного искусства во все времена имели разную цену и разный интерес. Мгновенность преображения, молниеносность превращений, выявление жизненного драматизма, победа добра и столь же непременное наказание зла - в этой волшебности таится одна из главнейших этических и социальных функций театра. Неисчислимые возможности сцены в сфере развития человеческого воображения - в этом залог бессмертия театра, - таков был ответ.
     Свои заметки, написанные к юбилею Игоря Горбачева, хочу закончить его выступлением на недавней сессии Петровской академии наук и искусств. Это даже было не выступление, а разговор академика о времени и о себе. Напомнив о роли и значении театра, пережившего со страной и народом потрясения минувшего века, народный артист с горечью говорил о предательстве, о борьбе, которая обрела небывалую остроту на всех социальных уровнях нашего Отечества.
     - Мы, деятели театра, не имеем права забывать об этом, утрачивать ясность цели своего участия в этой борьбе. Увы, гражданская позиция художников остается размытой. Мелкие страсти и мелкотемье вытесняют со сцены многогранную картину жизни. Мы идем к 60-летию нашей Победы. Вот идеальный повод для театров высказаться на волнующую тему - о нашей стойкости, о том, из каких глубин черпает наш народ нечеловеческие силы, когда встает вопрос о спасении Отечества.
     ...Колоссальная эмоциональная насыщенность образов, страстность в отношении художника к творимому и непременное умение «перекинуть» эту страстность в зрительный зал вот главная отличительная черта великого мастера сцены Игоря Горбачева. При каждой встрече со зрителем он стремится реализовать важнейшую для него задачу - соединить разрозненных индивидов зрителей в коллектив единомышленников. Свободно переступая линию рампы и прямо обращаясь в зрительный зал, он как бы олицетворяет открытый характер театральности Александринки, выступает агитатором и пропагандистом, лидером и вожаком.
     Его стремление к максимальному единению театра и зрителя особо отчетливо прочитывается в поставленных Игорем Горбачевым в программных по масштабам творческих задач спектаклях «Предел возможного» и «Фельдмаршал Кутузов», спектаклях пронзительно человечных и патриотичных, в которых режиссер выступает и исполнителем главных ролей. Для своих героев мастер нашел столько красок и оттенков, что оставаясь монументальными по замыслу, да и по исторической правде, они удивительно человечны, близки и понятны каждому зрителю.
     
В следующее воскресенье Игорю Горбачеву исполнится 75 лет!
     С юбилеем Вас, легенда нашего театра и кино.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker