на главную страницу

18 Октября 2002 года

Армия и общество

Пятница

Рейд по чистой воде

Юрий БОГОМОЛОВ. Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».



     Раннее утро. Первые солнечные лучи играют на глади Севастопольской бухты. Вместе с исполняющим обязанности начальника экологической службы Черноморского флота РФ капитаном 2 ранга Игорем Павловым ожидаем прибытия командирского катера, на котором нам предстоит выполнить обход акватории. Цель - сбор информации о загрязнении бухты.
     - В рамках соглашения между Правительством России и кабинетом министров Украины мы проводим регулярный контроль за соблюдением требований экологической безопасности и природоохранного законодательства, - рассказывает Павлов. - Ежедневно комиссия, в которую, кроме экологов, входят представители гидрометеоцентра флота и рейдовой службы, осуществляет обход на катере мест стоянок кораблей ЧФ и ВМСУ.
     Вдали послышался монотонный гул работающего двигателя. Вскоре из-за стоящих поблизости кораблей вынырнул катер с надписью во весь борт «Рейдовая служба».
     - Это и есть наши помощники, - Игорь Евгеньевич называет членов комиссии. - Представитель гидрометеоцентра ЧФ океанолог первой категории Борис Карпов, командир пункта рейдовой службы ЧФ капитан-лейтенант Сергей Сафроненков, командир отделения БИП главный старшина Олег Ляшко. У каждого из них свои обязанности, свой объем работы.
     - Главное, на что мы должны обратить сегодня внимание, это наличие на поверхности воды нефтяных пятен, бытового мусора, - говорит Карпов. - В районе 75-го причала состояние акватории бухты пока чистое, загрязненность нефтепродуктами не превышает одного балла.
     - Много это или мало? - проявив любознательность, уточняю я. - И потом, если балл, то почему «бухта пока чистая»?
     Игорь Евгеньевич поясняет, что идеально чистой поверхность воды, где находится большое количество кораблей, быть не может. Поэтому балл - минимальный фон загрязнения. Самое интенсивное загрязнение - 5 баллов.
     - Как определяем загрязненность? Визуально, специальной аппаратуры у нас нет, - продолжает Павлов. - 1-2 балла - еле заметные на солнце отдельные блестки, 2 - серо-стального цвета пленка, 3 - на ней появляются цвета радуги, 4 балла - пятна зеленого или фиолетового цвета, пять - сплошная нефть.
     Остался позади завод имени Серго Орджоникидзе. По-прежнему на акватории бухты лишь еле заметные на солнце отдельные блестки грязи. У некоторых кораблей нередко встречается мусор: пластиковые бутылки, клочья бумаги, обрезки дерева. Сказать, что на флоте не уделяется внимания привитию личному составу морской культуры, было бы несправедливо. Например, ежегодно проводятся десятичасовые занятия...
     Подходим к территории флотской нефтебазы. Для локализации возможного разлива топлива место сдачи горючего обвеховано боновыми заграждениями, обнесено молом с узким проходом, который при появлении в нефтегавани топлива можно перекрыть. У стенки ошвартован нефтемусоросборщик, его задача - при необходимости принять участие в очистке акватории бухты, он может взять в свое чрево до 400 кубометров льяльных вод.
     Всего в части судов обеспечения, которая входит в состав тыла флота, остались два больших мусоросборщика. Имеются еще два малых, которые также собирают с поверхности воды нефтяную пленку, четыре судна для сбора плавающего мусора. Моряки называют их «прищепками», наверное, потому, что уж очень они похожи на эту стиральную принадлежность.
     - Раньше нефтегавань для нас была постоянной головной болью, - рассказывает Борис Карпов. - Сейчас многое изменилось в лучшую сторону. Здесь постоянно проводится гидробиологическая очистка бухты. По предложению профессора Института биологии южных морей Олега Миронова, который постоянно сотрудничает с Черноморским флотом, были оборудованы боносетевые заграждения, на которых разведены мидии. Каждый из моллюсков способен прокачивать через себя до 200 литров воды в сутки, тем самым отфильтровывать часть нефтепродуктов, которые при попадании в морскую воду остаются во взвешенном состоянии. Кроме того, в гавани постоянно дежурит нефтемусоросборщик. В последнее время в части, где командиром полковник А. Осипов, заменен ряд топливных резервуаров.
     Двенадцатый причал. Величественно возвышаются почти рядом с нами красавцы ракетный крейсер «Москва» и сторожевой корабль «Ладный». Рядом - нефтемусоросборщик, который принимает льяльные воды. Затем эти воды попадают для очистки на нефтебазу. Только в прошлом году таким образом была собрана не одна тонна топлива.
     - Наша комиссия не только фиксирует загрязнение бухты, но при необходимости принимает меры к устранению вскрытых недостатков, - говорит капитан 2 ранга Игорь Павлов. - Согласно украинскому законодательству, штрафные санкции накладываются в следующих размерах: за попадание 1 кг нефтепродуктов в водную среду - 329 долларов, за 1 кг мусора - 100 долларов, за 1 кубометр разлитых сточных вод - 140 долларов.
     Миновали расположенный на Константиновском равелине очередной пункт наблюдения и контроля рейдовой службы. Огибаем защитный мол с боновыми заграждениями.
     Сколько было опасений по поводу строительства этого мола! Бухта, мол, зацветет, ухудшится ее экология. Но ничего страшного не произошло. Командование Черноморского флота заблаговременно попросило ученых из Института биологии южных морей и Морского гидрофизического института провести всесторонний анализ, оценить влияние мола на состояние фауны Севастопольской бухты. Заключение было положительным.
     Позади осталась бухта Мартынова. Катер рейдовой службы швартуется к пирсу.
     - Бухта на удивление чистая, - с удовлетворением в голосе произносит Карпов. - Причины? Их несколько: корабли меньше стали в море выходить, больше внимания уделяется чистоте бухты со стороны командования ЧФ РФ, ВМСУ, городских властей.
     - И не только, - улыбается капитан 2 ранга Павлов. - Не забудьте отметить - это и результат регулярной, планомерной работы гидрометеорологов, рейдовой и экологической служб.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker