на главную страницу

18 Октября 2002 года

Военно-техническое обозрение

Пятница

Новая жизнь гаубиц

Анатолий ВАСИЛЬЕВ.



Мы продолжаем публикацию материалов под рубрикой «Военно-техническое обозрение». В них рассказывается о состоянии и перспективах развития различных видов современного оружия. В сегодняшней публикации речь идет о буксируемой артиллерии.

     
Буксируемые или самоходные

В настоящее время часть ствольной артиллерии сухопутных cил зарубежных стран состоит из буксируемых и самоходных орудий, называемых «гаубицами», так как их основным назначением является навесная стрельба с закрытых огневых позиций. При этом многие современные гаубицы могут вести огонь и прямой наводкой на дальность до 2.000 м в зависимости от конструктивных особенностей. И эта особенность, а также длина ствола зарубежных гаубиц несколько меняют значение, определенное в отечественной классификации для понятия «гаубица» при делении орудий на пушки и гаубицы.
     Коррекция в терминологии вызвана в первую очередь развитием артиллерийских орудий, разрабатываемых с учетом возможных изменений условий боевых действий. При быстротечности современного боя полевая артиллерия должна соответствовать уровню мобильности и возможностям развертывания поддерживаемых ею общевойсковых подразделений. Основную задачу огневой поддержки артиллерийские части и подразделения могут выполнить лишь при высокой точности стрельбы, а также с малым временем на подготовку к ведению боя и свертыванию огневых позиций после выполнения поставленных задач с тем, чтобы избежать воздействия контрбатарейного огня.
     Казалось бы, самоходная артиллерия наиболее полно отвечает этим требованиям и должна иметь значительные преимущества над буксируемыми орудиями. Однако если эти преимущества и есть, они не столь уж велики. В то же время самоходная артиллерия имеет ряд серьезных недостатков и слабых мест. Например, значительно большую массу самоходных систем по сравнению с буксируемыми орудиями. В пользу буксируемых гаубиц говорит и тот факт, что с начала 80-х годов многие из них оснащаются вспомогательными движителями для перемещения на поле боя на короткие расстояния без помощи тягачей.
     Кроме того, последние достижения в области технологий изготовления стволов длиной 52 калибра обеспечивают ведение огня на дальности свыше 40 км. Это позволяет артиллерийским подразделениям развертывать огневые позиции намного дальше от переднего края, что снижает опасность поражения от боеприпасов стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов противника и соответственно уменьшает потребность в броневой защите личного состава артиллерийских подразделений.
     Зарубежные военные специалисты, проводя сравнение буксируемой и самоходной артиллерии, в пользу первой относят не только боевые возможности систем, но и более низкие материальные затраты на вооружение и военную технику артиллерийских подразделений, на экипировку и содержание личного состава.
     Учитывая все эти факторы, иностранные армии интенсивно наращивают развитие буксируемой артиллерии. Особенно большое распространение получили 105- и 155-мм орудия. Основное преимущество 105-мм систем заключается в значительно более низких массогабаритных характеристиках не только орудия, но и боеприпасов. Вследствие того, что масса орудия и метательного заряда 105-мм выстрела меньше, чем у 155-мм образцов, 105-мм орудия характеризуются значительно меньшей силой отката и более высокой скорострельностью. Важно также отметить, что масса боеприпасов играет важную роль при перевозке, особенно в специфических условиях (труднодоступных районах, ограничении на средства перевозки и т. д.). Кроме того, на самых ранних этапах развертывания в районе боевых действий войск эффективнее будет использование большего количества легких боеприпасов, чем меньшего числа снарядов среднего калибра.
     Отмечая достоинства 105-мм буксируемых систем, западные эксперты указывают, что в первую очередь они будут по-прежнему использоваться при ведении боевых действий в горах, обеспечении немедленного реагирования сил быстрого развертывания; огневой поддержки операций, проводимых парашютными, десантными и воздушно-штурмовыми подразделениями.
     
Главные векторы развития

     Для расширения боевых возможностей 105-мм гаубиц за рубежом проводятся мероприятия по трем основным направлениям: увеличение дальности стрельбы, повышение точности стрельбы, сокращение времени готовности. В качестве примера можно привести три вида буксируемых гаубиц: французскую LG1 Mk2, английскую L118А1 и южноафриканскую G7.
     Увеличение дальности стрельбы LG1 Mk2 планируется осуществить за счет принятия на вооружение новых 105-мм активно-реактивных снарядов. В частности, сейчас проводятся испытания боеприпасов с донным газогенератором. Он состоит из двух стартовых зарядов, которые обеспечивают начальную скорость 555 м/сек на одном заряде и 710 м/сек на обоих. Максимальная дальность стрельбы новым снарядом – 18,3 км, в то время как на прежнем однозарядном снаряде максимальная дальность достигала 17,5 км.
     Модернизацию артиллерийской части LG1 Mk2 проводит фирма-разработчик «Жиат». С целью сокращения времени перевода из походного положения в боевое и обратно была изменена конструкция сошников, что позволило облегчить работу расчета. Для дальнейшего сокращения времени на подготовку данных к стрельбе и числа их ошибок, благодаря чему повышается точность стрельбы, планируется использовать автоматическую систему наведения LINAPS английской фирмы «БАе системз».
     Для увеличения максимальной дальности стрельбы до 19 км из L118 ведутся НИОКР по созданию метательных зарядов и газогенераторов для снарядов. По заявлению разработчиков, новый осколочно-фугасный снаряд M1 позволяет формировать на 25 проц. больше осколков, чем прежний – L31. В ряде стран, закупивших английскую гаубицу, также разрабатываются 105-мм боеприпасы с целью доведения дальности стрельбы до 20 км и больше. При этом длина снарядов или остается прежней, или увеличивается незначительно. При увеличении мощности заряда возрастает сила отдачи, поэтому для обеспечения большей устойчивости орудия при стрельбе новыми метательными зарядами разрабатываются более эффективные, но меньших размеров противооткатные устройства, а также дульный тормоз.
     В отличие от Франции и Великобритании южноафриканская компания «Денел» разрабатывает 105-мм гаубицу G7 со стволом длиной 57 калибра, включая пятикалиберный дульный тормоз типа «перечница», имеющий нарезы на внутренней поверхности. Максимальная дальность стрельбы активно-реактивным снарядом составляет 30 км, а осколочно-фугасным – 24 км. Одновременно фирма «Сомхем» разрабатывает модульные метательные заряды. Заряд включает пять модулей одного состава. Благодаря этому максимальная начальная скорость достигает 950 – 1.050 м/с. Для стрельбы прямой наводкой могут применяться 105-мм бронебойно-подкалиберные (танковые) снаряды, имеющие максимальную начальную скорость 1.300 м/с.
     Недостаточная максимальная дальность стрельбы, составляющая 20 км, ограничивает применение легких орудий, несмотря на их преимущества. Кроме того, воздействие по цели 105-мм боеприпасов далеко не всегда соответствует требованиям боевой обстановки. Этот недостаток обусловлен линейными размерами боеприпасов и соответственно их объемом. Увеличение калибра со 105 до 155 мм позволяет увеличить мощность заряда боевой части в 4 раза.
     Западные эксперты считают, что идеальное орудие должно иметь боевую массу, аналогичную массе 105-мм орудий, а по огневой мощи и дальности стрельбы быть сопоставимым со 155-мм образцами. Достижения современных технологий в области металлургии, в частности алюминиевых и титановых сплавов, по их мнению, может сделать реальным данное предположение.
     Пока же большинство стран осуществляет модернизацию существующих 155-мм тяжелых буксируемых гаубиц, которые не могут перевозиться на внешней подвеске транспортных вертолетов. Основные усилия разработчиков направлены на увеличение дальности и повышение точности стрельбы, сокращение времени на подготовку (время готовности) к ней и достижение частичной автономности.
     Республика Корея в результате модификации американской 155-мм гаубицы М114А1 разработала гаубицу КН179, при этом максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом увеличена с 14.600 до 22.000 м, а активно-реактивным – до 30.000 м. Но, как отмечают западные специалисты, последние практически не используются для стрельбы из данного орудия. Увеличение дальности стрельбы обеспечено благодаря новому стволу длиной 39 калибра.
     Шведская фирма «Бофорс» для снижения нагрузки на членов расчета 155-мм гаубицы FH-77B со стволом длиной 39 калибра разработала кран для подъема боеприпасов. Он устанавливается справа от казенной части орудия. Кроме того, гаубица отличается тем, что стрельба из нее ведется без подъема колес. Как и у гаубицы КН179, при стрельбе не используются активно-реактивные снаряды.
     С целью увеличения дальности полета снарядов были созданы стволы длиной 45 и 52 калибров. Но по мере увеличения длины ствола возрастет и масса гаубицы. Самая тяжелая из 155-мм орудий – южноафриканская гаубица G5 Mk3 со стволом длиной 45 калибра. Ее масса около 14 т. Дальность стрельбы активно-реактивным снарядом достигает 39 км. Лафет G5 позволяет устанавливать стволы длиной 39 и 52 калибров. Как и южноафриканскую, гаубицы TIG 2000 (Израиль), GH (Финляндия) и GH N (Австрия, Бельгия, Канада) при необходимости можно оснащать стволами разной длины. Увеличение массы качающейся части привело к повышению нагрузки на расчет орудия при стрельбе и переводе из походного положения в боевое и обратно.
     Для облегчения процесса обслуживания современные буксируемые гаубицы со стволом длиной 45 и 52 калибров оборудуются вспомогательным движителем, который приводит в движение приводы наведения орудия и механизмы заряжания (подачи) снарядов и зарядов. Кроме того, он позволяет перемещать орудие на ограниченное расстояние со скоростью движения по шоссе - 15 – 18 км/ч, а по пересеченной местности - 8 – 10 км/ч. Некоторые образцы, например GH N-45, производятся и без вспомогательного движителя. Данная гаубица отличается также тем, что для передвижения по мягкому грунту колеса могут покрываться гусеничными лентами.
     Частичная автономность буксируемых гаубиц при оснащении вспомогательным двигателем постепенно увеличивается благодаря развитию автоматических систем управления огнем. Так, южноафриканская фирма «Денел» разрабатывает и проводит испытания такой системы на базе лазерного кольцевого гироскопа для 155-мм БГ G5 Mk3. Она позволяет произвести первый выстрел по прибытии на огневую позицию в течение 2,5 мин. Точность наведения ствола составляет 1 деление угломера. Но такая гаубица имеет недостаток, характерный для всех тяжелых орудий, – ограниченные возможности транспортировки по воздуху.
     
Упор на легкие орудия

     Работы по созданию буксируемых артиллерийских систем нового поколения наиболее активно ведутся только в США и Великобритании. Командования морской пехоты и сухопутных войск с 1994 года сотрудничают в области разработки 155-мм легкой буксируемой гаубицы для замены устаревшей 155-мм М198. В соответствии с предъявленными требованиями новое орудие должно иметь ствол длиной 39 калибра, обеспечивающий максимальную дальность стрельбы стандартными осколочно-фугасными снарядами 30 км, а активно-реактивными - до 40 км, практическую скорострельность 5 – 8 выстр./мин., время перевода из походного положения в боевое и обратно 2 – 3 мин. Сокращение времени готовности орудия и повышение скорострельности будут реализованы благодаря новой системе управления огнем на базе ЭВМ, включающей автоматическую систему наведения и автомат заряжания. К числу основных требований к легким гаубицам относится транспортабельность на внешней подвеске вертолетом средней грузоподъемности.
     Научно-исследовательский центр вооружений и научно-исследовательская лаборатория армии США, ответственные за разработку нового орудия, представили его концепцию. Согласно ей, 155-мм орудие с длиной всего 26 калибра будет установлено на трехстанинном лафете, подобном лафету 122-мм гаубицы Д-30 российского производства. Наиболее значительным технологическим новшеством является использование в противооткатных устройствах электрореологической жидкости, содержащей частицы металла. Ее вязкость может меняться в течение сотых долей секунды, что позволяет осуществлять управление откатом, снижая при этом нагрузку на цапфы и станины. Исследования в области изучения состава и физических свойств жидкости проводятся американской фирмой «Дженерал атомикс».
     Для повышения точности стрельбы и скорострельности, а также снижения нагрузки на личный состав гаубица будет оснащена автоматизированной системой управления огнем на базе ЭВМ. Система управления огнем состоит из навигационной системы, использующей данные NAVSTAR, встроенной баллистической станции, лазерной системы воспламенения заряда, принципиально новой системы прицеливания и ориентирования орудия.
     Принимая участие в совместной с США разработке легких гаубиц, английская фирма «БАе системз» планирует на базе XМ777 создать семейство легких орудий с целью решения широкого спектра задач огневого поражения, в том числе артиллерией кавалерийских и горных подразделений. Для непосредственной огневой поддержки намечается разработать орудия со стволом длиной 26 или 30 калибров и максимальной дальностью стрельбы 22 км, а массой не более 3,1 т. Для осуществления общей огневой поддержки предполагается создать артсистемы со стволом длиной 45, 47 или 52 калибров и максимальной дальностью стрельбы 40 км, при этом масса не должна превышать 4,5 т. Одновременно семейство легких гаубиц планируется оборудовать механизмами, облегчающими обслуживание во время стрельбы. Это могут быть двигатель для механизма подачи боеприпасов, приводы для вертикального и горизонтального наведения ствола. Запланировано оснастить гаубицы системой управления огнем, включающей инерциальную навигационную систему, баллистическую станцию, устройство распределения мощности, цифровой прибор наблюдения для стрельбы прямой наводкой, средства связи, дисплеи для командира орудия, наводчика и его помощника.
     Таким образом, в развитии буксируемых артиллерийских орудий прослеживаются две основные тенденции: первая касается снижения массы систем, вторая – увеличения точности стрельбы. Боевая масса оказывает непосредственное влияние на возможность оперативной транспортировки орудий, в том числе на большие расстояния. Зарубежные специалисты в области создания артиллерийских систем уделяют достаточное внимание экономическому аспекту проблемы. При уменьшении боевой массы сокращаются расходы на транспортировку единицы вооружения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker