на главную страницу

19 Октября 2002 года

История Отечества

Суббота

Кто мечтал о «единой Германии»?

Эдуард ШАРАПОВ, ветеран службы внешней разведки.



     СУДЬБА бросала меня в разные стороны - от центра Европы до Африканского континента. Но чаще всего это были страны немецкого региона.
     Первая моя командировка была в ГДР, вторая - в ФРГ, в Гамбург, а третья, можно сказать, получилась на стыке государств, потому что жил я в Восточном Берлине, но довольно часто посещал Западный. За три командировки я прожил в Германии почти пятнадцать лет, стал в определенной степени специалистом по этой замечательной стране.
     Однако объединение Германии явилось для меня большой неожиданностью: когда я работал в ГДР и в ФРГ, этот вопрос на повестке дня не стоял.
     Конечно, жителей Восточной Германии, особенно ту категорию, которую в России именуют «обывателями», привлекал более высокий жизненный уровень их западных соотечественников, и люди пытались бежать в ФРГ. К тому же многих восточных и западных немцев связывали узы кровного родства. Однако многие из жителей Федеративной Республики Германия весьма положительно смотрели на политическое устройство ГДР, считали Восточную Германию более демократическим государством, нежели Западную.
     При объединении двух Германий говорилось, что якобы эту идею вынашивал еще Хрущев. Но так ли это? Ветераны советской разведки генерал-лейтенант Павел Анатольевич Судоплатов и полковник Зоя Ивановна Рыбкина (Воскресенская) говорили мне совсем о другом...
     ЛЕТОМ 1953 года Воскресенская, будучи в то время начальником 4-го (немецкого) отдела Первого главного управления (разведки), получила от заместителя начальника ПГУ Судоплатова распоряжение немедленно выехать в Берлин для выполнения особо важного задания, полученного непосредственно от Лаврентия Берии: Зоя Ивановна должна была через свою еще довоенную агентуру выяснить возможность и условия объединения Германии.
     Позднее генерал Судоплатов говорил, что Берия вынашивал эту мысль еще в конце войны. Зная о близких отношениях его со Сталиным, нельзя исключать, что Иосиф Виссарионович мог поддерживать эту идею.
     26 июня 1953 года Зоя Ивановна встречалась с актрисой Ольгой Чеховой, близкой во время войны к верхушке гитлеровской администрации. Но эта встреча закончилась ничем, потому как в тот самый день в Москве был арестован Берия. Зоя Ивановна по телефону «ВЧ» получила указание от Судоплатова немедленно возвращаться.
     Но сделать это оказалось нелегко - главнокомандующий Группой советских войск в Германии генерал Андрей Антонович Гречко получил указание из Москвы задерживать всех лиц, приехавших в Берлин по указанию Берии.
     Воскресенской помог счастливый случай: никто из окружения Гречко не знал Зою Ивановну в лицо, зато один из офицеров, к этому окружению не относящийся и потому ничего не слыхавший об указании из Москвы, знал ее как разведчицу и потому помог ей улететь первым же самолетом...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker