на главную страницу

22 Октября 2002 года

Армия и общество

Вторник

Глубины Алексея Петрова

Юрий КОЖУХ, Владимир ПАСЯКИН,«Красная звезда».



     Каноны военно-морского искусства признают операцию флота по высадке морского десанта на занятое противником побережье одной из самых сложных. И это понятно: при ее подготовке и проведении необходимо предвидеть и согласовать действия многих разнородных сил и средств по месту и времени в динамично изменяющейся ситуации.
     Но прежде чем из распахнутых твиндеков десантных кораблей по аппарелям на неприятельский берег хлынут бронетранспортеры, танки и легендарная морская пехота, подходы к берегу с моря обязательно должны обработать водолазы-саперы. Под огнем противника в пятиметровой толще воды им предстоит расчистить проходы кораблям от противодесантных мин и инженерных заграждений, перекрывающих доступ к месту высадки. И от того, насколько успешно справятся они со своей задачей, во многом зависит судьба всей операции.
     Поэтому в подразделении отдельного морского инженерного батальона (ОМИБ) морской инженерной службы ЧФ РФ, предназначенном для решения этой задачи, служат такие люди, как старший прапорщик Алексей Петров. Кряжистый, уравновешенный, он крайне сдержанно рассказывает о тонкостях своей профессии и совсем скупо о том, что пришлось испытать и пережить.
     Профессия водолаза, можно сказать, досталась Алексею по наследству от брата родного деда - Петра Васильевича Петрова, кондуктора команды водолазов, отслужившего на Тихом океане 25 лет, участника обороны Порт-Артура. Среди семейных реликвий рода Петровых бережно хранится его фотография в морской дореволюционной форме. Списали Петра Васильевича из водолазов после того, как он получил кессонную болезнь.
     Не менее славной была биография деда по отцу - пехотного политрука Иллариона Васильевича. Во время войны на Курской дуге он получил тяжелое ранение и был уволен из армии, как говорится, вчистую.
     Дед по матери, командир роты в годы Великой Отечественной, потерял ногу. Слава Богу, остался жив.
     В общем, Алексей наследовал не только русскую фамилию, но и профессию защитника Отечества.
     После двухгодичной срочной службы в Воздушно-десантных войсках, откуда уволился командиром отделения, Алексей Петров год поработал автослесарем. И как знать, может быть, останься он на гражданке - давно бы гонял на собственном «мерсе». Но Алексей избрал путь военного и потому попал в Севастопольскую школу мичманов и прапорщиков, а с мая 1981 года начал службу в отдельном морском инженерном батальоне ЧФ. Там, видя его природные данные (крепок и кряжист, занимался вольной борьбой, в недавнем прошлом - десантник), направили в школу водолазов, которую он успешно окончил и стал водолазом специального назначения.
     Более 20 лет службы в должности командира взвода водолазов были предельно насыщены боевой подготовкой и практической работой, командировками в Средиземное и Красное моря, на Каспий и Балтику. А свою первую мину он обезвредил в начале 80-х годов у причалов Северной стороны, где швартуются паромы. Там же извлек из воды более 40 артиллерийских снарядов, каждый из которых все послевоенные годы мог унести не одну человеческую жизнь.
     Такой работы его подразделению хватало каждый год - дно севастопольских бухт и побережье богато зловещими метками Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. Саперы не только избавляют море от обнаруженных «гостинцев» военного лихолетья, но и проводят профилактический осмотр городских пляжей накануне летнего купального сезона.
     Были и здесь запомнившиеся случаи. В 1994 году на городском пляже Омега обезвредили три 500-килограммовые авиабомбы. На следующий год, там же, нейтрализовали 100-килограммовую бомбу. В 1996 году на пляже Учкуевка на глубине восьми метров была найдена и затем уничтожена торпеда времен Великой Отечественной войны, на Орловском пляже - более 20 артснарядов. На пляже парка Победы в зоне купания не раз приходилось обезвреживать минометные мины и ручные гранаты. А в 2000 году в бухте Карантинная была найдена боевая гальваноударная морская мина образца 1905 года. Для ее уничтожения старшего мичмана Петрова специально отзывали из отпуска...
     Работать саперам со взрывоопасными предметами приходится не только на море, но и на суше, причем с весьма специфическими, как это было, к примеру, в поселке Гвардейское год назад. Во время войны здесь находился один из фашистских аэродромов. В «память» о нем и остались 50 авиационных бомб особой конструкции. За три дня напряженной работы группа саперов, в которую входили заместитель командира ОМИБ ЧФ подполковник Владимир Протас и старший прапорщик Алексей Петров, обезвредила целый склад таких авиабомб.
     Успешному выполнению старшим прапорщиком Петровым задач командования способствуют его природные смекалка и находчивость, присущие русскому человеку. Выручили они его и во время экстренной командировки на Кавказ...
     Было это в 1989 году. В одном из портов кавказского побережья, расположенном в небольшой уютной бухте, произошло ЧП. Входивший по узкому фарватеру в бухту тральщик уклонился от курса и сел на мель. На корабле возник пожар, с которым экипаж справиться не смог. Моряки покинули аварийный корабль. Лежащий на борту, он закупорил вход в порт, парализовав его работу. Попытки снять корабль с мели и освободить фарватер оказались безуспешными. Вот тогда и вспомнили о саперах, обученных бороться с инженерными заграждениями.
     Группу из восьми человек Алексей подбирал сам. В полночь самолет взлетел с военного аэродрома. На месте изучили ситуацию. После короткого совещания приняли решение - направленным взрывом расчленить судно на две половины и затем плавкранами извлечь их на берег. Заряд надо было расположить в районе мидель-шпангоута (центр корабля) так, чтобы он опоясывал корпус тральщика. Но как это сделать, если стандартных упаковок взрывчатки подобной формы не существовало? Тогда и пришла командиру группы идея: набить широкий пожарный шланг взрывчаткой - пластинчатым веществом, придав заряду необходимую конфигурацию.
     - Что вам для этого потребуется и сколько времени это займет? - спросил старший начальник.
     - Пластид у нас с собой. Нужны пожарный рукав, алюминиевый уголок и проволока для крепления заряда. Ну а сами работы займут около часа.
     Спорить не стали, в момент доставили все необходимое.
     - Ну, действуйте, товарищ Петров, время пошло,— сказал старший начальник, красноречиво посмотрев на часы.
     Подготовка и установка заряда вместе с четырьмя взрывателями заняли ровно 1 час 5 минут, после чего прогремевший в бухте взрыв, как ножом, разрезал корабль надвое. Подошедшие следом плавкраны быстро расчистили фарватер.
     - Профессионал! Ничего не скажешь! - только и вымолвил контр-адмирал, следивший за операцией.
     Более трех тысяч часов провел под водой мастер военного дела старший прапорщик Алексей Петров, не один десяток прыжков совершил с самолетов и вертолетов. Причем с вертолетов ему доводилось десантироваться на воду и без парашюта со сверхмалой высоты. Он выучил, подготовил и воспитал свыше 50 водолазов, многие из которых после увольнения в запас работают в России и странах СНГ по полученной на флоте специальности.
     Ратный труд Алексея Петрова отмечен многими благодарностями командования. А недавно в торжественной обстановке ему вручили государственную награду, особенно уважаемую в среде фронтовиков, - медаль «За отвагу». Те, кто прошел горнило Великой Отечественной войны, хорошо знают ее цену. Сослуживцы от всей души поздравили Алексея Петрова с заслуженной наградой.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker