на главную страницу

23 Октября 2002 года

Пульс планеты

Среда

ХОТЯ МИР И ХРУПОК

Смешанная контрольная комиссия по урегулированию грузино-осетинского конфликта еще раз доказала свою эффективность

Александр ТИХОНОВ (Цхинвали), «Красная звезда».



     Из межэтнических конфликтов в Закавказье грузино-осетинский в последние годы, казалось, ближе других подошел к своему окончательному урегулированию. Относительно стабильная обстановка в зоне конфликта, контролируемая Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ), позволила некоторым наблюдателям даже говорить о том, что конфликта как такового уж нет, что речь надо вести о постконфликтной ситуации, когда возобновление вооруженного противостояния невозможно в принципе. Однако нынешнее резкое обострение отношений между Тбилиси и Цхинвали наглядно продемонстрировало, насколько все же здесь хрупок мир.
     В последних числах сентября президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, отвечая на вопрос грузинского журналиста, не исключил, что «уникальный опыт объединения возможностей различных правоохранительных и силовых структур, использованный в Панкисском ущелье», может быть применен в других регионах Грузии, в частности в Цхинвальском. На высказывание Шеварднадзе мгновенно отреагировало правительство Республики Южная Осетия. В своем заявлении от 3 октября слова грузинского президента были расценены как угроза применения военной силы. Эта угроза и «анализ разворачивающейся в Грузии антиосетинской истерии показывают, что вновь воспроизводится пропагандистская риторика начала 90-х годов, которая переросла тогда в открытую военную агрессию против Южной Осетии», говорится в заявлении.
     На созванном по инициативе южноосетинской стороны заседании СКК (специального органа, созданного на основе Сочинского соглашения между Россией и Грузией от 1992 года «О принципах мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта») сопредседатель СКК от южноосетинской стороны Борис Чочнев потребовал от грузинского
     сопредседателя Ираклия Мачевариани объяснений. Как отметил последний, слова Эдуарда Шеварднадзе были неточно воспроизведены в СМИ. Тема переноса панкисского опыта в Цхинвальский регион якобы была поднята журналистом, а не президентом Грузии, и что если и возможно какое-то увеличение численности правоохранительных органов в Южной Осетии, то только в тех районах, которые сегодня де-факто находятся под контролем властей Грузии. В общем, Мачавариани пытался разрядить ситуацию в зале заседания.
     Что касается криминогенной ситуации в РЮО, то, как и на всей территории Грузии, она сложная. Но если в Панкиси или, скажем, в Кахетии, или Имеретии помочь полиции действительно в состоянии только внутренние войска, армия, национальная гвардия или спецназ МГБ, то в зоне грузино-осетинского конфликта и прилегающих к ней местностях правоохранительные органы всегда могут обратиться за помощью к миротворцам. И последние не вправе отказать, поскольку в Положении об основных принципах деятельности ССПМ одной из их задач является содействие правоохранительным органам в установлении правопорядка и борьбе с преступностью. Воинские контингенты для поддержания мира в зоне грузино-осетинского конфликта созданы на основе упомянутого Сочинского соглашения, подписанного в том числе и Эдуардом Шеварднадзе. Таким образом, в Южной Осетии давно существует отлаженный, устраивающий обе конфликтующие стороны механизм противодействия криминалу. Работает этот механизм под контролем всех сторон конфликта и при участии ОБСЕ. Комментируя для «Красной звезды» итоги заседания, руководитель российской части СКК, посол по особым поручениям МИД РФ Михаил Майоров подчеркнул:
     - Главное, что и осетинская, и грузинская стороны в присутствии представителей
     ОБСЕ и Еврокомиссии вновь официально заявили о своей приверженности урегулированию конфликта мирными политическими средствами в рамках договоренностей, достигнутых в Сочи в 1992 году. Смешанная контрольная комиссия подчеркнула недопустимость проведения в зоне ответственности ССПМ не согласованных с СКК силовых акций, противоречащих достигнутым договоренностям.
     ...Само по себе продолжение работы СКК и созданных при ней структур, экспертных групп полномочных делегаций сторон в рамках переговорного процесса (следующая встреча экспертов намечена на конец октября) – факт позитивный. Ведь эта работа в значительной мере способствовала снятию напряжения, возникшего после появления в грузинских СМИ упомянутого заявления Шеварднадзе о «переносе опыта». Кроме того, итоги заседания СКК свидетельствуют и о результативности посредничества России и Северной Осетии при участии европейских структур. Существующий механизм урегулирования грузино-осетинского конфликта еще раз доказал свою эффективность. Менять его принципиально нет никакой надобности.


     В последний час. Как стало известно, к середине ноября пройдет плановая замена командующего Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта (Южная Осетия). По согласованию со Смешанной контрольной комиссией (СКК), которой подчиняются ССПМ, нынешнего командующего ССПМ генерал-майора Василия Приземлина сменит генерал-майор Святослав Набздоров.
     С.Набздоров родился в 1955 году в Витебской области (Белоруссия). Окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище (1976), Военную академию имени Фрунзе (1987), Военную академию Генерального штаба ВС РФ (1999). Службу проходил в мотострелковых частях Ленинградского, Среднеазиатского, Туркестанского военных округов, а также в российской 201-й дивизии, дислоцированной в Таджикистане. С должности командира 201-й дивизии был назначен заместителем командующего объединением в Дальневосточном военном округе.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker