на главную страницу

24 Октября 2002 года

Армия и общество

Четверг

Общевойсковая академия: вчера, сегодня, завтра

На вопросы «Красной звезды» отвечает генерал-лейтенант Владимир ПОПОВ

Игорь ХАТНЮК, «Красная звезда».



Визитная карточка.

      Попов Владимир Иванович после окончания Челябинского высшего танкового командного училища в 1971 году проходил службу в Группе советских войск в Германии. После окончания Военной академии бронетанковых войск служил в Дальневосточном военном округе в должностях от командира батальона до командира дивизии.
     В 1991 году назначен первым заместителем командующего танковой армией Западной группы войск. С 1992 по 1994 гг. - командующий танковой армией.
     С 1994 по 2001 гг. - первый заместитель командующего Приволжским военным округом, затем - заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками.
     Ныне - начальник Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ.

     - Владимир Иванович, какие задачи решает академия?
     - Общевойсковая академия ВС РФ была создана четыре года назад, 1 ноября 1998 года, слиянием Военной академии имени М.В. Фрунзе, Военной академии бронетанковых войск и Высших офицерских курсов «Выстрел». Ее задача - подготовка офицеров командного, командно-инженерного и инженерного профилей как для Министерства обороны, так и для других министерств и ведомств по трем специальностям и двенадцати специализациям. Осуществляется переподготовка и повышение квалификации офицерского состава от батальонного до армейского звеньев управления по более чем 40 специализациям.
     Академия - ведущий научный центр Сухопутных войск, здесь проводятся исследования по проблемам строительства ВС РФ, совершенствования вооружения и военной техники, повышения эффективности их применения и другим актуальным вопросам. В адъюнктуре и докторантуре мы готовим научно-педагогические кадры для себя, для других вузов страны и зарубежных государств. В академии работают около 400 ученых, из них звания профессора, доцента и старшего научного сотрудника имеют более 250 человек.
     Организационно академия состоит из командования с аппаратом управления, 5 факультетов (командного, родов войск и специальных войск, инженерного, специального и внутренних войск), отделения заочного обучения, академических курсов, 30 кафедр, научно-исследовательских центра и группы, докторантуры, адъюнктуры, Учебного центра по переподготовке и повышению квалификации офицерского состава, подразделений и служб обеспечения учебного процесса. Предусмотрена как очная, так и заочная формы обучения, программы при этом остаются неизменными, а вот время обучения разнится и составляет два и три года соответственно.
     - Соответствует ли уровень подготовки выпускников задачам, которые им предстоит решать в войсках? Оправдал ли себя недавний переход на двухлетнюю форму обучения?
     - Переход на двухлетнюю форму обучения в 1998 году был связан с пересмотром структуры подготовки офицерских кадров, которой предусматривалось последовательное получение выпускниками вузов МО РФ степеней «бакалавра» (5 лет) и «магистра» (дополнительно не менее 2 лет). Такая система военного образования привела к увеличению срока обучения курсантов на один год и уменьшению времени подготовки слушателей также на один год. При этом было упущено, что первые выпускники - «бакалавры» - только к 2008 году смогут реально поступить в академию, то есть не ранее, чем через пять лет службы в офицерских должностях. Отсюда следует, что переход академии на двухгодичный срок обучения - преждевременный, его следовало осуществить не ранее 2010 года. Но это имело бы смысл только в случае продолжения обучения курсантов в училищах в течение пяти лет. Они же с этого года перешли опять на четырехгодичный срок обучения.
     Чисто механическое, ничем не обоснованное сокращение времени обучения слушателей с трех до двух лет отрицательно сказалось на качестве подготовки выпускников академии. По результатам анализа отзывов из войск за 2000-2001 годы 55 процентов наших выпускников служат хорошо и отлично, 45 процентов - удовлетворительно. Количество выпускников -«троечников» в 2001 г. составило - 20 процентов, в этом году - 24,7 процента. То есть прогнозируемый результат подготовки выпускников 2000-2002 года свидетельствует о продолжающемся снижении качества их практической готовности. Во многом это объясняется тем, что при переходе на два года обучения мы вынуждены были отказаться от войсковой стажировки на выпускном курсе, от ряда учебных задач, разработки дипломных работ и сократить время на практическую составляющую учебных дисциплин, то есть той части программы обучения слушателей, которая формирует и закрепляет практические навыки обучаемых.
     - Какие проблемы наиболее остро стоят перед вузом?
     - Во-первых, недостаточное финансово-экономическое обеспечение образовательной деятельности, во-вторых - частая смена программ обучения и в-третьих - резкое обновление руководства кафедр и преподавательского состава - до 50 процентов преподавателей сегодня имеют опыт педагогической деятельности менее трех лет.
     - В свете положений программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010» какие первоочередные задачи предстоит решить руководству академии?
     -Программа реформирования системы военного образования на период до 2010 года базируется на 300-летнем опыте развития российской военной школы, сохраняет преемственность и не предусматривает коренной ломки существующей системы подготовки военных кадров, а, наоборот, предполагает ее адаптацию к новым социально-экономическим условиям и к новому облику военной организации государства. Программа учитывает боевой опыт последних десятилетий (военные действия в Афганистане, англо-аргентинский конфликт, войну в Персидском заливе, ведение боевых действий в Чеченской республике), наглядно демонстрирующий изменившийся характер подготовки и ведения вооруженной борьбы и предопределяющий ужесточение требований к системе подготовки войск, в том числе и офицерских кадров. Современные условия требуют готовить офицеров, с одной стороны, к управлению войсками в высокотехнологичных крупномасштабных войнах, в которых Сухопутные войска выполняют задачи разгрома противника и овладения его территорий, а с другой - к управлению общевойсковыми формированиями в локальных вооруженных конфликтах.
     Современные условия требуют подготовки офицера Сухопутных войск и как специалиста в области управленческой деятельности.
     Стержнем академического образования должна стать фундаментальная подготовка в области военного управления. При этом речь должна идти не только о технологиях обучения, но и технологиях управления образовательной деятельностью и ее обеспечения, хотя главенствующая роль процесса обучения бесспорна.
     Интенсификация образовательной деятельности на базе использования передовых информационных технологий - это объективная необходимость, сформировать все увеличивающийся объем знаний, умений и навыков офицеров за тот же срок обучения с помощью традиционных способов и методик преподавания сейчас уже не представляется возможным. Однако это не значит, что применение новых средств обучения перечеркнет весь педагогический опыт, накопленный прошлыми поколениями. Внедряемые информационные технологии должны быть естественным образом интегрированы в сложившуюся систему обучения.
     Очевидно, что только при создании условий, схожих с теми, в которых будут действовать наши выпускники, можно вести речь о качественной подготовке офицеров. Один из основных путей решения этой задачи мы видим во внедрении компьютерных технологий.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker