на главную страницу

25 Октября 2002 года

Пульс планеты

Пятница

Латинский Сталинград

Рассказывает генерал армии Анатолий ГРИБКОВ

Беседу вел Андрей ПОЧТАРЕВ, «Красная звезда».



     - Анатолий Иванович, вы только что вернулись из Гаваны, где в составе российской делегации принимали участие в международной научно-практической конференции «Карибский кризис: 40 лет в политической перспективе». Каковы ваши первые впечатления о ней?
     - По приглашению кубинского руководства наша делегация из Москвы, насчитывающая 8 человек, в том числе Маршал Советского Союза Дмитрий Язов (в 1962-1963 гг. один из четырех командиров мотострелковых полков на Кубе), Сергей Микоян (сын заместителя Председателя Совета Министров СССР А. Микояна), Георгий Корниенко (в 1962 г. советник — посланник посольства СССР в США) и др., в период с 11 по 13 октября с.г. побывала на Кубе, где участвовала в вышеупомянутой конференции. Делегацию из США (около 20 человек, включая жену Р. Кеннеди, в прошлом работников администрации Белого дома, ЦРУ...) возглавлял бывший министр обороны страны Роберт Макнамара.
     Хотелось бы подчеркнуть, что все два дня глава Республики Куба Фидель Кастро лично активно участвовал в работе конференции. От кубинской стороны были и ветераны Плайя-Хирон, и Карибского кризиса, и ученые.
     Выступавшие американцы много и красноречиво говорили о событиях вокруг кризиса, его последствиях, однако ничего не говорили о готовившейся Пентагоном операции «Мангуста» по высадке и захвату Кубы. Упомянули только, что на сегодняшний день, начиная с 1959 г., в том числе и в рамках «Мангусты», спецслужбы США осуществили более 250 безуспешных попыток покушения на Фиделя Кастро (кодовое название операции «Ортсак» - прочтение фамилии кубинского лидера с последней буквы).
     В отличие от американской стороны наши выступления были более конкретными. И мы прямо заявили американцам, что они выводов и уроков из Карибского кризиса не вынесли. Это видно на примерах их продолжающейся все эти 40 лет экономической блокады Кубы, бомбардировок и расчленения союзной Югославии, готовящейся агрессии против Ирака, угроз в отношении Северной Кореи и т.д.
     - Анатолий Иванович, вернемся в октябрьские дни 1962 года. Вы, как начальник оперативного управления Главного оперативного управления Генштаба ВС СССР, возглавили на острове Оперативную группу Минобороны из 8 генералов и офицеров. Когда вы прилетели в Гавану, какова была обстановка на тот момент?
     - На Кубе я находился с 16 октября до конца ноября 1962 года. Это был самый тяжелый период - пик «холодной войны». Военно-стратегическая операция «Анадырь» по переброске советских войск, явившаяся ярчайшим образцом советского военного искусства, вошла на тот период в завершающую фазу. Полная боеготовность всей - более 42-тысячной Группы советских войск должна была быть достигнута к 25-27 ноября. После чего планировался визит Н. Хрущева на Кубу с оглашением факта договора с Кубой и наличия наших войск в этой стране.
     Пентагон зафиксировал строящиеся позиции для советских ракет 14 октября. Последовали ультиматум и морская блокада. Любопытно, но факт, американцы до Гаванской конференции 1992 года считали, что мы завезли на остров только 12-15 тыс. человек личного состава и ничего не знали о том, что в Группе войск, в трех мотострелковых полках, имелось 12 тактических ракет «Луна» в ядерном снаряжении и 24 - в фугасном (3 дивизиона по 2 ПУ), 80 фронтовых крылатых ракет в ядерном снаряжении (два полка по 8 ПУ) и 6 атомных бомб к 6 бомбардировщикам-носителям Ил-28. Я им тогда ответил, что их разведка плохо работала и работает. Ведь установку «Луна» можно воочию увидеть в Гаване в Музее революционных вооруженных сил Кубы. Боеголовки мы вывезли в Союз, а технику передали кубинцам.
     Обстановка обострялась с каждым днем. 24 октября состоялось совещание командующего Иссы Плиева с Фиделем Кастро и начальником генштаба РВС Серхио дель Валье. Вся территория страны была разделена на 3 оперативных командования: Запад, Центр и Восток. При штабах командований были созданы оперативные группы штаба ГСВК со средствами связи для организации взаимодействия. По существу, весь остров был превращен в оборонительный бастион, в крепость...
     Характерно, что план обороны Кубы был разработан в Москве в Генштабе, на месте же уточнялись только места дислокации советских частей. на приведение в полную боевую готовность ракетных войск из Москвы сигналы не поступали. Когда в ночь с 26 на 27 октября И. Плиев своим распоряжением приблизил ядерные головки к одному из полков и донес об этом в Генштаб, министр обороны Р. Малиновский категорически приказал ему ядерное оружие ни в коем случае не применять. Это еще раз подтверждает, что ракеты были завезены с целью сдерживания агрессии со стороны США против Кубы.
     - То есть в Москве понимали, что мир стоит на гране войны...
     - Конечно, тем более что воевать с Америкой этой группировкой мы не собирались. Мы оценивали ГСВК с ракетами как сдерживающий фактор, чтобы уберечь Республику Куба от возможной американской агрессии. Ведь, даже если бы советских войск на острове не было, кризис все равно бы возник. Кубинцы дрались бы за свою родину до последнего.
     - С учетом того, что в апреле 1961 года были разгромлены силы контрас на Плайя-Хирон, поддерживаемые ЦРУ, ВВС и ВМС США, а в условиях Карибского кризиса Республика Куба с помощью СССР выстояла и продолжает, несмотря на внешнее противодействие, развиваться до сих пор, представляется, что ее можно сравнить с латинским Сталинградом. Мужеством защитников острова Свободы не перестает восхищаться весь мир. Какие оценки событий 40-летней давности сохранились у кубинского руководства сегодня?
     - С Фиделем Кастро я знаком все эти 40 лет. И в эти дни мы много и тепло общались.
     Фидель Кастро очень хорошо отзывается о Н. Хрущеве, о том, что он сделал во имя кубинской революции. Он выражает благодарность и восхищается советскими воинами, которые были на Кубе и вместе с личным составом кубинских РВС, с кубинским народом готовы были защищать республику как свою Родину. Свое восхищение он изложил в письме, переданном российской делегации.
     Вместе с тем он считает, что односторонние действия советского руководства без согласования с правительством Кубы по вывозу ракет в 1962 году, по обнародованию пребывания советского учебного центра на острове при Брежневе в 1979 году и решение о выводе его как мотострелковой бригады при Горбачеве в 1989 году под давлением США бросили тень на наши двусторонние отношения.
     После же визита на Кубу Президента России Владимира Путина в декабре 2000 года возродились надежды на их качественное улучшение.
     На снимке: А.И. ГРИБКОВ (крайний справа) с Фиделем Кастро. Гавана, 13 октября 2002 г.
     Из хроники Карибского кризиса
     12 июля 1962 г. на Кубу отправлены первые подразделения советских войск на сухогрузе «Хабаровск».
     15 сентября 1962 г. на остров доставлен первый полк ракет Р-12 средней дальности.
     Сентябрь 1962 г. Пентагон разработал план воздушной атаки перед высадкой на Кубу американского парашютного десанта.
     13 сентября 1962 г. президент США Дж. Кеннеди выступил по национальному радио с прямыми угрозами в адрес кубинской Республики.
     4 октября 1962 г. дизель-электроход «Индигирка» прибыл на Кубу из Североморска с первыми ядерными зарядами.
     14 октября 1962 г. американский разведывательный самолет У-2 зафиксировал наличие советских ракетных позиций на острове Свободы.
     15 октября 1962 г. войска ПВО ГСВК в составе 2 дивизий поставлены на боевое дежурство.
     18 октября 1962 г. 51-я ракетная дивизия в составе трех полков (42 ракеты Р-12, 36 ядерных головных частей) поставлена на боевое дежурство; доклад министра обороны Р.Макнамары президенту США о готовности войск к военным действиям против Кубы.
     22 октября 1962 г. - начало американской военно-морской блокады острова.
     22 октября - 14 декабря 1962 г. - обмен письмами между Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущевым о путях решения Карибского кризиса (25 документов).
     23 октября 1962 г. приведены в повышенную боевую готовность все части и подразделения ГСВК, некоторые виды Вооруженных Сил СССР, Пограничные войска, группы войск, дислоцированные за границей, и армии стран Варшавского Договора; премьер-министр и главнокомандующий РВС Кубы объявил военное положение и отдал приказ поднять по тревоге вооруженные силы и все военные формирования с целью готовности к отпору американской агрессии.
     27-28 октября 1962 г. - по плану Пентагона дата начала военных действий США против Кубы.
     27 октября 1962 г. ракетчики ПВО ГСВК сбили над островом американский самолет-разведчик У-2; советское руководство выдвинуло предложение о выводе ракет с Кубы при условии ликвидации американских ракетных баз в Турции.
     29 октября 1962 г. - 7 января 1963 г. - двусторонние советско-американские переговоры в Нью-Йорке об урегулировании Карибского кризиса.
     29 октября 1962 г. советским руководством отдан приказ о демонтаже на острове установок ракет средней дальности.
     29-31 октября 1962 г. - пребывание на Кубе и.о. генерального секретаря ООН У. Тана и переговоры по проблемам разрешения Карибского кризиса.
     2-26 ноября 1962 г. - пребывание А. И
     . Микояна в Гаване с целью урегулирования кризиса.
     2-12 ноября 1962 г. - вывод ракетных полков (РСД) и решение Правительства СССР о выводе бомбардировщиков Ил-28 с Кубы.
     21 ноября 1962 г. - отмена американской военно-морской блокады острова; приведение Вооруженных Сил СССР и армий стран Варшавского Договора в обычное состояние боевой готовности.
     1 декабря 1962 г. сухогруз «Архангельск» отбыл на родину из кубинского порта Мариель со всеми ядерными боеприпасами на борту.
     25 апреля 1963 г. США вывели из Турции и Италии стратегические ракеты.
     4 августа 1963 г. - убытие последних подразделений ГСВК с территории Республики Куба (кроме учебной бригады, которая была выведена в 1991 г.).



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker