на главную страницу

26 Октября 2002 года

Армия и общество

Суббота

Ода авиаманевру

Аркадий ПИНЧУК, «Красная звезда».



Замыслил я написать очерк в таком вот странном жанре. Появилось это желание года два назад в результате пристального наблюдения за регламентными работами на современном бомбардировщике Су-24М. Дожидаясь нужного мне офицера, я сидел на ступеньке стремянки в подбрюшье вскрытого самолета и пытался хотя бы в первом приближении понять методику (схему) сборки различных агрегатов, облепивших авиационный двигатель, как ракушки корабельный корпус. Сказать, что там было множество трубок, проводов, болтов и гаек, значит, ничего не сказать. Там этого добра было наверчено и накручено столько, что разобраться во всем этом хитросплетении, как мне казалось, мог только сам господь Бог.
     Тем временем авиационные специалисты под руководством инженера уверенно меняли на двигателе какой-то важный агрегат, выработавший положенный ресурс. Казалось, что инженер при сем только присутствует, во всем полагаясь на опыт специалистов. Но вот он, как-то походя, придержал одного из них за руку и перевернул в его пальцах абсолютно симметричный штуцер. Специалист смутился и согласно закивал головой. Другому подсказал, что контровочную шпильку на этой гайке надо загнуть в противоположную сторону, третьему, достав из кармана записную книжку, и, как бы в доказательство своей правоты показал записанную в ней марку нужного в данном случае масла...
     Этот случайный эпизод время от времени всплывал в моей памяти, то при ремонте собственного авто, то при разговорах о выборе профессии. И как-то уж совсем нелепо вспомнился в ответ на ерничанье телезнатока по поводу романтики армейской службы. Очень уж хотелось спросить этого симпатичного телеумника, что он вообще-то знает о романтике, какой ее представляет?
     Почему-то был уверен, что труд авиационно-технических специалистов он ни за какие деньги не назовет романтичным. Да и то, где это мы могли видеть авиационного технаря в романтическом свете? Чумазого, в засаленном комбинезоне, всегда в чем-то виноватого - таких сколько угодно. И в кино, и в литературе.
     Недавно мне удалось разговорить заместителя командира полка по инженерно-авиационной службе подполковника Андрея Андреева. Я напомнил ему о той встрече в ТЭЧ, что состоялась примерно год назад. Инженер стал расспрашивать о деталях, для него это было рядовое событие. Мне же запомнилось, как он любовно протирал детали, как искрились радостью его глаза, когда работа спорилась и все получалось как надо, как он мечтательно улыбался, осматривая установленный на свое место агрегат. Тогда мне казалось, что инженер уже видит, как этот агрегат надежно работает на самолете, идущем боевым курсом на цель.
     - Да нет, отрицать не стану, - скупо улыбнувшись, сказал Андреев. - Конкретно тот случай не помню, но в принципе все верно. Чем сложнее агрегат, тем интереснее с ним возиться. Естественно, радуешься, когда добиваешься результата. А прокрутить мысленно последовательность, зримо представить функциональность агрегата в действии - это ведь своеобразная диагностика. Вот говорят иногда о предчувствии, как о некоей мистике. А мистики никакой нет. Предчувствие - это понимание, полученное в результате прокрученных в голове вариантов. Когда предчувствие не обманывает, это уже высший пилотаж. Разве это не романтика?
     На сухощавом, словно высеченном аэродромными ветрами лице Андреева, почти всегда сосредоточенно-озобоченном, неожиданно появляется стеснительно-светлая улыбка, и я ловлю себя на мысли, что несмотря на многочисленные неурядицы и заботы, несмотря на груз бесчисленных проблем, пригибающий этого офицера к земле, он гордится своим делом, своей профессией, своей нужностью авиационному полку.
     Профессию, а значит, и судьбу Андрея Алексеевича определил отец - инженер авиационной эскадрильи...
     Началось все на Камчатке, где Андреев родился в поселке Краснореченск. Принесет, бывало, отец его на аэродром, посадит на крыло самолета и, словно ученику в школе, начинает рассказывать, как устроен этот звездолет, как много учиться нужно, чтобы знать эту машину и быть ее хозяином, и как бывает счастлив человек, когда самолет признает его своим другом. Особенно нравилось маленькому Андрюшке наблюдать за руками отца, когда тот разбирал и собирал сложные, просто уму непостижимые механизмы. Неужели всему этому можно научиться, не верилось мальчишке.
     Школьные друзья мечтали о море, о космосе, о медицине, некоторые собирались стать строителями, возводить города, кое-кто примерял себя к актерской профессии, а у Андрея Андреева всегда перед глазами стоял сверкающий гладким металлом, стремительно рвущийся в небо реактивный истребитель. Оканчивая восьмой класс, Андрей уверенно заявил родителям:
     - Хочу, как отец, быть авиационным инженером.
     - Пока окончишь девятилетку, - улыбнулась мать, - еще сто раз передумаешь.
     - Нет, мама, решение окончательное.
     Аттестат зрелости Андреев получал в одной из школ города Барановичи, куда с Камчатки перевели отца. Ближайший подходящий вуз находился в Даугавпилсе - Авиационно-инженерное училище ПВО имени Яна Фабрициуса. Из его стен наши ВВС получили весомую часть инженерных кадров, хотя и имело училище статус средне-технического военно-учебного заведения. А когда пришел приказ прибавить к названию вуза слово «высшее», Андрей словно вырос в собственных глазах.
     За год до выпуска на свадьбе друга он познакомился с девушкой, о которой давно мечтал, которая виделась ему не раз во сне. Провожая Татьяну домой, Андрей загадал: если она и профессию мою признает, значит, судьба!
     - Да я и сама учусь на радиотехника, - засмеялась Таня.
     Так в 1981 году, сразу после выпуска из училища, появилась семья авиационных специалистов. Это ли не романтично?..
     Первое назначение - Ленинградский военный округ, гарнизон - Смуравьево, первая должность - техник самолета,
     аппарат - МиГ-27, прекрасный истребитель-бомбардировщик с изменяющейся геометрией крыла. Один из лучших в своем классе. И Андреев не раз ловил себя на мысли, что он гордится оказанным доверием. Да и как не загордишься, когда по твоим командам и под твоим контролем самолет принимает горючее, кислород, сжатый воздух, когда под твоим неусыпным оком проводят предполетную подготовку группы специалистов, когда данным тебе правом ты экзаменуешь перед вылетом пилота, все ли у него в кабине включено, подключено, проверено. Если на все пункты так называемой «молитвы» даны соответствующие ответы, выруливай, пилот, и счастливого тебе полета,
     Конечно, не сразу все давалось после училища. Там ведь больше о теории пеклись, а тут ее надо было соединить с практикой. Бывало, в час затишья посадит Анреева рядом с собой капитан Олег Позднев и давай гонять по различным инструкциям и методичкам. Поначалу обида скребла на сердце, а потом она переплавилась в благодарность, да так и осталась до сих пор в душе.
     Вот несколько любопытных цифр из личного дела Андреева: 2 года на должности техника самолета; год - старшего техника регламента авиадвигателя; далее 5 лет был начальником группы регламента по самолету; год заместителем начальника ТЭЧ; 10 лет старшим инженером полка по самолетам и двигателям; 2 года заместителем начальника инженерно-авиационной службы полка и вот назначен начальником этой службы, заместителем командира полка.
     - Нескучно ли было по 5, по 10 лет на одной должности?
     - О чем вы говорите? - удивился мой собеседник. - Что ни должность - университет с кафедрами. И не только других учишь, сам набираешься и знаний, и опыта, и даже ума. Нет, это были очень интересные и наполненные годы.
     Как-то незаметно и сын подрос в семье Андреевых. Сейчас стало модно говорить, что дети должны сами выбирать, с кого жизнь делать, а силком тянуть в родительскую профессию - безнравственно. Так ведь если силком, действительно глупо. Мальчишку надо так ввести в отцовское дело, чтобы он сам увидел, сколько всего интересного и таинственного в инженерной составляющей современного самолета. Учись, постигай, ведь в постижении и смысл самой жизни таится.
     - Думаю, что Алешка мой уловил главное, - не без удовольствия говорит Андреев, - он уже на третьем курсе академии Можайского...
     Вот и дочь Маша заневестилась, 11-й класс осваивает. На какую профессию нацелилась? «Ну, это они там с мамой шушукаются, в секрете от меня держат свои планы».
     Проблем у начальника инженерно-авиационной службы - черпать не вычерпать. Из трех десятков самолетов и половина не летает. Нет запчастей. Появился даже новый авиационный термин: «самолеты-доноры». В былые времена разукомплектованный самолет считался чрезвычайным происшествием. Сегодня - суровая необходимость.
     - Только не подумайте, что делается это с бухты-барахты, - говорит Андреев. - Колдуем, думаем, просчитываем, ибо, как и у человека-донора, надо столько взять крови, чтобы он не только живым остался, но и дееспособным.
     Текучка засасывает, почти во всех службах не хватает личного состава, особенно трудно во время летних отпусков. Беспокоит инженера текучесть офицерских кадров, особенно среди молодежи. Некоторые лейтенанты пишут рапорты на увольнение, не приступая к обязанностям по должности. С инженерным дипломом идут в охранники, куда угодно, лишь бы больше платили.
     - Конечно, зарплата у авиационных специалистов, - говорит Андреев, - просто позорно несоизмерима с уровнем возложенной на них ответственности. Вот, смотрите, в газетке объявление: автопарку требуется автослесарь... Зарплата от десяти тысяч рублей. Разве можно сравнить стоимость отремонтированного автомобиля, пусть это будет даже шестисотый «мерседес», со стоимостью современного самолета? А зарплата у авиатехника в три раза меньше.
     - Все это, конечно, снижает интерес к работе, - сказал я.
     - Да нет, я не об этом, - сдержанно улыбнулся Андреев. - Чем круче горы, тем сильнее желание одолеть их. Известная истина. Мы ведь и совсем без зарплаты месяцами работали. Пережили. А интерес к делу - величина постоянная. Вот сказал сейчас по телефону командир, что на четверг полеты, и сердце радостно откликнулось, на душе стало хорошо. Сижу здесь, а все мысли уже там, у самолетов...
     

На снимке: А. АНДРЕЕВ (справа) и летчик А. КУПРИЕНКО. Перед вылетом.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker