на главную страницу

26 Октября 2002 года

Оборонно-промышленый комплекс: проблемы и решения

Суббота

Рубикон кризиса перейден

На вопросы «Красной звезды» отвечает Мартин ШАККУМ, председатель Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям

Анатолий АНТИПОВ, «Красная звезда».



- Пользуясь медицинской терминологией, состояние оборонно-промышленного комплекса можно оценить как тяжелое: отсутствие полновесного гособоронзаказа, миллиардные задолженности государства за уже выполненные работы, стремительное старение кадров и т.д. Как вы считаете, выживет ли «больной»?
     - В последнее время тема критического состояния оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны стала дежурной во многих средствах массовой информации, и, к сожалению, большое количество публикаций носит негативный оттенок. На самом деле надо понимать, что наличие той избыточной «мускульной силы», которой обладал наш, пользуясь вашей терминологией, «больной» в недавнем прошлом, было вызвано объективными обстоятельствами - долгим противостоянием нашей страны фактически в одиночку всему остальному «капиталистическому окружению». Не многие сейчас помнят, что военное и политическое соперничество в мире продолжалось изо дня в день, из года в год - и это было оправданно. А в результате резкой смены политического курса, которая произошла в конце 80-х гг., и начавшегося процесса перестройки весь военно-технический потенциал нашей страны стал невостребованным, и произошла его «дистрофия» - болезненное отмирание этих гигантских «мышц».
     При этом одной из причин нынешнего состояния ОПК является взятый в начале 90-х гг. курс на практически тотальную конверсию «оборонки», который, по моему мнению, был не совсем правильным, да и, кроме того, требовал довольно высокого уровня капиталовложений. В сочетании с необходимостью решения огромного количества затратных задач по спасению хозяйства и населения страны, которые нужно было решать одновременно, а также отсутствия постоянного руководства оборонными отраслями промышленности на общем фоне тяжелого экономического положения страны в этот период - все это привело к тому, что проблемы нарастали, как снежный ком.
     Думаю, если многие крупнейшие американские компании, выполняющие заказы министерства обороны США, попадут в подобную ситуацию резкого (в десятки раз!) снижения оборонных заказов, их проблемы и проблемы всей экономики США в целом будут не менее острыми, а шума по этому поводу будет во много раз больше!
     Однако, анализируя сегодняшнюю ситуацию, я могу заверить, что практически все факторы, отрицательно влияющие на оборонную промышленность страны, преодолены, и большинство предприятий входят в режим нормального функционирования.
     - Расскажите читателям «Звездочки» о работе возглавляемого вами комитета в интересах законодательного обеспечения жизнедеятельности оборонно-промышленного комплекса. Что, например, представляет собой Федеральная адресная инвестиционная программа, в формировании которой участвует комитет?
     - После моего назначения председателем Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям прошло не так много времени, а в заделе Комитета было слишком мало законопроектов, с которыми можно было бы резко интенсифицировать законотворческую работу в интересах ОПК. Это объясняется тем, что процесс создания любого нового закона сам по себе отнимает много времени - сюда входит и изучение ситуации в стране, анализ международной практики, разработка концепции законопроекта и формулирование его основных положений, согласование концепции с различными участниками законотворческого процесса, в том числе и со специалистами федеральных органов. Затем идут чисто техническое написание законопроекта и длительные этапы его проведения Комитетом по всем инстанциям, в том числе по всем субъектам права законодательной инициативы. В результате весь процесс создания закона может занять от одного до двух лет, а в некоторых случаях и гораздо больше.
     Кроме того, отмечу, что интересы ОПК в Государственной Думе затрагивает работа нескольких комитетов. Например, важнейшие законы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности предприятий, в том числе и оборонных, проходят через Комитет по бюджету и налогам, Комитет по собственности, Комитет по экономической политике и так далее. Поэтому иногда предпринимаемые усилия носят разрозненный, несогласованный характер.
     Отвечая на вторую половину вашего вопроса, должен сообщить, что Федеральная адресная инвестиционная программа - это наиболее эффективный бюджетный инструмент для достижения целей, стоящих перед страной и обществом. В ней содержится перечень наиболее важных строек и объектов, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. В процессе рассмотрения бюджета депутаты нашего Комитета анализируют предложенный Правительством Российской Федерации вариант Программы с учетом наказов избирателей, своего мнения и опыта, а затем вносят в нее изменения, соответствующие интересам населения, которое они представляют.
     Нашим Комитетом ежегодно совместно с Комитетом Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи создается специальная бюджетная комиссия, на которой, с учетом мнения депутатов других профильных комитетов, рассматриваются вопросы инвестиционной политики в промышленности, энергетике, транспорте, строительстве, специальном комплексе, науке, образовании... В результате в ходе бюджетного процесса предложения правительства корректируются с учетом интересов регионов, предприятий и избирателей, принятые изменения утверждаются на заседаниях Комитета по бюджету и налогам, а окончательный вид бюджет получает в ходе пленарного заседания Государственной Думы.
     - Болевая точка отечественной «оборонки» - финансирование научно-исследовательских опытно-конструкторских работ (НИОКР) по остаточному принципу. Задел в области научных разработок, созданный еще в советское время, фактически исчерпан. В бюджете цифры, предназначенные на это, размыты. Какой выход вам видится в этой непростой ситуации?
     - Не согласен с тем, что научно-технический задел, созданный еще в советское время, практически исчерпан. Может быть, это прозвучит парадоксально, но я не вижу прямой связи между уровнем финансирования НИОКР и интенсивностью работы ведущих ученых и специалистов нашего ОПК. Например, США, при их постоянно высоком уровне финансировании НИОКР, в том числе и оборонной направленности, в этом году столкнулись с резким снижением темпов роста числа заявок на выдачу патентов, в то время как в 90-х гг. оно ежегодно возрастало примерно на 10 процентов. В то же время интеллектуальные ресурсы России, несмотря на «утечку мозгов», все еще весьма значительны (и это признано во всем мире!), другое дело, что используются они неэффективно.
     Более того, хочу отметить, что в проекте бюджета на 2003 год Правительство РФ сделало крен именно в сторону расходов на НИОКР, может быть, даже в ущерб закупкам конкретных систем вооружения и военной техники. Ведущие предприятия страны сохранили квалифицированный персонал и уникальные наработки и готовы к их реализации.
     В то же время хочу отметить, что перед многими предприятиями весьма остро стоит проблема обновления парка оборудования, технологий и средств управления. Это огромная задача, для решения которой необходимы масштабные денежные вливания. У государства по сей день не хватает на это денег. Поэтому в качестве варианта ее решения специалисты Минпромнауки России, курирующего оборонные отрасли промышленности, предлагают привлечь внебюджетные источники финансирования, в частности путем продажи акций предприятий, владеющих перспективными технологиями и изобретениями. Не исключается также и метод венчурного финансирования научных разработок ведущими инвестиционно-финансовыми компаниями страны, хотя для этого нужно создать благоприятную законодательную среду - принять ряд изменений в текущее законодательство, в том числе и налоговое, так как подобные проекты связаны с высокими рисками, а отдача от них будет нескоро.
     - В конце прошлого - начале нынешнего года приняты основополагающие документы развития российского оборонно-промышленного комплекса: ФЦП «Реформирование и развитие ОПК на 2002-2006 гг.», «Основы политики Российской Федерации в области развития ОПК на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», Государственная программа вооружения до 2010 г. Можно ли говорить о том, что Рубикон кризиса «оборонки» перейден и руководство нашего государства наконец-то повернулось лицом к проблемам ОПК?
     - С полным основанием можно утверждать, что наше государство никогда не отворачивалось от проблем ОПК, так как это напрямую связано с безопасностью страны. Другое дело, что, как я отмечал выше, необходимость направлять скудные финансовые средства на решение других, более насущных задач привела к систематическому недофинансированию оборонных отраслей промышленности, задолженности федеральной власти перед предприятиями и их сотрудниками. Но реальное изменение ситуации в ОПК страны произошло еще в 1999 году. Уже тогда прирост в оборонных отраслях составил 45 процентов. Практически такая же ситуация была и в 2000 году. В прошлом году показатели несколько снизились, но это не связано с кризисными явлениями в ОПК. Так что можно констатировать, что Рубикон перейден.
     Теперь перед оборонщиками стоят другие задачи - внутренняя перестройка и реструктуризация предприятий и отраслей. Только это может стать залогом успешного роста и эффективной работы в будущем. На сегодняшний день госзаказ у оборонных предприятий составляет в среднем около 40 процентов, и это, по мнению специалистов Минпромнауки, является оптимальной величиной для работы предприятий.
     - Как часто вы встречаетесь с руководителями российской «оборонки», директорами ведущих предприятий ОПК, чтобы лучше знать их нужды и чаяния? Предполагается ли принятие мер по снижению налогового бремени на предприятия ОПК?
     - Да каждый день встречаемся. И в первую очередь разговор всегда заходит о господдержке. В частности, сейчас наш комитет интенсивно работает над законопроектом, направленным на создание экономических условий для обновления парка судов российского флота. Его принятие позволит улучшить инвестиционный климат и привлечь внебюджетные источники финансирования для реализации утвержденных Правительством РФ на период до 2010 г. программ строительства транспортных, промысловых и специальных судов различного назначения, а также реализовать принятую в июле 2001 года Морскую доктрину РФ. В частности, законопроектом предусматриваются субсидирование части процентных ставок по кредитам и обеспечение государственных гарантий инвесторам крупных проектов.
     Аналогичные меры, позволяющие улучшить экономическое положение, привлечь инвестиции, повысить конкурентоспособность, в дальнейшем могут быть применены ко всем оборонным отраслям промышленности, обладающим высокой капиталоемкостью, характеризующимся длительным циклом производства и необходимостью применения «высоких» дорогостоящих технологий.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker