на главную страницу

29 Октября 2002 года

Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)

Вторник

«Коммуналка» требует 100-процентной «любви»

население ответить ей взаимностью пока не может

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда»



Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), которая грозной тенью нависла над всеми гражданами России, предусматривает резкое сокращение льгот по оплате коммунальных услуг. Вполне может случиться, что уже в 2003-м 10 категорий сегодняшних льготников перестанут быть таковыми. А это означает одно - 26 миллионов россиян станут платить за «коммуналку» по полной программе.

     Вопрос реформы ЖКХ должен был быть вынесен на суд нижней палаты парламента уже давно. Но дважды сроки его рассмотрения переносились. Видно, определенности по нему нет ни у правительства, ни у депутатов. Между тем споры по поводу реформы ЖКХ ведутся давно. За четыре года словопрений никакого реального продвижения вперед не было. И тогда, и сейчас все вроде понимают, что реформировать эту сферу надо, но вот в вопросе о том, как это сделать менее болезненно, мнения расходятся. Авторы так называемого правительственного варианта, разработанного в недрах Госстроя России, предлагают отменить льготы и выселять неплательщиков в общежития. Депутаты, лидером которых является Олег Шеин, настаивают на сохранении всех льгот до той поры, когда минимальный размер оплаты труда достигнет прожиточного уровня. Кстати, сегодняшний уровень «минималки» в три с лишним раза меньше этого уровня.
     Поправки к закону «Об основах федеральной жилищной политики» в части совершенствования системы оплаты жилищно-коммунальных услуг представляются Госстрою так: о льготах и дотациях по оплате жилищно-коммунальных услуг следует забыть, а взамен предоставлять адресные субсидии. Проще говоря, народу предлагается рассчитываться за услуги по общим тарифам, а затем получать компенсацию в виде субсидий. И все бы ничего, если бы не одно «но»: сегодняшние льготы граждане получают «автоматом», а для получения субсидии людям придется побегать по чиновникам разных ведомств и контор, доказывая свое право на компенсацию затрат.
     Вполне естественно, что мнения депутатов разделились. Категорически против 100-процентной оплаты услуг коммунальщиков выступают коммунисты и аграрии. Немало возражений у ОВР и «Регионов России» – они выступают за сохранение льгот для так называемой сельской интеллигенции, прозрачность коммунальных тарифов, запрет властям устанавливать социальные стандарты на более низком, чем федеральный, уровне и т.д. Приближающиеся выборы в новую Думу заставляют многих парламентариев осторожно подходить к рассмотрению явно непопулярного закона. Но правительство не готово бесконечно откладывать его принятие палатой – по словам представителя Правительства РФ в Госдуме Андрея Логинова, с реформой ЖКХ надо определиться до конца, так как под нее уже выделено 13,8 млрд. рублей и эта сумма должна быть учтена в бюджете на следующий год.
     Настойчивость правительства объясняется просто. В принципе кабинет министров собирается исправлять ошибки предыдущих лет, когда право на получение дотаций было «привязано» к прожиточному минимуму и среднедушевому доходу. В соответствии с федеральным стандартом граждане должны тратить на оплату жилья не более 22 процентов от совокупного дохода семьи. Для самых бедных были предусмотрены дополнительные дотации из бюджета. Такой подход привел к тому, что едва ли не треть населения имеет право на 50-процентную скидку по оплате жилищно-коммунальных услуг. Те, кто сегодня верстает бюджет, посчитали, что пора разгрузить государство от обременительных затрат и заставить граждан самих платить по счетам.
     Кто же получит «черную метку»? По разработанной в Госстрое концепции законопроекта, список льготников серьезно сократится. Эта привилегия останется лишь за Героями Советского Союза и России, полными кавалерами орденов Славы и Трудовой Славы, Героями Соцтруда, инвалидами, жертвами политических репрессий и «чернобыльцами». Льгот лишатся почетные доноры, сельские учителя и врачи, военные, ветераны труда, военной и государственной службы - всего около 26 млн. человек. Право на получение субсидии сохранят малообеспеченные семьи, у которых доля коммунальных платежей превышает 22 процента от совокупного дохода. Таких, по предварительным расчетам, в стране около 15-20 процентов. Но и тут льгота носит ограниченный характер: она распространяется только на жилплощадь в пределах социальной нормы (18 кв. м общей площади на человека). Не дай Бог, простым смертным иметь излишки – их они будут оплачивать по обычным расценкам.
     Наиболее спорная ситуация с выселением «злостных неплательщиков». В правительственном документе предусмотрен целый ряд жестких мер. Например, семьи, по полгода не платившие за неприватизированную квартиру, будут по решению суда выселяться в общежития семейного типа. Но что особенно смущает: возможность возвращения в квартиру после уплаты задолженности закон не предусматривает (!).
     Помимо этого, разработчики законопроекта предлагают ввести плату за наем муниципального жилья, что приведет к значительному увеличению квартплаты.
     Наверное, у тех, кто прописывал это в законопроекте, были основания для жестких формулировок. В том же Госстрое считают, что эти непопулярные меры принимать необходимо, так как в противном случае страну ждет коммунальная катастрофа: дескать, других источников финансирования ремонта жилых домов, теплосетей и канализации просто нет. Правительство уже рассчитало, что, если закон о реформе ЖКХ не будет принят, в 2003 году придется потратить на компенсацию дотаций коммунальщикам порядка 100 млрд. рублей - это почти треть всех расходов страны на «коммуналку».
     А что говорят оппоненты? Один из главных аргументов: предлагаемый исполнительной властью механизм обращения за жилищной субсидией крайне забюрократизирован, и эту процедуру осилят все, кто действительно в ней нуждается. И они тоже правы. Как правы в том, что нельзя в соответствии с Конституцией принимать законы, ухудшающие положение граждан страны.
     Получается, что у всех своя правда. Чего ж тогда, казалось бы, копья ломать? Взять лучшее из обоих законопроектов, слить воедино, да и вся недолга. Но, как выясняется, нельзя скрестить ужа с ежом. Хотя компромисс искать нужно всегда. Но здесь дело в том, что переход на 100-процентную оплату услуг ЖКХ - не самое страшное, тем более что население и сегодня оплачивает их процентов на 90. Проблема в другом: оплачивать людям предлагается не полученные услуги, а «экономически обоснованные расходы» коммунальных предприятий. Между тем далеко не секрет, что до 30 процентов воды и 40 процентов тепла до потребителя просто не доходят, а теряются «в пути».
     Есть и еще один настораживающий момент. Сегодня нормативы потребления устанавливает правительство. Завтра (в случае принятия закона) это будет делать местная власть, то есть люди, которые руководят муниципальными коммунальными предприятиями. Стоит ли наделять их такими полномочиями и отдавать им на откуп «нормы выживания»? Не случится ли так, что формула «своя рука – владыка» сыграет злую шутку с затеваемой реформой, вызвав социальные протесты наших сограждан? На эти вопросы пока ни у кого нет ответа. Как нет ответа на вопрос о том, почему граждане, проживающие в неприватизированных квартирах, будут оплачивать одновременно и стоимость содержания жилья, и плату за наем. Согласно Гражданскому кодексу в плату за наем жилья уже входит его содержание, включая текущий и капитальный ремонт. Получается, речь идет об арендной плате за право имярека проживать в муниципальном фонде. Это уже не «идеология социального контракта», которую провозглашает государство, это правовой и нравственный беспредел!
     Главный вопрос, собственно, не в том, насколько реален переход на 100-процентную оплату услуг ЖКХ или нет. Сегодня нужно вести речь о перестройке самой системы предоставления коммунальных услуг, о внедрении методов тепло- и энергосбережения. Вот в девяти разных городах взялись за дело с нужной стороны, и в результате за счет экономии удалось сократить потребление тепла и воды на 30 процентов. Это, между прочим, миллионы рублей! Так что смысл реформы - в стимулировании более рационального использования жилищно-коммунальных услуг, а не просто в том, чтобы переложить оплату на плечи обычных граждан. Кстати, сам глава Госстроя Анвар Шамузафаров как-то признал, что 16 процентов российских семей регулярно задерживают коммунальные платежи, а от 3 до 5 процентов вовсе не платят за квартиру.
     Думается, любая попытка увеличить квартплату кратно увеличит число претендентов на субсидии. Стопроцентная оплата, по расчетам аналитиков, вынудит обратиться за помощью более 90 процентов населения страны. В этом случае расходы на «обслуживание» субсидий съедят все выгоды от полной оплаты жилищно-коммунальных услуг. Более того, сначала надо разобраться с тарифами за газ, электричество, свет и воду, так как существующие цены являются абсолютно необоснованными. К примеру, ревизия петербургского водоканала показала, что тарифы завышены на треть.
     Кстати, правительственная позиция выглядит странной, если вспомнить выступление нынешней весной в Госдуме в рамках «правительственного часа» министра экономического развития и торговли Германа Грефа. Помнится, он тогда говорил, что переход на 100-процентную оплату населением услуг ЖКХ невозможен и приведет к тому, что неплатежи охватят 50-60 процентов существующего фонда. Интересно, советовались ли с ним представители Госстроя?
     В этом смысле интересно, как относятся к реформе коммунальщики. Самые «продвинутые» считают, что реформа в таком виде вредна и для самих предприятий ЖКХ, потому что эта структура монополизирована и не стимулирована на сокращение издержек. Они понимают: от того, что мы переложим расходы на плечи населения, не улучшится качество и ассортимент услуг для населения, а главное, не решится основная проблема - снижение затрат и повышение конкурентности в этой сфере. Что же касается большинства, то им вообще не нужны никакие новации. ЖЭКам, ДЕЗам и прочим местным структурам привычнее по старинке выбивать деньги на «коммуналку» из бюджета. Настоящая же реформа предполагает их перевод на рыночные рельсы, прозрачность их действий для потребителя, который точно должен знать, за что он платит.
     И все же реформа ЖКХ нужна. Но нужна «реформа с человеческим лицом». Это главное. Чтобы ветеран, штурмовавший Берлин, военный, раненный в Чечне и намотавшийся по гарнизонам, сельский учитель, каждое утро в любую погоду идущий пешком за пару километров на занятия в школу, миллионы других людей верили: любые изменения сделают их жизнь лучше. Так что законодателям еще придется крепко подумать, прежде чем голосовать за тот или иной законопроект. Хотя бы потому, что 26 миллионов людей – это почти 20 миллионов потенциальных избирателей, которые в декабре следующего года вновь будут выбирать своих представителей в парламент…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker