на главную страницу

29 Октября 2002 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

Война с терроризмом: всерьез и надолго

Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».



Уже заявлено, что события в Москве – звено в цепи громких и кровавых акций последних месяцев, которые провели международные террористы: атака французского супертанкера у берегов Йемена, теракты на Филиппинах и в «туристическом рае» Бали... Событие в Москве - еще одно сражение в мировой террористической войне, которую до сих пор не все человечество признало, но которая тем не менее продолжается и уносит все новые и новые жизни. И без объединения усилий всего цивилизованного мира не факт, что оно в этой войне победит.

     
Истоки: «золотой миллиард» и «третий» мир

По некоторым данным, разрыв в уровне доходов между 20 процентами бедных и 20 процентами богатых в XIX веке составлял цифру в три раза, а сегодня он достиг цифры 86. В итоге современный мир напоминает пирамиду. На ее вершине – самая мощная в экономическом, военном и технологическом плане держава мира – США. Затем – группа высокоразвитых индустриальных государств, ниже – страны среднего уровня. Население всех этих стран, взятых вместе, составляет примерно одну десятую человечества, или так называемый «золотой миллиард». А внизу пирамиды – оставшиеся девять десятых человечества, или остальной, «третий» мир, где властвуют беспросветная нищета, жестокие авторитарные режимы и острейшие социальные проблемы. При этом значительную часть этого мира составляют мусульмане.
     Еще в начале 60-х годов «третий» мир, испытывая постоянную нужду, во многом не предполагал, как живут в благополучных странах. С началом эры информатизации – в первую очередь с приходом телевидения практически в каждый дом, в том числе и в государствах «третьего» мира, – ситуация изменилась. Бедные впервые увидели, что такое богатство и каков масштаб разрыва между ними и промышленно развитыми странами. В итоге именно в «третьем» мире появились или активизировались силы, которые до сих пор воспринимают существующую цивилизационную систему как социально несправедливую. А то и попросту отрицают всю современную цивилизацию в целом. При этом, не имея возможностей применять «законные» методы борьбы с формирующимся мировым порядком, они выбирают террор и объявляют войну всему человечеству.
     Теракты в США 11 сентября 2001 года, которые, как принято говорить, изменили мир, многое показали. Дотошные специалисты подсчитали, что только на нью-йоркском Манхэттене жертв было в два раза больше, чем вследствие удара Японии по Перл-Харбору, в течение одного часа гражданского населения погибло больше, чем за 150 войн, которые когда-либо вели США.
     Факты остаются фактами. Самое мощное государство мира, создавая высокотехнологичную систему ПРО территории страны, не смогло предотвратить нападение на символ своей военной мощи – Пентагон– средствами ПВО хотя бы времен второй мировой войны. Борясь с многомиллионной «осью зла», провозглашая целые государства «изгоями» и тратя на разведывательное сообщество десятки миллиардов долларов, оно оказалось неспособно предотвратить атаку даже нескольких сотен террористов. США, объявив зоной своих жизненных интересов весь мир, не смогли защитить граждан на своей собственной территории. Наконец, проектируя финансовую и информационную глобализацию, США не сумели или не захотели перекрыть финансовые потоки международного терроризмаи до сих пор проигрывают ему информационную войну.
     Показательно, что в Вашингтоне до сих пор не хотят признать, что эта трагедия – итог американской политики, направленной на гегемонию во всем мире, создание глобальной наднациональной системы принятия решений, нового мироустройства, при котором небольшая группа процветающих государств во главе с США богатеет за счет постоянной эксплуатации ресурсов более бедных стран. И пока эта политика, характеризующаяся при этом еще и насилием, применением прямой военной силы, будет продолжаться, США и поддерживающие их страны будут находиться под постоянным прицелом международного терроризма, а, возможно, и отдельных стран.
     
Россия первой начала борьбу с этим злом

     Наверное, о России здесь надо сказать отдельно. Наша страна первой начала и по сути до сентябрьских событий прошлого года в США в одиночку вела войну с международным терроризмом. И поэтому она же первой поддержала стремление Вашингтона и других государств покончить с ним. Но при этом политика США, частенько подменяющая борьбу с международным терроризмом стремлением решить собственные проблемные вопросы и попросту добиться определенных условий для реализации собственных интересов, порой не желает идти навстречу России.
     Победе над чумой XXI века, конечно, никогда не будут способствовать двойные стандарты, применяемые сегодня в сфере борьбы с терроризмом. Например, у США уже давно есть свой «черный список» международных террористических организаций и их лидеров. Входящие в него люди и организации не просто провозглашены «врагами Америки». С ними ведется борьба, за информацию об их местонахождении США выплачивают денежные вознаграждения, счета этих организаций и их членов замораживаются, а страны, замеченные в сотрудничестве с этими организациями или в какой-либо помощи им, автоматически заносятся в разряд «пособников терроризма» с соответствующими для себя последствиями.
     Однако те же чеченские боевики, которые, как неоднократно уже было доказано именно Россией, являются составной частью мирового террористического фронта, в этот список, возможно, попадут только из-за московских трагических событий. Пока же террористами и бандитами они являются для России, а на Западе их по-прежнему нередко представляют «повстанцами», «борцами за независимость Ичкерии», принимают в высоких начальственных кабинетах и оказывают поддержку, в том числе и финансовую. Известно, что так называемые «представительства», «культурные» и «информационные» центры «Чеченской Республики Ичкерии» до недавнего времени функционировали в сорока странах мира. Не являются секретом десятки случаев, когда, например, в Турции или странах Балтии чеченские боевики, не испытывая никаких затруднений и препятствий со стороны властей, лечились и отдыхали от боев с российскими военнослужащими.
     Совсем свежий пример – проведение Данией «всемирного чеченского конгресса», на который съехались и представители тех бандитов, которые трое суток держали в заложниках сотни мирных граждан, в том числе и иностранных. Россия не признает подобные Республике Ичкерии Басконию, Корсиканскую и Сицилийскую республики, многие другие «огосударствленные» образования, существующие в той или иной степени практически в каждой стране «золотого миллиарда» и периодически напоминающие о своих требованиях терактами и вооруженными столкновениями, и вправе требовать такого же отношения к себе.
     Тем не менее датские власти, зараженные вирусом фальшивой политкорректности, пошли на проведение в столице государства крупного и явного антироссийского мероприятия. Да еще в день траура в России по жертвам теракта в Театральном центре... И это не может не вызывать у россиян резко негативной реакции. МИД России в своем заявлении отметил, что позиция властей Дании, приютившей «пропагандистский штаб чеченских террористов и их пособников за рубежом» и выдавшей участникам «сборища» визы в ускоренном порядке, вызывает тем большее удивление, что эта страна в настоящее время председательствует в ЕС. И намерена, как не раз заявляли датские официальные лица, выстраивать с нашей страной «новые» отношения. Что ж, пока это у нее получается. Президент России Владимир Путин, как сообщается, отменит свое участие в саммите Евросоюз - Россия, который должен состояться 11 ноября в том же Копенгагене, и последующий официальный визит в Данию из-за нежелания властей страны запретить проведение в ее столице «чеченского конгресса». Надо ли говорить, что действия официального Копенгагена– по сути солидарность с террористами - отбрасывают не только сотрудничество России и ЕС, но и двусторонние российско-датские отношения назад.
     Отдельно следует отметить двойные стандарты относительно собственно стран, «с территорий которых действует международный терроризм». Как известно, США считают основой международного террора и опасности «ось зла», в которую входят страны, с которыми, например, у России исторически сложились весьма тесные и взаимовыгодные торговые связи. Официальный Вашингтон, объявив эти страны «угрозой миру» и фактически поставив сотрудничество с ними «вне закона», наносит серьезный удар по интересам Москвы. Типичный пример сегодня – ситуация вокруг Ирака.
     И в то же время Вашингтон долго не хотел принять во внимание угрозу России со стороны международных террористов, окопавшихся на территории сопредельной Грузии, имеющей «особые» в силу целого ряда причин отношения с США. Из этой же серии ситуация с исламским радикализмом и прямым, как опять же неоднократно доказывалось, его финансированием со стороны, скажем, Саудовской Аравии, являющейся стратегическим союзником США в регионе нефтеносного Персидского залива.
     
Религия мира и «исламские фронты»

     После терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне феномен «исламского терроризма» стал одной из центральных тем мировых СМИ. Мусульмане обижаются на это словосочетание, заявляя: «Ислам не имеет никакого отношения к террору, это религия мира». И с этим нельзя не согласиться. Ислам, как мусульманскую религию, следует четко отделить от исламистского террора, осуществляемого экстремистскими сектами и организациями, за которыми сплошь и рядом стоят не исламские факторы, а интересы либо антизападных, либо чисто космополитических сил, добивающихся удовлетворения своих корыстных интересов. Более того, те экстремистские формы, которые берутся за эталон исламского фундаментализма, и представляют главную угрозу истинному исламу. И примеров тому достаточно.
     Как известно, большинство экстремистских групп, выступающих под знаменем ислама, ведут свое происхождение от «Общества братьев-мусульман», которое основал в конце 1920-х годов в Египте школьный учитель Хасан аль-Банна. Возникнув как религиозная организация по «исправлению нравов» мусульман, «Братство» быстро превратилось в подобие политической партии с четкой идеологией. Бороться предлагалось при необходимости с оружием в руках. «Джихад - наш путь, смерть ради Аллаха - наше высшее стремление», - гласил девиз «Братства».
     В 1948 году отряды «Братьев-мусульман» приняли участие в Палестинской войне, а когда Египет наряду с другими арабскими странами потерпел в ней поражение, развернули террор против его «виновников». После убийства премьер-министра Египта Махмуда Нукраши правительство спохватилось: активисты «Братства» оказались в тюрьмах, а его лидер Хасан аль-Банна был застрелен агентами тайной полиции.
     Очередная смена кабинета в Египте позволила «братьям» вновь легализоваться. Они вступили в контакт с революционной организацией «Свободные офицеры», в 1952 г. свергнувшей короля Фарука. Однако вскоре новый режим обрушил на них еще более жестокие репрессии. Поводом к ним послужило покушение одного из членов «Братства» на жизнь президента Гамаля Абдель Насера. Организацию разгромили: нескольких ее лидеров казнили, тысячи активистов и рядовых членов оказались в тюрьмах и лагерях, а те, кому удалось избежать ареста, бежали за границу: в Саудовскую Аравию, в Сирию и Ливан, в Западную Европу...
     С начала 70-х годов уже при президенте Анваре Садате в Египте стали появляться экстремистские группы, избравшие террор главным методом борьбы. Они нападают на полицейские участки, устраивают взрывы в ночных клубах. В октябре 1981 г. сам президент Садат, «выпустивший джинна из бутылки», погибает под пулями боевиков из группы «Джихад». Террористы выполняют указ своего духовного лидера - слепого шейха Омаpa Абдель Рахмана, «приговорившего» Садата к смерти за подписание мира с Израилем.
     Похожий процесс происходит и в других уголках мусульманского мира. В арабских странах большинство экстремистских групп возникает на почве недовольства радикалов «излишней умеренностью» руководства местных «Братьев-мусульман». С начала 90-х годов на сцену выходит новое, еще более агрессивное движение. Его ядром становятся «арабские афганцы» - добровольцы, воевавшие против советских войск в Афганистане. В пакистанском Пешаваре в разгар войны в Афганистане создается «Бюро услуг» - организация, занявшаяся переправкой в Афганистан из арабских стран добровольцев «священной войны». Создателями «Бюро» были два человека - представитель палестинских «Братьев-мусульман» в Пешаваре Абдалла Аззам и ныне террорист номер один саудовский миллионер Усама бен Ладен.
     Отделения «Бюро» созданы во многих странах мира, включая Западную Европу и США. Считается, что в Афганистане прошли обучение около 10 тыс. моджахедов, большинство из которых были не афганцами, а выходцами из Саудовской Аравии, Алжира, Египта, Йемена, Пакистана, Судана и других мусульманских стран. В те годы, как известно, моджахеды пользовались активной поддержкой США. На их содержание и оснащение современным оружием ЦРУ тратило 500 млн. долл. в год.
     В 1988 г. бен Ладен создал в Афганистане новую организацию под названием «Аль-Каида», целью которой было распространение «джихада» на другие страны мира. К этому времени он отвернулся от своих покровителей и объявил Америку главным врагом мусульманского мира. США обвинили Усаму бен Ладена в организации диверсий против американских военных баз на территории Саудовской Аравии - в Эр-Рияде (ноябрь 1995 г.) и Дахране (июнь 1996 г.).
     В феврале 1998 г. бен Ладен объявил о создании «Всемирного исламского фронта борьбы против иудеев и крестоносцев», в который вошло несколько арабских и пакистанских террористических организаций. А в августе того же года произошли взрывы американских посольств в Кении и Танзании, в которых США обвинили бен Ладена.
     Примечательно, что созданный бен Ладеном «Исламский фронт» подвел «теоретическую базу» под убийство мирных жителей, в том числе женщин и детей: «Граждане демократических государств должны отвечать за действия своих правительств, так как они голосуют за своих лидеров, платят налоги». Мирных граждан можно рассматривать и как потенциальных солдат, и как «вовлеченных в военное время во вспомогательные виды деятельности» - работа в компьютерных системах и на линиях телефонной связи, обслуживание «экономики врага»...
     Характерная деталь «почерка» сторонников бен Ладена и ряда других экстремистских организаций, выступающих под знаменем ислама, - использование для проведения терактов боевиков-камикадзе. Фанатики уверены, что, погибая в «джихаде» вместе со своими жертвами, они прямым путем попадают в рай. Использование «смертников» придает борьбе с «исламским» терроризмом особую сложность, о чем свидетельствует опыт не только, например, Израиля, который борется с терроризмом уже добрых полвека, но и России в Чечне. С недавних пор этот опыт приобрели и США.
     
Условия успеха

     Госсекретарь США Колин Пауэлл, говоря о московских событиях, вновь призвал цивилизованный мир к «крестовому походу против международного терроризма». Однако непонятно, какой смысл вкладывается в слово «крестовый»: если речь идет о первоначальном его значении - о борьбе двух мировых религий, то новый вызов человечеству никогда не одолеть. Хотелось бы надеяться, что это лишь образное выражение, предусматривающее объединение усилий и политической воли всего цивилизованного мира. Тогда делать это надо не мешкая. Многие эксперты считают, что для начала следовало бы выполнить хотя бы два предельно конкретных условия.
     Во-первых, выработать и принять единые критерии оценки терроризма и его проявлений, сблизить антитеррористические законодательства, принять единые для всех заинтересованных государств правила проведения контртеррористических операций. Это помогло бы, в частности, избегать тех самых двойных стандартов, которые во многом и разрушают столь важный фактор в мировых делах вообще, как доверие.
     Во-вторых, как показывает практика (опыт США – разбомбили пол-Афганистана, но «Аль-Каида» действует, Усама бен Ладен неизвестно где, теракты продолжаются), международный терроризм практически неуязвим для современных методов ведения войны. Единоличные действиядаже такой страны, как США, не решат проблемы. Необходим единый и коллективный орган, способный оперативно уничтожать базы террористов и лагеря подготовки по всему миру. Существующие международные организации (в первую очередь НАТО, которая, собственно, и стремится теперь возглавить борьбу с терроризмом, для чего ей, правда, придется сильно реформироваться) вряд ли способны оперативно и эффективно реагировать на неожиданные вызовы в этой сфере. Значит, нужен принципиально новый международный механизм. Уже прозвучала идея о создании наднациональной системы, объединяющей антитеррористические силы многих государств, в состав которой могли бы входить управленческая, информационно-аналитическая, разведывательная, контрольно-финансовая, контрольно-пропагандистская и силовая структуры – соответствующим образом подготовленные и экипированные контртеррористические подразделения, способные в кратчайшие сроки прибыть в любой регион мира и эффективно выполнить задачу по ликвидации террористов. Однако вся эта международная антитеррористическая система должна быть создана под эгидой Совета Безопасности ООН.
     Конечно же, все эти действия предполагают в первую очередь теснейшее сотрудничество специальных служб – оперативное информирование, создание единого банка данных и единого же информационного пространства. Одной из главных же задач спецслужб должно стать раннее предупреждение и профилактика терроризма. Ведь любая, даже блестяще проведенная операция, например, по обезвреживанию террористов, захвативших заложников, стала следствием упущенных возможностей спецслужб по выявлению и свертыванию угрозы теракта еще на этапе его планирования.
     Но вместе с тем нужна широкая межгосударственная политика, включающая в себя не только оперативные и специальные меры, но и политические, экономические, финансовые, социальные и воспитательные меры. Военная же мощь в борьбе с терроризмом играет хоть и важную, но явно не первостепенную роль. Ведь идеологию не возьмут никакие бомбы, а точечные ракетные удары бесполезны против десятков миллионов потенциальных «смертников».
     

     

На снимке: они растут...



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker