на главную страницу

30 Октября 2002 года

Тема номера

Среда

Выдающийся военный реформатор

К 85-летию со дня рождения Маршала
Советского Союза Н.В. Огаркова

Генерал армии Махмут ГАРЕЕВ, доктор военных наук.



     Одному из выдающихся военачальников послевоенного периода Маршалу Советского Союза Н.В. Огаркову в этом году исполнилось бы 85 лет. Николай Васильевич Огарков родился 30 октября 1917 года в Тверской губернии. В 1937-м окончил энергетический рабфак и год спустя добровольно вступил в ряды Красной Армии. В 1941-м окончил Военно-инженерную академию имени В.В. Куйбышева. На протяжении всей Великой Отечественной войны Н.В. Огарков находился в действующей армии и прошел суровую боевую школу в самых, что называется, «низах», в самом пекле войны.
     Война застала его на строительстве укрепленного района у реки Ломжа в должности полкового инженера 1-го стрелкового полка 17-й стрелковой дивизии Западного фронта. Затем он стал полковым инженером в 289-й стрелковой дивизии и бригадным инженером 61-й морской стрелковой бригады Карельского фронта. В 1943-м работал в штабах инженерных войск, а в 1944-1945 годах, будучи дивизионным инженером 122-й стрелковой дивизии, участвовал в наступательных операциях 2-го и 3-го Украинских фронтов.
     На всех должностях Н.В. Огарков показал себя энергичным, инициативным, отважным офицером, умело осуществлявшим инженерное обеспечение боевых действий и форсирование крупных водных преград в ходе Балатонской оборонительной операции, Будапештской и Венской наступательных операций.
     После войны (1947 г.) Н.В. Огарков окончил оперативно-инженерный факультет Военно-инженерной академии. В 1947-1957 гг. находился на оперативной работе в общевойсковых штабах на Дальнем Востоке (начальник оперативного отдела штаба Главкомата на ДВ, затем в течение четырех лет - в штабе Приморского военного округа на должностях начальника оперативного отдела, заместителя, а позже начальника оперативного управления - заместителя начальника штаба округа).
     Хорошо сочетая аналитические способности, боевой опыт, инженерное образование и общевойсковую подготовку, он проявлял творческий подход при решении задач реорганизации и подготовки войск в первые послевоенные годы, показав себя необычайно талантливым оператором. В 1957 году Н.В. Огаркову было присвоено генеральское звание, и он был направлен на учебу в Академию Генерального штаба, где вместе с ним довелось учиться и мне - среди таких незаурядных и в последующем крупных военачальников, как Маршал Советского Союза В.Г. Куликов, генералы армии И.М. Третьяк, И.Н. Шкадов, генерал-полковники Х.М. Амбарян, В.А. Меримский, Д.А. Крутских, Е.С. Колибернов и другие.
     Этот набор в академию был назван жуковским, так как по приказу министра обороны Г.К. Жукова на учебу были зачислены в основном офицеры из войск - командиры и начальники штабов дивизий и лишь несколько человек из центрального аппарата Минобороны. Причем в том году впервые после войны был осуществлен прием слушателей в академию без вступительных экзаменов.
     Надо сказать, что учились в те годы самоотверженно и вдохновенно. Но особо выделялся Н.В. Огарков - своим пытливым умом, отменной памятью и способностью творчески воспринимать новые проблемы военного искусства.
     После войны это было самое молодое поколение генералов и офицеров, призванных, с одной стороны, умело использовать и передавать войскам опыт Великой Отечественной войны, а с другой - быть устремленными в будущее, осуществлять крупные преобразования в Вооруженных Силах. Именно этой плеяде надлежало возглавить революцию в военном деле в связи с появлением ракетно-ядерного оружия, радиоэлектроники и других новых средств вооруженной борьбы.
     В качестве урока для сегодняшнего дня замечу: прошедшие горнило Великой Отечественной командиры и офицеры штабов имели богатейший боевой опыт, доведенные до совершенства практические навыки по управлению войсками. Однако им недоставало систематизированных теоретических знаний по военно-политическим, военно-экономическим вопросам, боевому применению видов Вооруженных Сил и родов войск, на что и был сделан главный упор в процессе обучения. В известной степени это было оправданным. Но в последующие годы в военные академии стали приходить люди, не имевшие боевого опыта (в наше время - и опыта управления войсками, силами на учениях), а система обучения осталась по существу той же, что и в первые послевоенные годы. Разумеется, это отрицательно сказывалось и сказывается на уровне подготовки командно-штабных кадров.
     После окончания Академии Генерального штаба Н.В. Огаркова приглашали работать в Генштаб. Но он настойчиво добивался направления в войска и был назначен командиром 20-й стрелковой дивизии в Группу советских войск в Германии. В 1961-1965 гг. он работал начальником штаба Белорусского военного округа. В 1965-1968 гг. ему было доверено командовать войсками Приволжского военного округа. На всех этих должностях Николай Васильевич показал себя с наилучшей стороны и после приобретения солидного командного опыта был назначен на должность первого заместителя начальника Генерального штаба.
     Начальник Генерального штаба В.Г. Куликов, характеризуя Н.В. Огаркова на этой должности, отмечал: «...Высокая оперативная подготовка и большой опыт работы в войсках позволяют тов. Огаркову Н.В. со знанием дела решать вопросы по совершенствованию Вооруженных Сил, оснащению их новейшей техникой и повышению боевой готовности. Имеет достаточную силу воли и настойчивость в проведении решений в жизнь. Умеет работать целеустремленно и оперативно, обладает чувством нового».
     В 1977 году Н.В. Огарков занял очень важный и ответственный пост начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР и проработал на этой должности семь лет.
     Обычно, когда заходит речь об исторической личности такого масштаба, ссылаются на соответствующие отзывы тех или иных авторитетных людей. Или же упор делается на то, каким вежливым и хорошим в обращении с людьми был этот человек. Разумеется, наличие таких качеств украшает любого руководителя. Вот и Николай Васильевич обладал на редкость тактичным, спокойным и выдержанным характером. Другое дело, что истории известны и такие руководители Генштаба, которые, не единожды занимая эту должность и будучи очень милыми людьми, не подготовились надлежащим образом к войне. Следовательно, о любом руководителе, в том числе и о начальнике Генштаба, можно объективно судить только по его делам, а именно по тому, что реально удалось сделать для повышения боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил и системы стратегического управления войсками (силами).
     Если исходить из таких позиций, то Н.В. Огаркову прежде всего удалось в максимальной степени приблизить Генштаб к той ступени функционального совершенства, когда он действительно становится «мозгом армии». Будучи по натуре своей новатором, реформатором, Николай Васильевич еще на должностях начальника штаба, командующего войсками округа провел ряд опытных учений с целью практической проработки вопросов совершенствования оргструктуры, методов работы командования и штабов оперативно-стратегического, а также оперативного звена.
     Став начальником Генерального штаба, Н.В. Огарков инициировал крупные преобразования в стратегическом звене управления. Он считал, что в условиях, когда стратегические задачи решаются совместными усилиями различных видов Вооруженных Сил и планирование операции осуществляется не по видам ВС, а по совместно решаемым стратегическим задачам, Генштаб и главкоматы видов ВС должны представлять собой не различные инстанции, а выступать как единый орган стратегического управления Вооруженными Силами под руководством Ставки ВГК.
     Эта идея с учетом геополитической специфики в последнее время реализуется в США - путем максимальной интеграции видов ВС, сглаживания межвидовой обособленности и создания реально единых вооруженных сил (без «видового эгоизма»). На ТВД она находит выражение в создании постоянных межвидовых оперативных объединений.
     По идее Н.В. Огаркова, по отношению к военным округам, флотам и другим подчиненным войскам Генштаб должен не только выступать как вышестоящий орган, но и питать их новыми военными идеями, влиять на войска и флоты не только командно-административными методами, но и прежде всего своими авторитетом и профессионализмом.
     Самым большим недостатком в работе нашего Генштаба в некоторые периоды было то, что он в значительной мере работал на себя, а не в интересах подчиненных войск. На первый план были выдвинуты функции сбора различных сведений и составления справок, а не организаторская работа по проведению в жизнь принятых решений и поставленных войскам задач. Поэтому при реорганизации Генштаба Н.В. Огарков стремился уточнить функциональные обязанности и оргструктуру также и внутри управлений, направлений и отделов.
     Важной инициативой Н.В. Огаркова было объединение ВВС и ПВО. В некоторых кругах эта тема и сегодня вызывает различного рода нарекания, суть принятых в то время решений нередко искажается, поэтому нелишне, видимо, еще раз напомнить, из каких соображений тогда исходили.
     Поскольку в современных условиях потенциальными противниками особое значение в начале войны придается проведению воздушных операций и без них наступление сухопутных войск в некоторых армиях не мыслится, в общей системе вооруженной борьбы решающее значение приобретают активные согласованные действия всех видов Вооруженных Сил по разгрому средств воздушного нападения противника. С учетом того, что эта задача становится главной и составляет основное содержание всех видов операций, она не может возлагаться только на Войска ПВО. Это обстоятельство должно было найти отражение и в новой оргструктуре Вооруженных Сил.
     Именно поэтому предлагалось, чтобы общевойсковые органы управления стратегического и оперативного звеньев имели в своем непосредственном подчинении средства воздушно-космической обороны и осуществляли разгром воздушного противника с привлечением всех имеющихся сил и средств, а не только Войск ПВО. С ПВО происходит та же трансформация, как в свое время с ПТО (противотанковой обороной), когда она из отдельного вида боевой деятельности превратилась в основную суть общевойсковых боя и операции. Преобразование нужно не потому, что недооценивается ПВО, а потому, что она приобретает чрезвычайно важное, доминирующее значение.
     Намеченные Огарковым реформы системы ВВС-ПВО в последующем были пересмотрены, но не потому, что, как иногда говорят, они не оправдали себя. Просто они саботировались некоторыми должностными лицами ВПК и Главкомата ПВО и не проводились в жизнь, исходя из узковедомственных интересов.
     Никакая самая совершенная оргструктура сама по себе не сработает, если она настойчиво не внедряется и последовательно не отлаживается. В конце концов сама реальность в последние годы вновь потребовала создания единой системы ВВС и ПВО, которая существует во всех ведущих армиях мира и которую нужно осваивать и совершенствовать с учетом современных требований.
     Один из авторов (НВО № 37-2002) даже ослабление системы ПВО в последнее время связывает с новой оргструктурой. Но если армия в целом сокращается, вооружение стареет, а новая техника не поступает, - эти проблемы будут возникать при любой оргструктуре.
     Одна из больших заслуг маршала Огаркова - это воссоздание и дальнейшее развитие форм и методов оперативной подготовки. Как известно, после ухода с должности министра обороны Г.К. Жукова в методике проведения оперативных учений был допущен большой откат назад. Некоторые заслуженные командующие войсками округов, флотов, не говоря уже о главкомах видов Вооруженных Сил, всячески противились проведению учений под руководством старших начальников. Они добивались, например, того, чтобы фронтовые учения проводили сами командующие войсками округов по собственным разработкам, заранее зная обстановку в своих войсках и войсках противника, что, естественно, снижало их эффективность. Трудно было объяснить, почему командир батальона или полка должны систематически тренироваться в управлении войсками в боевой обстановке, а для командующего фронтом или должностных лиц главкоматов видов ВС, Генштаба, имеющих более сложные обязанности, этого не нужно.
     В.Г. Куликов, Н.В. Огарков, С.Ф. Ахромеев, В.И. Варенников добились перелома в этом деле: была возобновлена практика проведения полноценных учений с органами управления оперативно-стратегического и оперативного звеньев. Многие учения приобрели исследовательский характер, где проверялись и прорабатывались новые проблемные вопросы стратегии и оперативного искусства. Особенно поучительными были учения «Запад-81», «Восток-84», «Дозор-86», «Осень-88» и другие. Можно без преувеличения сказать, что это был период наибольшего подъема и расцвета методики оперативной подготовки.
     В последующем с учетом печального опыта 1941 года было признано необходимым, чтобы и Генштаб совместно с главными штабами видов ВС систематически и в полном объеме тренировались в выполнении своих обязанностей. В связи с этим органы, занимающиеся оперативной подготовкой, пришлось вывести из состава Главного оперативного управления, оперативных управлений штабов видов Вооруженных Сил и подчинить их непосредственно начальникам Генштаба и штабов ВС. В противном случае основные управления Генштаба, главные штабы видов ВС, действуя на учениях и тренировках по своим разработкам, с открытыми картами, полноценной учебы иметь не могли. Все это понимают, однако как в прошлом, так и теперь мало кому хочется попадать в положение обучаемого. За что на войне всегда приходится тяжело расплачиваться.
     Н.В. Огарков впервые в послевоенные годы остро высказался о проблеме более экономного и эффективного обеспечения обороноспособности страны. В частности, он категорически выступил против «закапывания в землю» больших средств по линии гражданской обороны, а также форсирования строительства авианосцев. Да, авианосцы были нужны, но при непомерных оборонных расходах в стране, при наличии других более острых потребностей хотя бы временно от чего-то надо было отказываться. У Генштаба того периода было много и других начинаний, которые далеко не всех устраивали.
     Наконец, маршал Огарков, будучи человеком принципиальным, на заседании Политбюро мужественно выступил против ввода советских войск в Афганистан, что вызвало болезненную реакцию некоторых руководителей. Хотя жизнь в последующем подтвердила его правоту.
     Все это порождало не только приверженцев, единомышленников, но и скрытых и явных врагов, особенно в ВПК и среди связанных с ним работников ЦК КПСС. А также в некоторых видах Вооруженных Сил. У нас ведь обычно все за «решительные и радикальные реформы», пока какой-нибудь вопрос не коснется его ведомства.
     С праведливости ради следует сказать, что не все новации Н.В. Огаркова были убедительными и жизненными. Так, увлеченный идеей подготовки к глобальной войне, он настоял на создании главкоматов на важнейших стратегических направлениях. На их создание, обустройство, строительство пунктов управления были израсходованы большие средства, хотя, казалось, было ясно, что их нельзя превращать в еще одно промежуточное звено стратегического управления Вооруженными Силами. Оперативность управления от этого только снижалась. Главкоматы направлений могли быть эффективны только при использовании их как составной части Ставки ВГК или, иначе говоря, как представителей Ставки на ТВД. Только в отличие от прошлой войны на более совершенной основе - со своими пунктами и средствами управления, заранее подготовленными и слаженными оперативными группами.
     Кстати, несостоятельны и попытки некоторых авторов последнего времени сравнивать американские главкоматы на ТВД (которые по своим полномочиям, организации, управленческим и снабженческим функциям больше напоминали наши фронты) с советскими главкоматами стратегических направлений 1941-1942 годов, представлявшими собой наспех собранные оперативные группы, не имевшие даже необходимых средств управления.
     Нежизнеспособной оказалась и попытка формирования подразделений по годам службы. Это усложнило комплектование, поддержание боевой готовности войск, но проблему неуставных взаимоотношений все равно не решило. Ибо в любой армии ненормальные отношения бывают как среди молодых, так и среди старослужащих солдат и сержантов. Мало что изменит в этом смысле и переход на контрактную службу, ибо такие явления, как «дедовщина», можно изжить лишь вместе с обществом и в общей системе укрепления дисциплины в силовых ведомствах.
     Обо всем этом приходится говорить не ради упрека, а для того, чтобы в свете сегодняшних проблем еще раз уяснить, что реформы, исходящие из жизненной потребности, рано или поздно пробивают себе дорогу даже вопреки сопротивлению. А то, что просто надуманно, - не прививается.
     Н.В. Огарков возглавлял Генштаб в сложное переломное время, когда в связи с достигнутым нами стратегическим паритетом потенциальные противники начали отходить от установок на глобальную ядерную войну и делать ставку на то, чтобы теснить социалистический лагерь путем развязывания локальных войн, конфликтов, подрывных действий изнутри.
     В связи с этим и в советском военном строительстве многое надо было менять. Н.В. Огарков одним из первых в мире сделал вывод, что всеобщую ядерную войну невозможно выиграть. Но его начинания в ряде случаев не нашли поддержки. В руководящих политических и военных кругах слишком много еще было людей, которые полагали, что ничего не надо менять, лучше все оставить как есть.
     В 1984 году Николай Васильевич был освобожден от обязанностей начальника Генштаба и назначен главнокомандующим войсками Западного направления. И на этой должности (а впоследствии - и в качестве председателя Комитета ветеранов войны и труда) он также увлеченно и самоотверженно работал. Скончался Н.В. Огарков в 1994 году после тяжелой болезни и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
     ...Как тогда, так и в наши дни у Генштаба немало недоброжелателей. Во времена Огаркова чаще всего они действовали путем разного рода интриг. Теперь в ход пущены заказные статьи, телепередачи и другие столь же неприглядные формы борьбы. Публиковались статьи и за рубежом, где противопоставлялись друг другу министр обороны и начальник Генштаба. Ультралибералами даже поставлен вопрос: «Нужен ли России Генштаб?» Это из серии вопросов: «Нужна ли человеку голова на плечах?» Обычно после большой войны ставился вопрос о ликвидации генштабов побежденных стран, а тут то же самое хотят сделать (или по крайней мере попытаться его дискредитировать) с Генштабом победившей армии, который внес огромный вклад в разгром фашизма во второй мировой войне. Зная, откуда дуют ветры, можно быть спокойными, отчетливо понимая, что чем лучше и эффективнее будет Генштаб работать, тем большим нападкам будет подвергаться с этой стороны.
     Справедливости ради отметим, что в адрес Генштаба были нарекания и в самих Вооруженных Силах. Все дело в том, что Генштаб, и прежде всего Главное оперативное управление, призваны отстаивать общие интересы Вооруженных Сил, преодолевая внутриведомственные настроения в видах ВС и различных службах. Призваны следить за тем, чтобы, как говорил Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов, «самым главным приоритетом во всей системе военного строительства были оперативно-стратегические интересы». Данное обстоятельство не всегда воспринималось с пониманием, в том числе из-за недооценки методов убеждения людей в рациональности тех или иных решений и проводимых мероприятий.
     Все это и раньше вызывало и впредь будет вызывать чье-то недовольство, тем более в наше время при крайне ограниченных ресурсах всем угодить невозможно. Признаем и тот очевидный факт, что российский Генштаб как мозг армии на протяжении своей многолетней истории не только выдвигал много блестящих идей, но и прошел мимо, похоронил немало ценных предложений и мыслей. Бытует и сегодня мнение, что перспективные разработки тех или иных научных учреждений в Генштабе не востребованы. Но это уж зависит как от тех, кто новые идеи выдвигает, так и от тех, кто и как их воспринимает.
     Для того, чтобы преодолеть все негативные моменты и дальше совершенствовать деятельность Генерального штаба, главных штабов видов Вооруженных Сил, штабов округов и флотов, их работа должна носить безусловно более творческий характер. И они должны ближе стоять к запросам и нуждам войск (сил). Повышению эффективности деятельности органов управления в современных условиях может способствовать творческое использование опыта работы предшественников, особенно таких корифеев штабной службы, как Маршал Советского Союза Николай Васильевич Огарков. Это придаст творческий запал всей жизни и деятельности Вооруженных Сил, будет способствовать осознанному и заинтересованному восприятию реформ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker