на главную страницу

30 Октября 2002 года

Пульс планеты

Среда

Военное сотрудничество на духовной основе

Полковник Валерий РЕМАРЧУК, заместитель председателя Комитета руководителей органов по работе с личным составом (воспитательной работе) министерств обороны государств - участников СНГ.



В деле укрепления национальной безопасности стран Содружества, расширения их совместной борьбы с международным терроризмом особое внимание уделяется развитию духовных основ военного сотрудничества, а также обеспечению социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. И здесь многое зависит от согласованной работы органов по работе с личным составом (воспитательной работы) министерств обороны государств - участников СНГ.

     Важнейшим документом, формирующим механизм взаимодействия органов по работе с личным составом, являются Основы координации деятельности органов по работе с личным составом министерств обороны государств - участников СНГ, которые утверждены решением Совета министров обороны от 29 октября 1996 года. Оно подписано министрами обороны восьми государств, за исключением глав военных ведомств Молдовы, Туркменистана, Узбекистана и Украины. Впрочем, это не закрывает для этих стран дорогу к сотрудничеству. Они, кстати, уже проявляют заинтересованность в проведении ряда совместных мероприятий.
     Советом министров обороны утверждены также основные направления координации сотрудничества органов по работе с личным составом министерств обороны государств - участников СНГ, в которых максимально учтены предложения военных ведомств и взаимные интересы. Для непосредственной же координации этой деятельности по инициативе Министерства обороны РФ и Штаба по координации военного сотрудничества (ШКВС) решением Совета министров обороны государств - участников СНГ от 30 января 1998 года был создан Комитет руководителей органов по работе с личным составом (воспитательной работы) министерств обороны стран Содружества. Членами комитета являются руководители органов по работе с личным составом или воспитательной работы министерств обороны и начальник направления социально-правовой работы и по связям с государственными органами и общественными организациями ШКВС СНГ.
     В работе органов воспитательной работы армий Содружества появилось больше доверия, стремления объединенными усилиями решать самые важные проблемы в сфере воспитания и социальной защиты военнослужащих. Если раньше при планировании и проведении совместных оперативных мероприятий в их подготовке принимали участие, как правило, только штабы, то сейчас на всех участках работы подключаются и армейские воспитатели. Опыт подобного взаимодействия есть у воспитательных структур вооруженных сил России, Армении, Белоруссии, Таджикистана, Казахстана и ряда других стран СНГ. Идет активный обмен опытом организации воспитательной работы с личным составом и морально-психологической подготовки войск. Это направление представляется одним из наиболее перспективных, требует дальнейшего развития и углубления.
     Удалось расширить информационную базу министерств обороны государств – участников СНГ за счет подписания в 2002 году главами правительств государств Содружества Соглашения об информационном обеспечении военного сотрудничества государств Содружества. Заслуживают внимания методические рекомендации по морально-психологическому обеспечению деятельности Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ. Они были апробированы на практике в Таджикистане и после утверждения на заседании комитета стали согласованными в рамках Содружества основами морально-психологической подготовки персонала миротворческих сил.
     Неплохие результаты достигнуты также в совместной организации культурно-досуговой работы. Подписано немало двусторонних соглашений в военной сфере, затрагивающих армейскую культуру. Прежде всего соглашения между Россией, Белоруссией, Украиной, Таджикистаном. Продолжается обмен культурными программами, в том числе в рамках дней национальной культуры стран СНГ. Доброй традицией, настоящей демонстрацией достижений армейских самодеятельных исполнителей и коллективов стал ежегодно проводимый Московский международный фестиваль армейской песни «Виват, Победа!»
     Важнейшим направлением в деятельности как самого комитета, так и органов по работе с личным составом министерств обороны государств - участников СНГ является обеспечение социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Должная забота об этой категории граждан имеет особое значение для нормализации социально-политической стабильности государств Содружества и их вооруженных сил.
     Одним из убедительных результатов сотрудничества органов по работе с личным составом (воспитательной работы) министерств обороны государств - участников СНГ стало то, что в Содружестве нет другой более защищенной на межгосударственном уровне социальной группы граждан, чем военнослужащие, лица, уволенные с военной службы, и члены их семей. Для них удалось создать пусть пока еще несовершенную и не всегда в полном объеме реализуемую, но реально действующую систему социальных и правовых гарантий, основными элементами которой являются:
     право на перевод в другое государство СНГ для прохождения военной службы с сохранением правового положения военнослужащего и на свободный выбор при увольнении гражданства и постоянного места жительства на всей территории Содружества;
     гарантированное пенсионное обеспечение с признанием всеми странами СНГ льгот по выслуге лет, установленных в том государстве, где гражданин состоял на военной службе;
     правовое урегулирование проблем жилищного обеспечения указанных категорий граждан при их переезде на постоянное место жительства из одного в другое государство Содружества;
     определение взаимных обязательств наших стран по реализации прав и социальных гарантий, установленных для участников Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним (а это около 10 межгосударственных и межправительственных соглашений).
     Такое положение сложилось после принятия более 30 межгосударственных соглашений по вопросам социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также других категорий граждан, имевших отношение к вооруженным силам.
     Тем не менее, анализируя ситуацию, которая сложилась с состоянием социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в СНГ, можно отметить и наличие существенных проблем. Так, в составе Содружества нет государства, которое в полной мере выполнило бы взятые на себя обязательства по обеспечению социальной и правовой защищенности военнослужащих и их семей. Кроме того, содержание имеющихся международных договоренностей в рамках СНГ не исчерпывает всего комплекса имеющихся проблем социальной защиты названных категорий граждан. Ситуацию усугубляет отсутствие механизма реализации соглашений и воздействия на те социальные институты, которые виновны в их неисполнении. Также крайне негативно сказывается несогласованность государственных, ведомственных и региональных программ в методологии, принципах, координации работы, их инвестировании, финансировании и т.д.
     Таким образом, взаимодействие государств Содружества в гуманитарной сфере подтверждает необходимость и возможность формирования согласованных духовных основ военного сотрудничества стран СНГ. Большое значение в решении проблем воспитательной работы, а также обеспечения социально-правовой защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей отводится и нынешнему заседанию Комитета руководителей органов по работе с личным составом (воспитательной работы) министерств обороны государств Содружества (на снимке). Его проведение в очередной раз свидетельствует о том, что вышеупомянутые проблемы остаются крайне актуальны для армий СНГ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker