на главную страницу

2 Ноября 2002 года

Планета людей

Суббота

Ядерные подозрения на фоне потепления

Сергей СУМБАЕВ.



     Ситуация на Корейском полуострове в последнее время вроде бы начинала налаживаться. В первую очередь, конечно, прогресс наметился в отношениях между двумя Кореями. Совместные встречи, торжественное открытие границы – все это должно было знаменовать некий перелом в пятидесятилетнем противостоянии. Тем не менее в начале октября Вашингтон объявил, что в ходе визита в Пхеньян американского спецпосланника Джеймса Келли северокорейские официальные лица признали, что в нарушение американо-северокорейского рамочного соглашения 1994 года КНДР продолжала осуществлять свою ядерную программу, в том числе по обогащению урана. Старший заместитель госсекретаря США Джон Болтон, побывавший в Москве в октябре, сообщил, что передал российской стороне конфиденциальные материалы, доказывающие, что Пхеньян продолжает программу обогащения урана.
     С этого начался новый виток обострения отношений между США и Кореей. Причем начался он как раз в тот момент, когда КНДР начинает выходить из самоизоляции, пытается наладить отношения с другими странами региона, в частности с Японией.
     США, кстати, выступили не в одиночку. Своим союзникам в Японии и Южной Корее официальный Вашингтон уже «выкрутил руки», заставив принять в ходе саммита АТЭС в Лос-Кабосе трехстороннее заявление, согласно которому ядерная программа КНДР считается доказанной. К этому же хотели склонить и Китай, но глава этой страны Цзян Цзэминь со свойственной ему осторожной практичностью просто подчеркнул важность мирного урегулирования проблемы.
     По вопросу «ядерного подозрения», поднятому США, посол КНДР в России Пак Ы Чун провел пресс-конференцию. Посол напомнил, что согласно рамочному американо-северокорейскому соглашению от 1994 года США обязались до 2003 года поставить КНДР оборудование для атомной электростанции с легководным реактором, в обмен Корея согласилась заморозить строительство реактора с графитовым замедлителем (пригодным для производства оружейного плутония). «Однако, - заявил посол, - процесс поставки легководного реактора остается всего лишь в состоянии рытья котлована для фундамента, хотя уже прошло целых восемь лет с того момента, когда мы в рамках выполнения соглашения заморозили ядерные сооружения».
     Далее в соглашении говорилось, что стороны идут на урегулирование политических и экономических отношений. Но, по словам посла, «в течение этих восьми лет непрерывно продолжались враждебная политика по отношению к КНДР и экономические санкции со стороны США, которые ныне дошли до того, что нас отнесли к «оси зла». Кроме того, дипломат выразил недоумение в связи с тем, что вместо официальных гарантий со стороны США о неприменении ядерного оружия в отношении КНДР Вашингтон включил страну в список объектов превентивного ядерного удара. Корейской стороне непонятно и отношение США к вопросу инспекций. Пак Ы Чун сказал, что они обязались принять ядерные инспекции только после полного осуществления поставки неядерного оборудования, в том числе турбин и генератора, легководного реактора. «Однако США проявляют одностороннюю логику, по их мнению, уже сегодня, когда готов только котлован для фундамента, нам надлежит принять ядерные инспекции», - заметил посол. Когда же КНДР отказывается от этого, поскольку в котловане смотреть нечего, то это расценивается как нарушение Пхеньяном соглашений и сокрытие важной информации.
     Подозрения Белого дома для КНДР уже стали привычными. Однако включение ее в «ось зла» и в список объектов превентивного ядерного удара было расценено КНДР как объявление войны. Посол заявил, что если американцы «считали, что мы будем сидеть сложа руки, то нет более наивного и простого мышления». Спецпосланнику США было заявлено, что перед лицом нарастающей ядерной угрозы со стороны США нам положено иметь не только ядерное, но и более мощное оружие с целью защиты своего суверенитета и права на выживание.
     Послом также было заявлено, что вопрос можно решить за столом переговоров, если США выполнят три условия: признают суверенитет КНДР, подпишут документ о ненападении и не будут создавать препятствия на пути экономического развития страны. «В деле устранения серьезной ситуации на Корейском полуострове мы считаем, что заключение договора о ненападении между КНДР и США является рациональным и реалистичным путем решения ядерного вопроса», - было сказано послом.
     На этом фоне КНДР подвергается военным угрозам «обычного» характера со стороны США. Так, на днях Пхеньян обвинил США в активизации воздушной разведывательной деятельности в отношении КНДР. Как сообщается, в октябре американская военная авиация совершила свыше 200 шпионских полетов вдоль границы республики. Для ведения глубинной разведки «важных объектов» страны задействованы различные типы самолетов, в том числе У-2, способные летать на больших высотах. Регулярные патрульные полеты вдоль побережья КНДР вблизи демаркационной линии также осуществлялись самолетами RC-135 и Е-3, оборудованными электронной системой разведки АВАКС, утверждает Пхеньян.
     На снимке: КНДР готова защищать свой суверенитет.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker