Телефонный звонок раздался ранним утром. “Подъезжай часикам к десяти в клуб, - услышал знакомый голос подполковника Олега Иванова. - Кое-что увидишь, думаю, тебе интересно будет”. Не помню точно, был ли тогда Иванов старшим тренером ЦСК ВМФ по академической гребле или уже главным тренером Вооруженных Сил, да это и неважно сейчас.
Ту картину живо представляю и по сей день, словно все случилось вчера. Небольшой тренировочный бассейн. В него, как в накопитель в аэропортах, набилось десятка три парней, каждый под два метра, косая сажень в плечах. В их окружении, скажу честно, я чувствовал себя карликом. Одни сидели в лодке, неловко орудуя веслами, дабы удержать равновесие и не опрокинуться в воду. Остальные с явным испугом в глазах ожидали своей очереди. Тут-то и вспомнилось об идее, которой как-то поделился Иванов.
- Давно одна мыслишка засела в наших с Михаилом Рожковым головах, - издалека начал Олег Васильевич. - Что если объездить все флоты, поискать среди личного состава кораблей или береговых подразделений, морских пехотинцев матросов-срочников с такими физическими данными, которые отвечают нашей модели гребца будущего? Могучих, поджарых, высокорослых, тех, кого в народе с уважением амбалами называют. Собрать их в ЦСК ВМФ и готовить по качественно новой методике. И не имеет значения, сидели ли они прежде в «скифе» или нет. Лучше даже, если ребята эту лодку никогда раньше не видели. Переучивать не надо.
Я не раз приезжал в ЦСК ВМФ или летний лагерь флотских гребцов в подмосковном Аксакове и наблюдал, как десятки раз за занятие новички проходили полкилометра в заданном высочайшем темпе или ускорялись по одной минуте на пределе своих возможностей. Но особенно интересно было видеть, как юношей, рассаженных не в классические экипажи - четверки или двойки, а в нестандартные - тройками, шестерками, десятками, цепляли тросом за катер, и он разгонял их до 30 км/час. При том что предельная скорость той же восьмерки - 25.
Через год-другой они «полетели», выигрывая регаты самого высокого уровня. Назову лишь некоторых из экспериментальной группы: олимпийские призеры Василий Якуша, Виктор Переверзев, знаменитое трио братьев Кинякиных, причем один из них, Сергей, - четырехкратный чемпион мира…
Отчего я вспомнил всю эту историю? Да просто обидно стало, что столь богатый опыт, творчески ожививший тренировочный процесс, привнесший в него свежую струю, практически никто из сегодняшних наших специалистов не использует. Зато по методике Иванова-Рожкова успешно работают многие зарубежные тренеры, например румынские. Наша же гребная флотилия, накрытая мощной волной проблем и организационных неурядиц, резко сбавила ход, сбилась с некогда победного курса. В неофициальном командном зачете мы сейчас прозябаем в середине второго десятка, хотя еще недавно, как в строю, рассчитывались только на первый-второй. За весь постсоветский период российские мастера парного и распашного весла завоевали всего одну золотую медаль на чемпионате мира-98 (Ирина Федотова из ЦСК ВМФ на одиночке). Их меткость в олимпийском Сиднее ограничилась одним попаданием в “бронзу” из 42 возможных (всего разыгрывается 14 комплектов наград). На мировом первенстве-2002 (сентябрь, Севилья) тоже было не густо: серебро женской двойки парной (И. Федотова - прапорщик Лариса Мерк из ЛВО), и все. Как все сложится в Афинах, неизвестно. Впрочем, в столицу Греции еще надо пробиться, пропуск - лицензия. Их число ограничено, и завоевать заветные путевки можно лишь успешным выступлением в следующем году в Люцернской регате или на чемпионате мира в Милане.
Что случилось, отчего наши лодки утратили скорость, с которой столько лет, с Игр-52 в Хельсинки, неслись к золотым финишам? За ответом отправляюсь в аппарат полномочного представителя Президента России в Сибирском федеральном округе, где советником трудится заслуженный мастер спорта подполковник запаса Александр Мартышкин, гребец от Бога, мотор экипажа, как его называли, в четверке ли он выступал либо в восьмерке. Любопытно, что и сам полномочный представитель Леонид Драчевский тоже гребец-“академик”. Он неоднократный чемпион и заслуженный тренер СССР, несколько лет работал главным тренером сборной, входил и в руководящие органы ФИСА (Международной федерации).
- Даже не знаю, с чего начать, - Александр Георгиевич задумался. - Недавно мы с Леонидом Вадимовичем были гостями гребного марафона в Санкт-Петербурге. Собрались с ветеранами, многие давно не видели друг друга, а за столом вместо того чтобы по-русски радоваться встрече, только и разговоры о судьбе нашего спорта. Раньше на Малой Невке или в Крылатском что ни регата, так праздник. Флотский оркестр в парадной форме, трибуны - битком, каждый заезд - острейшая борьба. Приедешь в Севастополь, картина та же - Графская пристань гудит, красивейшие гонки на ялах, шлюпках, еще каких-то посудинах. Морякам в радость, да и хорошее подспорье в службе, а специалистам - пожалуйста, ищи таланты. Все это давало толчок развитию нашего спорта, привлекало новых людей, подпитывало свежими силами. Сейчас приходишь на состязания, тот же чемпионат России - все серо, буднично. Душевный подъем, с которым работали на местах, исчез. Интерес резко упал. В Москве вместо еще недавних десяти тысяч занимающихся греблей сейчас с ветеранами всего 700 человек. Со всем проблема - с резервами, условиями для тренировок, инвентарем.
- И во флотских клубах положение такое же?
- К сожалению. Саша Кулагин - нет, сейчас уже Александр Викторович, подполковник, главный в армии гребной тренер, недавно с горечью рассказывал мне, как начисто свернули “академию” на Черноморском и Тихоокеанском флотах. С Балтики, в Калининграде, ее почему-то вытеснил парус, хотя раньше если он там и белел, то действительно одинокий, а гребля развивалась по-настоящему. Не лучше и в округах. Правда, молодцы самарские летчики, они оборудовали в протоках Волги канал и энергично взялись за наш спорт.
- Это верно, что вот уже пять лет кряду не проводится чемпионат Вооруженных Сил. Такое раньше невозможно было представить. На скольких я сам побывал…
- Чистая правда. Вы с берега наблюдали, а я сам участник скольких! Одна из прозаических причин - не на чем гоняться. Я думал, что ослышался, когда Кулагин поведал, что за последние почти полтора десятка лет в армии не приобретено ни одной новой лодки!.. Раньше, для проформы, хоть требовали заявки, которые все равно не удовлетворялись, а сейчас у Кулагина их вобще не спрашивают... Большинство судов чуть ли не двадцатилетней давности, латаны-перелатаны, пока довезешь на машине к месту соревнований, разрушаются от дорожной тряски. Слава богу, что можно взять в аренду или на прокат, но это же не дело. Мне не верят, когда я говорю, что в свое время в СДЮШОР ЦСК ВМФ больше ста скифов было, во всяком случае никто из ребят не жаловался, что не на чем выступать. А теперь сравните: наши основные соперники за рубежом, не считаясь с расходами, обновляют свой лодочный парк через два года, ведь при нынешних нагрузках лодка больше не выдерживает, теряет ходовые качества и т.д. Хорошо, что еще сборную кое-как снабжают, да и то от Олимпиады до Олимпиады. Меня давно такой вопрос мучает: куда подевалось оборудование на гребном канале в Крылатском, ведь при его строительстве предполагалось если не открыть соответствующее производство, то хотя бы организовать качественный ремонт?
- Эдак вы от флотских проблем перешли к анализу гребного хозяйства в целом.
- А беды общие. И не всегда нехватка денег, на которую привычно списывают все подряд, главная. На мой взгляд, у нынешних руководителей отечественной академической гребли многовато промахов, организационных просчетов, да и стремление узурпировать власть, сосредоточить все в одних руках не на пользу делу. Президент федерации Александр Шитов совмещает еще обязанности и главного тренера, и старшего тренера мужского состава. Не тяжеловата ли ноша?
- Александр Георгиевич, вы хотите сказать, что квалификация ряда специалистов, которые работают в сборных последние несколько олимпийских циклов, не отвечает тем задачам, которые необходимо сегодня решать?
- Именно. Возьмите юниорское первенство мира-2002 в Литве, где мне довелось быть. Лучшим для нас достижением было одно третье и одно шестое место, причем четверка распашная, оказавшаяся шестой, проиграла чемпиону 22 (!) секунды; как у гребцов говорят, целую трамвайную остановку. Иного трудно было ждать. Валерий Рябков, старший тренер команды, не имел никакого опыта, однако его сразу кинули на такой ответственный участок. А ведь соревнования в Тракае по сути были предолимпийским смотром. Буду рад ошибиться, но мне кажется, что вряд ли кто из юниоров-россиян при столь слабых показателях сможет претендовать на место в олимпийском составе. Значит, снова опора на нынешних лидеров - спасайте, ребята. А “ребята” либо подбираются к 30-летнему рубежу, либо перешагнули его, многие начали тренироваться еще в советские времена. Каково им тягаться с конкурентами, которые вовремя перегруппировали свои силы, омолодились? Конечно, есть отдельные уникальные личности, как англичанин Стивен Рэйдгрев. В Сиднее в 40 лет он выиграл свое пятое олимпийское «золото». Британская королева одарила Стивена титулом сэра и премией в миллион фунтов стерлингов. Но это исключительный случай. В общем, в канун Афин опять надежда на наших любимых женщин, они теперь сильный пол, а мы, мужики, – слабаки.
- Но где же смена?
- Достойная, с большими перспективами, просматривается крайне слабо. Я возвращаюсь к своему времени, к более близким мне флотским делам. Мы выигрывали тогда очень много, но не за счет призыва, как нередко пытались оправдать свое поражение наши соперники. Не спорю, кого-то и призывали, но основной резерв черпали не оттуда. У нас, кроме экспериментаторов, армейские и флотские детские спортшколы прилично работали, какое пополнение давали! А головной была
СДЮШОР ЦСК ВМФ. Мощный задел создавали, на годы вперед.
Мартышкин знает, о чем говорит: ведь именно он в ту пору долгие годы был ее начальником. Около 900 подростков, каждый шестой - гребец. Лучшие, как, например, уже упомянутый Александр Кулагин, Владимир Преображенский и Игорь Зотов, Николай и Михаил Кузнецовы, сначала среди юниоров в мировых чемпионах походили, а потом и в разряде сеньоров. Только в одних восьмерках тогдашняя молодежь ЦСК ВМФ привезла в родной клуб с мировых первенств 36 высших наград. И можно понять чувства ветерана, когда он видит, как чахнет дело, которому отдано столько души и сил. Если сегодня что-то теплится в школе, то только за счет энтузиазма нескольких тренеров. Им жаль бросать ребят на полпути. Из своей мизерной зарплаты они вынуждены вносить за них стартовый взнос, чтобы те могли поучаствовать в соревнованиях. При практически отсутствующем финансировании эта статья расходов не предусмотрена.
- Вы знаете, - продолжает Мартышкин, - я по-хорошему завидую немецким коллегам. Мне рассказывали, что на какую-то второстепенную юношескую регату в Потсдаме были заявлены 30 одиночников и еще около ста экипажей других классов. При таком интересе голова по поводу поиска резервов, отбора, конечно, болеть не будет. А у кого перенимали немцы систему и методику подготовки? Да во многом у нас. У Вячеслава Иванова перенимали опыт, когда наш трехкратный олимпийский чемпион, капитан 2 ранга запаса, находился в долгосрочной командировке в Германии.
- С резервами туго, а с базами?
- Не лучше. Потеряны многие, оказавшиеся сейчас вне границ России. Мне больше всего жаль Мингечаур. Фактически это был гребной филиал ЦСК ВМФ на Каспии; флотское участие в его создании, поддержании на должном уровне было весьма ощутимым, и отдача огромная. Ведь экипажами военных моряков на чемпионатах СССР и Спартакиадах постоянно усиливалась сборная Азербайджана. Сейчас, мне говорили, здесь приютили беженцев. Хорошо, что хоть так служит людям. Но вот радует, что целиком на энтузиазме построена новая гребная база ЦСК ВМФ с двумя тренажерными залами. Хоть что-то. Ну а в общероссийском масштабе у нас остался один центр - “Крылатское”, но все хозяйство там давно требует серьезнейшей реконструкции.
Что сказать в заключение, чем дополнить интервью? Я начал с телефонного звонка и им же заканчиваю. На сей раз в трубке различил голос Кулагина, чему весьма удивился, поскольку знал, что Александр Викторович уже дня три как должен в Краснодаре качать только что родившегося сына Глеба. Его подарила счастливому мужу супруга, Татьяна Никифорова, заслуженный тренер России, наставница Ирины Федотовой. “Вы знаете, - сказал Кулагин, приняв поздравления с первенцем, - а мы с коллегами тоже затеяли эксперимент. Пригласили в клуб крепких ребят из баскетбольных школ и предложили им попробовать себя в лодке. Получилось же у Иванова, вдруг и у нас получится”.
Нет, не сдается наш гордый “Варяг”. Живет и в Мартышкине, и в Кулагине вера, что совместными усилиями всех заинтересованных организаций, включая, конечно, флотские и армейские, положение выправится, традиции восстановятся и появятся достойные преемники Юрия Тюкалова, Вячеслава Иванова, Александра Тимошинина.
На снимке: Ирина ФЕДОТОВА на гребном канале в Крылатском.