на главную страницу

5 Ноября 2002 года

Армия сегодня

Вторник

Офицерский корпус нового века

Игорь ХАТНЮК, «Красная звезда».



Высшая военная школа, как и все Вооруженные Силы, переживает сегодня непростой период реформирования. Об успехах и проблемах в этой области нам рассказал начальник 5-го управления - заместитель начальника Главного управления кадров Минобороны РФ генерал-лейтенант Олег Смирнов.

     - Олег Евгеньевич, за последние годы было принято немало серьезных решений, направленных на реформирование системы военного образования. Какие из них вы считаете наиболее значимыми?
     - Здесь нельзя дать однозначного ответа. Каждое решение принималось на определенном этапе строительства российских Вооруженных Сил и преследовало совершенно конкретные цели. И я считаю, что эти цели в основном достигнуты. Так, реализация Концепции развития системы военного образования 1993 года и Программы совершенствования системы военного образования 1998 года позволили решить следующие основные задачи: восстановлена целостность системы военного образования, нарушенная после распада СССР; организация обучения приведена в соответствие с новым законодательством как в области обороны, так и в области образования; пересмотрены сроки обучения и уточнены уровни военного образования; переработан перечень военных специальностей в сторону его значительного сокращения; для специальностей высшего военного образования и ряда специальностей высшего военно-специального образования разработаны и утверждены государственные образовательные стандарты...
     Сделано немало, но жизнь не стоит на месте и ставит перед военной школой новые задачи. Прежде всего это связано с проходящей реформой военной организации государства. Предстоящий перевод Вооруженных Сил на контрактную систему комплектования и поступление в войска новых поколений вооружения и военной техники должны быть надежно обеспечены в кадровом отношении.
     - На решение каких вопросов вы планируете обратить первоочередное внимание?
     - Проблем и нерешенных вопросов еще достаточно. Но в целом их можно свести к трем основным. Первая проблема состоит в том, что военно-учебные заведения сегодня не в состоянии в полном объеме удовлетворять потребности военной организации государства в военных кадрах, поскольку фактическая ежегодная убыль офицеров с военной службы более чем в два раза превышает расчетную, исходя из которой устанавливается штатная численность переменного состава вузов.
     Дальнейшее увеличение емкости вузов недопустимо, так как это приведет к адекватному сокращению численности боевого состава войск. В этих условиях необходим поиск других, альтернативных источников восполнения фактической убыли офицеров.
     Вторая проблема связана со снижением уровня военно-профессиональной подготовленности выпускников, особенно в части их практических умений и навыков. Это подтверждается практикой повседневной деятельности войск и опытом их применения в региональных конфликтах, а также результатами государственной итоговой аттестации выпускников вузов и отзывами из войск на молодых офицеров.
     Третья проблема обусловлена несовершенством организационного и экономического механизмов управления системой военного образования и, как следствие, недостаточно рациональным расходованием средств, выделяемых на подготовку офицеров. Нет должной координации действий на межотраслевом уровне, что ведет к дублированию подготовки военных кадров и содержанию большого количества малочисленных вузов. Не отвечает современным требованиям уровень информатизации управления военным образованием. Сложившийся порядок финансирования не позволяет осуществлять крупные межотраслевые инновационные проекты, направленные на комплексное решение ключевых проблем развития военного образования.
     - Со следующего года начинается реализация федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года». Что делается в ходе подготовки к ее выполнению?
     - Организацию выполнения Программы я считаю первоочередной задачей органов военного управления. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Директивой министра обороны Российской Федерации № Д-50 2002 года утвержден План мероприятий по реализации первого этапа Программы. Этой же директивой создана Комиссия по управлению реализацией Программы. Перед членами Комиссии стоят непростые задачи, поскольку Программа содержит ряд мероприятий, которые будут выполняться впервые, без накопленного опыта, при отсутствии необходимого нормативного правового обеспечения. Это касается организации подготовки офицеров из числа студентов гражданских вузов, решения вопросов межотраслевой интеграции образовательных систем и некоторых других.
     Сложность и ответственность предстоящих преобразований потребуют привлечения к реализации программных мероприятий всего научного и педагогического потенциала Министерства обороны, прежде всего военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций, имеющих наработки по соответствующим направлениям реформирования. Головные исполнители будут отбираться по конкурсу. Мы заинтересованы также в привлечении к работе широкой вузовской общественности, наиболее заинтересованной в коренных преобразованиях военной школы.
     Другая первоочередная задача связана с предстоящей аттестацией и государственной аккредитацией военно-учебных заведений. Это важнейшее мероприятие, закрепленное в законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», предназначено для подтверждения вида военно-учебного заведения и его права выдавать выпускникам диплом государственного образца. В настоящее время в тесном контакте с Министерством образования России идет разработка необходимых нормативных правовых актов, регламентирующих этот процесс в вузах Министерства обороны. Первые военные вузы пройдут аттестацию и аккредитацию в 2003 году.
     - Каковы основные отличия программы от предыдущих аналогичных документов?
     - Отличия, конечно, есть, и они довольно значительные. Во-первых, это документ федерального уровня, рассчитанный на длительную перспективу. В его реализации будут принимать участие большинство силовых министерств и ведомств, имеющих военно-учебные заведения. Министерство обороны определено координатором Программы.
     Во-вторых, Программа носит опережающий характер по отношению к проводимой в стране военной реформе. Изменяющиеся структура, численность и задачи Вооруженных Сил должны быть своевременно обеспечены соответствующим кадровым потенциалом.
     В-третьих, Программа построена таким образом, что принятию любого управленческого решения по реформированию военной школы будут предшествовать научные исследования и эксперименты, на основании которых сформируют перспективный облик системы военного образования. На это в основном нацелен первый этап реализации Программы (2003-2005 годы). И последнее: впервые на реализацию Программы целевым назначением выделены пусть небольшие, но реальные финансовые средства.
     Все это дает основание надеяться, что военная школа в результате намеченных преобразований выйдет на качественно новый уровень, наиболее отвечающий потребностям военной организации государства.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker