на главную страницу

5 Ноября 2002 года

Армия и общество

Вторник

«Есть такая профессия… —-страну возрождать »

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



На вопросы «Красной звезды» отвечает глава администрации Ульяновской области Владимир ШАМАНОВ

     Визитная карточка
     Шаманов Владимир Анатольевич. Родился 15 февраля 1957 года в Сибири. Окончил Рязанское воздушно-десантное училище, Военную академию им. М.В. Фрунзе, Академию Генерального штаба ВС РФ. Прошел все должности от командира взвода до командующего общевойсковой армией. Участник боевых действий на Северном Кавказе. С 1995 по 1996 г. - заместитель, а затем командующий Объединенной группировкой войск Минобороны в Чечне. С августа 1999 года командовал Западным направлением ОГВ(с) на Северном Кавказе. С 2000 года - командующий 58-й армией Северо-Кавказского военного округа. Генерал-лейтенант. Герой Российской Федерации. В декабре 2000 года Владимир Шаманов победил на выборах и большинством голосов избран губернатором Ульяновской области. Кандидат социологических наук. Женат, имеет сына и дочь.

     - Владимир Анатольевич, Ульяновская область долгое время считалась депрессивным регионом. Как вы оцениваете нынешнюю социально-экономическую ситуацию в области? Чего удалось достичь за время пребывания в должности губернатора?
     - Депрессивным – это еще мягко сказано. Я вспоминаю, что уже после победы на выборах, в самый канун Нового года, еще не обладая реальной властью и юридическими полномочиями, я вдруг узнал, какое «наследство» достается мне от предшественника. Да что там говорить – запасов хлеба в области было на один день, а запасов мазута – на два. Так что по сути в режиме чрезвычайной ситуации началось мое губернаторство.
     Ком проблем казался тогда неразрешимым. При консолидированном бюджете чуть более 3,5 миллиарда рублей долги Ульяновской области составляли сумму в 10,5 миллиарда. То есть регион был трижды банкротом! Неурегулированными были отношения с энергетиками, отчего экономику и социальную сферу в буквальном смысле лихорадило.
     Несколько дней назад мы подвели итоги за девять месяцев нынешнего года. Их можно признать удовлетворительными. А всего за неполных два года мы сумели в два раза увеличить бюджет. За последние десять лет новейшей российской истории такого еще не удавалось никому. Конечно, этого вряд ли удалось бы достичь без помощи федерального центра. Так что искренние слова благодарности я должен адресовать и Президенту России Владимиру Владимировичу Путину, и премьер-министру Михаилу Михайловичу Касьянову.
     Если сравнивать девять месяцев 2002 года с аналогичным периодом прошлого года, то радует и такой факт: по собственным доходам региона произошло увеличение на 760 миллионов рублей. Это, кстати, 30-процентный рост – рост самый высокий не только в масштабах Приволжского федерального округа, но и в целом по России. По региональному валовому производству мы имеем темпы на уровне 13 процентов (при 4 по всей стране!). Еще две цифры для сравнения: собственные доходы граждан в 2000 году не превышали 1.500 рублей, сегодня они составляют 3.150.
     Подчеркну: позитивная динамика неуклонного эволюционного процесса возвращения в возрождающееся экономическое пространство России Ульяновской области налицо. Этого не может не заметить даже самый завзятый критикан.
     - Какие проблемы на сегодня вы считаете основными? Насколько полно удается их решать?
     - Наиболее острыми для области, как я уже говорил, были проблемы энергетические. Даже в последние полтора года существовали разногласия с хозяевами «рубильников». Но теперь в этом вопросе поставлена точка – российским президентом принято политическое решение, которое сводится к тому, что Ульяновской области предоставлено исключительное право реструктуризации задолженности в течение 15 лет. Сейчас идет сложный переговорный процесс с РАО ЕЭС, так как я настаиваю, чтобы в дополнение к рассрочке по выплате долгов региону были предоставлены кредиторские «каникулы». Здесь мы расходимся с Анатолием Борисовичем Чубайсом в понимании ситуации: он согласен на годичный мораторий, я стою на пятилетней «амнистии». Зачем нужна эта пятилетка? За это время наша экономика через реализацию собственной доходной базы сумела бы выйти из постстагнационного периода и набрать темп, необходимый для постепенного покрытия накопленных ранее долгов.
     Парадоксально, но определенные трудности мы испытываем со своим высоким урожаем зерновых. В Ульяновской области в этом году был собран рекордный даже для предыдущих десятилетий урожай зерна – 1.170 тысяч тонн. В советские времена миллионный рубеж означал звезду Героя Соцтруда для руководителя региона. Но нам не до наград – экономический эффект тяжелого труда селян, по самым скромным оценкам, составил минус 500 миллионов рублей. Таков результат резкого падения цен на хлеб и кормовые культуры. Если коротко, то еще раз подтвердилась поговорка о том, что для России неурожай – беда, но и сверхурожай – беда не меньшая. Между тем сельские жители – это половина населения области...
     Не решен вопрос по стратегическому объекту всероссийского значения – Ульяновскому авиационному заводу. В прошлом году производственные мощности этого гиганта – последней крупнейшей стройки Советского Союза, рассчитанной на создание замкнутого технологического цикла от переработки металла до улетевшего самолета, использовались на... пять процентов. Параллельно с этим вокруг авиакомплекса творились всевозможные финансовые и иные махинации, годами не были урегулированы права собственности!
     Два года мы пытаемся реанимировать предприятие, и теперь наметились положительные сдвиги. И что удивительно! Не всем по душе то положительное, что делает администрация, – скрытое сопротивление возрождению производства, наведению порядка ощущается постоянно. Но отступать мы не намерены!
     Не все ладно и с основным налогоплательщиком области – Ульяновским автомобильным заводом. Руководившая предприятием в течение года с небольшим команда менеджеров, получивших образование в университетах США, Англии, Германии, с задачей подъема производства и привлечением инвестиций, по существу, не справилась. Продекларированная цель – выпустить в нынешнем году 110 тысяч автомобилей – выполнена не будет. Дай Бог достигнуть уровня в 75 тысяч – это будет уже неплохо.
     И, наконец, кадры. Их дефицит ощущается буквально во всех сферах. Приведу такой пример. В Сурский район области были поставлены десять «Кировцев». Так вот, во всем районе нашлось только три водителя, способных управлять этой большегрузной техникой.
     Или ситуация на одном из оборонных заводов, получившем большой заказ. Токарей, фрезеровщиков, расточников искали даже среди пенсионеров!
     Но это проблема не только Ульяновской области – всей страны. Не случайно существует президентская программа подготовки кадров. Да и на региональном уровне мы не намерены отставать – у нас действует своя областная программа. Совсем недавно мы провели масштабную конференцию по 15-летней перспективе подготовки профессиональных кадров, куда пригласили представителей правительства, ученых, соседей из Татарстана, Мордовии, Самарской области.
     - Вас часто называют «генерал-губернатором». Как вы к этому относитесь? Вообще насколько вы используете в работе «командный» метод управления?
     - Я, как это ни странно, действительно генерал-губернатор. Специальным указом Президента России я переведен в резерв министра обороны на время исполнения обязанностей главы администрации области. Так что я по-прежнему кадровый военный и уходить в запас пока не собираюсь.
     Что касается «командного» метода управления, то я считаю, что у руководителя действительно должна быть серьезная, профессиональная команда управленцев. И процесс формирования властных структур наконец-то подходит к завершению. Правда, на это потребовалось почти два года.
     За это время по разным причинам были освобождены несколько заместителей губернатора. Не буду говорить о деталях, скажу лишь, что не только строки автобиографии и диплома определяют право на участие в командных действиях, а еще и совместная работа на результат. Не стану скрывать, что по мере движения вперед требования ужесточаются. Это, наверное, можно отнести на счет моего собственного характера – всегда, приступая к тому или иному делу, я ставил максимально возможные цели и делал все, чтобы взять высоту. На нынешней должности планка поднята как никогда высоко, и мы с единомышленниками не намерены останавливаться на достигнутом.
     Конечно, двусмысленность вашего вопроса понятна: дескать, не оказался ли медведь на воеводстве, не командует ли генерал областью, как дивизией или армией. Поверьте, нет, хотя от металла в голосе избавляться не собираюсь. Да и команда у меня соответствующая. В Совете Федерации представителем администрации Ульяновской области является генерал-майор Александр Николаевич Калита, возглавлявший в ходе предвыборной кампании мой избирательный штаб. Всю социальную сферу в регионе возглавляет начальник медицинской службы РВСН генерал-майор медицинской службы запаса Валерий Кузьмич Курочка. Вообще на ответственных постах в регионе много людей в погонах. В этом я не вижу ничего плохого, хотя приходится слышать ворчание недовольных «засильем военных». Но в этом случае корпоративность оправдана – офицеры и генералы зачастую выполняют обязанности куда лучше гражданских. Сказывается не только богатый жизненный и управленческий опыт, огромное значение имеют такие качества, как дисциплина, ответственность, работоспособность, честность.
     - В области сосредоточено достаточно большое количество предприятий оборонно-промышленного комплекса. Как живет ульяновская «оборонка»? Каков ее вклад в решение проблем области?
     - «УАЗ» – производитель внедорожников, в отличие от автозаводов в Тольятти или Нижнем Новогороде всегда был бюджетным предприятием. Он поставлял технику государству и прежде всего силовым структурам. Но финансовое состояние отечественных «силовиков» сегодня таково, что они не в состоянии закупать наши автомобили в необходимых количествах. На этот год «УАЗ» выиграл тендер на поставку порядка десяти тысяч машин. А за девять месяцев выкуплен только… 71 внедорожник.
     Второй по проблемности – машиностроительный завод. В годы Великой Отечественной войны каждый третий станок в стране был произведен в его стенах. А сегодня предприятие находится в предбанкротном состоянии. За ним – колоссальные долги, проблемная социальная сфера. Скажу только, что на его балансе до сих пор находится берегоукрепительное сооружение, содержание которого обходится ежегодно примерно в 100 миллионов рублей, – при таких затратах стать банкротом немудрено. Между тем эта дамба прикрывает микрорайон Ульяновска, в котором проживает 41 тысяча горожан.
     Но тут есть надежды на лучший завтрашний день. Я благодарен Министерству обороны за принятое решение о постепенной ликвидации долгов военного ведомства заводу за прошедшие годы. Параллельно с этим мы нашли понимание по формированию части госзаказа на 2003 год. То есть встречи с начальником Генерального штаба ВС РФ генералом армии Анатолием Квашниным, заместителями министра обороны генерал-полковником Московским и Куделиной принесли свои плоды.
     Заметно выделяется на этом фоне механический завод, который имеет неплохой пакет заказов на производство средств противовоздушной обороны – комплексы «Тунгуска», модернизированную «Шилку» и так далее. Продукция предприятия востребована целым рядом стран, и у нас нет повода для волнения за его судьбу.
     Наращивает темпы развития научно-производственное объединение «Марс». Оно активно работает с Главным штабом ВМФ России. Портфель заказов НПО полон и может еще увеличиться после ожидаемого в ближайшее время визита главкома ВМФ адмирала Владимира Куроедова.
     Да, мы находим общий язык и с руководством Минобороны, и с руководством Минфина, но в целом не только ульяновская, но и вся российская «оборонка» переживает не лучшие времена.
     - Как складываются у вас отношения с командованием соединений и частей, дислоцированных на территории Ульяновской области?
     - У нас с ними налажен самый тесный контакт. Мы часто встречаемся с начальником Ульяновского гарнизона, которым является областной военный комиссар генерал-майор Владимир Никитович Витрянюк, с командирами воинских частей и учреждений (а кроме, так сказать, строевых частей, у нас расположены два филиала военных академий – связи и тыла). Ну и помогаем, конечно, чем можем. На День защитников Отечества всем военкоматам, частям и учреждениям Минобороны мы передали 38 автомобилей УАЗ. Берем на себя многие бытовые проблемы военных – осуществляем ремонт котельных, коммуникаций, казарменного фонда, укладку асфальта.
     - В областном центре существует Ульяновское суворовское военное училище - единственная гвардейская «кадетка» в системе Минобороны. Чем была вызвана необходимость появления СВУ? Как в области строится работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи?
     - Когда шло сокращение танковых училищ, «под нож» попало и Ульяновское гвардейское танковое. Тогда нашлись разумные люди, которые посчитали, что его прекрасная база, дух и традиции не должны уйти просто так в историю. Решено было создать еще одно суворовское училище, и это решение, как показала жизнь, было верным.
     Где, как не здесь, мы должны воспитывать будущих офицеров армии и флота? Суворовское училище – прекрасная школа для мальчишек, решивших связать свою жизнь со службой. С учетом растущего числа беспризорной и безнадзорной детворы – это реальный вклад военных в борьбу с этими явлениями. 600 сегодняшних ульяновских суворовцев – это наша смена, это тот резерв, который позволяет верить: у Российской армии есть завтрашний день, есть будущее.
     Что касается работы по военно-патриотическому воспитанию в целом, то не могу не вспомнить, как после избрания губернатором был искренне удивлен тем фактом, что в структуре областной администрации нет Комитета по делам молодежи и молодежной политике. Вполне естественно, что одним из первых моих распоряжений было указание создать такой орган. И сегодня он активно функционирует. Возглавляет его Денис Грибов – молодой, инициативный человек, вокруг которого объединились многочисленные военно-спортивные, исторические и военно-патриотические клубы, общественные объединения молодежи.
     В начале октября в области стартовал осенний этап традиционной военно-спортивной игры «Ульяновец», организованной комитетом. Эта игра направлена на пропаганду здорового образа жизни. Сотни парней и девушек, учащихся школ, колледжей и средних специальных учебных заведений проявят навыки, полученные при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
     Ребятам представится возможность под руководством представителей Управления по делам ГО и ЧС и областного совета РОСТО отработать приемы спасения и транспортировки пострадавших из задымленного помещения, борьбы с пожаром, быстрого передвижения по пожарным лестницам и даже стрельбы по мишеням из пневматической винтовки. Районные этапы игры пройдут в парках города. Победители примут участие в общегородском финале, который состоится на базе Центра развития творчества детей и юношества имени Александра Матросова.
     И это только один пример той огромной работы, которая ведется в рамках программы по военно-патриотическому воспитанию молодежи. А их, поверьте, немало.
     - В России полным ходом идет очередной призыв в Вооруженные Силы. Как обстоят дела на этом «фронте» в вашей области?
     - Все плановые показатели в прошлом году мы выполнили. Вполне приличные показатели и по весеннему призыву. Думаю, что особых неожиданностей не принесет и нынешняя призывная кампания. Тем более что мы с удовлетворением наблюдаем, как повышается интерес к военной службе ульяновской молодежи.
     Но и тут есть настораживающие моменты. Из 100 проверенных комиссиями «рекрутов» шесть раз подтянуться на перекладине сумели только 24 молодых человека. У огромного числа новобранцев обнаружены различные заболевания. Наблюдается дефицит веса. То есть речь идет о низком качестве физического развития призывного контингента.
     Плюс к этому стремительно падающий образовательный интеллектуальный уровень молодежи. Если в начале 90-х, когда я еще командовал полком, у меня в подчинении были единицы солдат, имеющих неполное среднее образование, то сейчас это чуть ли не норма.
     Решать эти вопросы мы пытаемся комплексно. Администрация области, военные комиссариаты, органы местного самоуправления, структуры и учреждения образования и здравоохранения – все работают на то, чтобы улучшить качество призыва из нашего региона.
     - Говорят, что о власти можно и нужно судить по ее отношению не только к детям, но и к старикам. Не забыты ли в области ветераны, «афганцы», участники боевых действий в Чечне?
     - Если мы не будем помнить людей, которые не только нас родили и воспитали, но и сохранили страну, тогда нам незачем жить. С другой стороны, в стране за последние годы было принято огромное количество популистских, ни материально, ни финансово не обеспеченных законов. Как заметил на последнем заседании Госсовета Президент России Владимир Путин, таких «нереализованных мандатов» было отштамповано на сумму более чем шесть триллионов рублей. К примеру, в этом году для обеспечения выполнения Закона «О ветеранах» должно было быть отпущено 3.500 миллионов рублей. Реально бюджет отмерил на эти цели 140 миллионов.
     Это говорит о том, что основная нагрузка по исполнению обязательств перед ветеранами ложится на регионы. Как бы ни было трудно, мы стараемся делать максимум возможного для наших ветеранов. Большая работа проводится по обеспечению нуждающихся индивидуальным транспортом. Для сравнения: если в 2000 году область получила всего 75 автомобилей для всех категорий ветеранов, то только с начала нынешнего года обладателями собственного транспорта стали более 400 инвалидов войн и локальных конфликтов. А до конца года мы надеемся распределить еще около 600 автомобилей, 500 из которых получат ветераны-фронтовики.
     Решен, насколько это вообще возможно, вопрос с обеспечением этой категории граждан лекарственными препаратами. Более того, мы не только сохранили санаторий для участников Великой Отечественной войны, но и построили еще два подобных оздоровительных учреждения, где наряду с ними реабилитацию проходят те, кто принимал участие в боевых действиях на территории Афганистана и Чечни.
     Помогаем мы ветеранам и найти свое место в нынешней жизни. Созданная по инициативе самих «афганцев» и «чеченцев» региональная организация «Боевое братство» недавно обратилась в администрацию с инициативой взять на коммерческой основе на содержание участок трассы Тольятти – Димитровград – Ульяновск и получила полную поддержку. В работе и стадии окончательного согласования ряд других проектов в сфере малого и среднего бизнеса. Но и это еще не все. Впервые в истории области на покрытие процентной ставки банковского кредита закладываем в проект бюджета на 2003 год ни много ни мало 40 миллионов рублей. Значительная часть этих денег будет выделяться именно ветеранским организациям.
     - Спасибо вам большое за содержател
     ьную беседу!
     - Со своей стороны я тоже хотел бы поблагодарить журналистский коллектив редакции за эту встречу. Мне было очень приятно пообщаться с творческими сотрудниками любимой газеты, с которой я шагаю по жизни с 1974 года. Меня радует, что газета в нынешнее непростое время не «потерялась», она прочно занимает свою нишу на современном медиа-рынке, а главное, объективно, без надрыва показывает, что, несмотря на все трудности, армия России действительно обновляется, что люди служивые не «плачут», не пеняют на жизнь, а делают честно свое дело – обеспечивают безопасность страны и ее народа. Всего вам доброго, друзья!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker