на главную страницу

5 Ноября 2002 года

Пульс планеты

Вторник

КОГДА В СОЮЗНИКАХ СОГЛАСЬЯ НЕТ

Владимир КУЗАРЬ.



«Саудовская Аравия не является сателлитом, зависящим от американской помощи… Это независимая страна, которая хочет самостоятельно и независимо принимать свои решения», - заявил недавно авторитетный саудовский аналитик Дауд аш-Шураян.
Саудовская Аравия проводит враждебную политику в отношении США, и Вашингтону необходимо оказать жесткое давление на Эр-Рияд вплоть до бомбардировки саудовских нефтяных полей, говорится в докладе исследовательского центра «Рэнд корпорейшн», который рассмотрен советом этой влиятельнейшей в США организации.
Такими крайними точками зрения в огромной массе критических высказываний в адрес друг друга характеризуется нынешнее состояние саудовско-американских отношений. И это не могло не вызвать у наблюдателей и экспертов повышенное внимание к ним, учитывая развернувшуюся в США подготовку к проведению силовой операции против Ирака.

     Ничто не предвещало бурю
     На протяжении последних 60 лет между двумя странами царил дух благостного сотрудничества, а Вашингтон и Эр-Рияд неустанно подчеркивали, что являются верными друзьями и надежными союзниками, клялись во взаимной вечной любви. Более того, не раз демонстрировали это на практике.
     Особенно заметными в этом плане стали действия двух стран в 80-е годы прошлого столетия, и прежде всего после победы в Иране революции. Тогда саудовская нефть заменила для Соединенных Штатов иранскую, а сама страна, по образному выражению одного западного политика, со временем превратилась в «американскую бензоколонку». Причем дешевую - компания АРАМКО получает приблизительно на один доллар меньше с каждого барреля нефти, проданного на американском рынке, нежели с такого же барреля, проданного на рынках Европы и Азии. Эта скидка превращается в субсидии американскому потребителю на общую сумму 620 млн. долларов в год, если учесть, что на долю Саудовской Аравии приходится 1,7 млн. баррелей нефти из тех 10 млн., которые США импортирует ежедневно. В свою очередь США предоставили Эр-Рияду всевозможную помощь – политическую, экономическую, военную, что сыграло важную роль в развитии Саудовской Аравии.
     Наша справка. Королевство Саудовская Аравия, государство на Аравийском полуострове, - абсолютная теократическая монархия. Территория – 2,4 млн.кв.км. Население – около 20 млн. человек, в основном арабы. Столица – Эр-Рияд. Основа экономики – нефть, по разведанным ее запасам – 261 млрд. баррелей (в пять раз больше, чем у России) занимает первое место в мире. Ежедневно добывается более 8 млн. баррелей (на миллион больше, чем Россия). Есть залежи различных металлов – железа, свинца, цинка, меди и др. Развиты нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, металлургическая, текстильная промышленность. Сельское хозяйство в основном удовлетворяет потребности страны в продовольствии.
     Знаковым в саудовско-американском сотрудничестве считается и период нахождения советских войск в Афганистане. Действенная поддержка Соединенными Штатами и Саудовской Аравией афганской оппозиции с ее ярко выраженным радикальным исламизмом казалась тогда идеальным сочетанием принципов и прагматизма. Именно в то время глава спецслужб Саудовской Аравии принц Турки аль Файсал с благословения ЦРУ привлек к сотрудничеству Усаму бен Ладена и поставил его во главе бюро по вербовке наемников, ставшее впоследствии ядром созданной в 1989 году террористической организации «Аль-Каида».
     Наконец, война в Персидском заливе в 1991 году еще раз продемонстрировала тесную связь Вашингтона и Эр-Рияда. Чтобы осадить Саддама Хусейна, одного из своих главных политических противников в регионе, Саудовская Аравия не только предоставила территорию страны для развертывания американских сил и войск антииракской коалиции, которые она и возглавила, но и понесла огромные издержки в войне – почти 60 млрд. долларов. Для Соединенных Штатов победа в войне стала еще одним шагом на пути закрепления американских позиций в Персидском заливе и к полному контролю за его энергоресурсами.
     Есть еще немало примеров, возможно, не столь масштабных, но достаточно показательных тому, как обе страны во имя неких целей выступали на международной арене с единых позиций. Причем зачастую в ущерб национальным интересам. Правда, последнее в большей степени касалось Саудовской Аравии. Тем не менее в течение десятилетий саудовско-американские отношения были «легкими и ясными», как назвал их тот же Дауд аш-Шураян, и казалось, что ничто не предвещало бурю. А она возьми и разразись.
     
…А она назревала давно
     Внешне это проявилось после событий 11 сентября прошлого года. США потрясла не только сама атака террористов, но и то, что 15 из 19 камикадзе, направивших самолеты на американские города, были саудовскими гражданами или выходцами из этой страны. И хотя Эр-Рияд официально осудил варварские действия своих подданных и принял участие (скорее, символическое) в антитеррористической операции в Афганистане, в США начала раскручиваться пружина обвинений королевства в связях с террористами. Драматическим ее оборотом явился судебный иск на сумму одного триллиона долларов, предъявленный властям королевства, в том числе трем наследным принцам, родственниками жертв терактов. В ответ саудовцы стали выводить из США свои капиталы. Как писала «Файнэншл таймс», за сравнительно короткое время было изъято от 100 до 200 млрд. долларов из 750 млрд., вложенных в американские банки, и переведено в банки в Западной Европе и на родину. Эр-Рияд сначала попытался несколько ослабить ситуацию, однако затем вынужден был признать, что в США резко ухудшился инвестиционный климат для саудовских вкладчиков, что вынуждает их искать иные места выгодного вложения капиталов.
     А вскоре казначейство США «подлило масло в огонь», причислив к списку спонсоров терроризма богатого и влиятельного саудовца Ваиля Хамзы Джулейдана – хозяина нескольких исламских благотворительных фондов. Естественно, это вызвало негативную реакцию в Саудовской Аравии. «Я надеюсь, что это ошибка, - заявил принц Навваф. – Саудовскому подданому нет никакого резона действовать против ислама и интересов страны». В саудовских средствах массовой информации заговорили о злонамеренной кампании США, а американские запестрели публикациями о том, что Саудовская Аравия - это «гнездо терроризма», которое следует уничтожить.
     Однако наивно было бы полагать, что истинная причина возникшего кризиса в отношениях между верными союзниками заключается только в событиях 11 сентября, хотя, конечно же, они как бы давали основание утверждать о наличии связи Саудовской Аравии с терроризмом. Но ведь и ранее не раз говорилось, что с территории этой страны, исповедующей ислам ваххабитского толка, по всей планете расползаются религиозные деятели, которые проповедуют неприемлемые «свободному миру» идеи и ценности. Что в стране действует не одна сотня частных благотворительных фондов, которые оказывают финансовую помощь различным экстремистским организациям. Что саудовцы принимают участие в подрывных действиях, осуществляемых этими организациями. Достаточно вспомнить того же Усаму бен Ладена, этого международного террориста номер один, взращенного самими Соединенными Штатами. А Хаттаб, который захватывал больницы и взрывал дома в России! Кстати, когда в Саудовскую Аравию пришло сообщение о бесславном конце на российском Кавказе Салеха ас-Сувейлема, известного в террористическом мире по кличке Хаттаб, некоторые саудовские СМИ попытались сделать из него чуть ли не национального героя. Так, частная газета королевства «Указ» опубликовала материал под заголовком «Миллион хаттабов чествует эмира джихада», где выражается восхищение этим «религиозным подвижником» и подчеркивается, что он проявил «мужество, героизм и готовность к священной войне».
     Естественно, для Вашингтона и всезнающих американских журналистов все это было секретом Полишинеля. Поэтому события 11 сентября стали лишь фоном, на котором проявились саудовско-американские противоречия. А «черная кошка» между Вашингтоном и Эр-Риядом пробежала несколько раньше. Большинство наблюдателей считают, что это произошло в связи с наметившейся у королевства тенденцией проводить более выверенную политику в отношении Соединенных Штатов, и подчеркивают, что необходимость такого шага диктовал саудовским властям прежде всего рост антиамериканских настроений в стране. Как сообщается, в мечетях, учебных заведениях, магазинах уже давно распространяются листовки, призывающие к отказу от всего американского, в том числе покупки автомобилей, мебели, продуктов и других товаров с маркой «Сделано в США». «Здесь все больше людей не верят Америке. Они думают, что Америка – это настоящая опасность», - заявил видный саудовский религиозный деятель шейх Салман аль Одах.
     В королевстве начала формироваться, чего не было раньше, оппозиция, которая критикует Эр-Рияд за его проамериканскую политику, ведущую-де к ухудшению экономической ситуации в стране. «Мы должны задаться вопросом, насколько правы те, кто утверждает, что Америка является нашим стратегическим выбором, которому нет альтернативы», - с недавних пор часто звучит в Саудовской Аравии. Оппозиция считает, и это находит определенное отражение в действиях властей королевства, что война против Багдада не решит проблему и в то же время может значительно осложнить как политическую, так и экологическую ситуацию в регионе. Более важным для саудовцев является решение палестино-изральского конфликта, в котором США занимают сторону израильтян. Характерно также, что оппозиция становится все более радикальной, откровенно проявляя симпатии к экстремистским позициям «Аль-Каиды», хотя и принципиально отвергает террористические действия этой организации.
     Возможность значительной корректировки политики Эр-Рияда, а тем более укрепление в королевстве позиций радикальных антиамериканских сил, естественно, не устраивает Вашингтон. Равно как и стремление Саудовской Аравии поддержать усилия ОПЕК по установлению контроля за мировыми ценами на нефть, использовать нефть в качестве рычага давления на США и западные страны. Именно здесь и скрываются подлинные мотивы американского раздражения, а порой и негодования в адрес своего старого союзника.
     
Без Саудовской Аравии не обойтись
     Бесспорно, Саудовская Аравия – важнейший среди арабских государств союзник США. И без него Америке не обойтись при достижении ее стратегических целей в регионе. Эр-Рияд нужен Вашингтону как в политическом плане, учитывая его авторитет в арабском мире, так и в военном. Причем последний фактор, с точки зрения ведущейся подготовки к войне с Ираком, на сегодня, пожалуй, главный. Во-первых, Саудовская Аравия, примыкающая наряду с Турцией и Кувейтом к Ираку, – основной плацдарм для развертывания наземных войск. Для этого здесь есть немало прекрасно оборудованных и оснащенных баз. На одной их них – «Принц Султан» - уже находятся около 7 тысяч американских военнослужащих, более 70 боевых самолетов, две батареи «Пэтриот», а также центр управления аэрокосмическими операциями США на Ближнем Востоке. Во-вторых, саудовская территория уже опробирована для выдвижения войск и нанесения ударов по Ираку во время войны 1991 года. В-третьих, это саудовская армия, которая хотя и немногочисленна, но оснащена современным вооружением, большая часть которого американского производства, а ее личный состав показал, по общему признанию, на предыдущей войне высокие боевые качества. И этот факт немаловажен для американцев, которые, как известно, целью войны в Ираке ставят свержение Хусейна. По оценке специалистов, это потребует проведения крупномасштабных операций сухопутных сил и, естественно, больших человеческих жертв, а посему США, которые всегда стремятся избегать крупных людских потерь, скорее всего предпочтут заменить свои войска войсками союзников. В частности, саудовской армией.
     НАША СПРАВКА. Вооруженные силы королевства насчитывают почти 106 тысяч человек, в том числе 70 тысяч в сухопутных силах, 18 тысяч в ВВС, 13,6 тысячи в ВМС и 4 тысячи в ПВО. Еще около 77 тысяч служат в национальной гвардии. Комплектование на добровольной основе. Мобресурсы – 5,3 млн. человек. Вооружение: 4 ПУ ОТР, 855 танков, из них 315 М1А2 «Абрамс», 610 БМП, 1.850 БТР, 248 орудий буксируемой артиллерии, 200 155-мм самоходных гаубиц, 620 минометов; 70 самолетов F-5E и F, 90 «Торнадо», 115 F-15C, D и S, 128 «Усовершенствованный Хок»; 4 фрегата, 4 корвета, 9 ракетных катеров, 57 патрульных катеров. Военный бюджет – около 20 млрд. долларов.
     Вот почему Вашингтон, при всей его критике в адрес Эр-Рияда, стремится пока не дать разрастись кризису. В этих целях был задействован даже президент Буш, который срочно принял у себя на ранчо, в Кроуфорте, своего личного друга – посла королевства в США принца Бандара ибн Султана, а также наследного принца Абдаллу. После чего он назвал «абсолютно безответственными» нападки в прессе на самого близкого среди арабов партнера Соединенных Штатов.
     С другой стороны, и в Эр-Рияде, где растет понимание, что политика Вашингтона становится все более властной и что она все меньше учитывает чувствительность арабов, не готовы к серьезной конфронтации с Америкой. И прежде всего потому, что нуждаются в ее помощи для борьбы с растущим в стране фундаментализмом. Вот почему наблюдается явная противоречивость в подходе к планам Вашингтона относительно Ирака – официальные представители королевства то заявляют о готовности поддержать силовую акцию против Багдада и предоставить для ее проведения свою территорию, то категорически выступают против этого. Одним из последних выступлений на этот счет было заявление министра обороны принца Султана ибн Абдель Азиз аль Сауда о том, что его страна не поддержит США в их войне против Ирака.
     Однако как в конечном счете поведут себя в этом вопросе саудовские власти, пока наблюдатели затрудняются сказать.
     
Затем наступит очередь королевства
     Зато они уверены в другом: однажды запущенная в ход американская громоздкая машина, как правило, не поворачивает обратно, и раз в Вашингтоне обеспокоены ситуацией в Саудовской Аравии, то непременно сделают все, чтобы снять все тревоги. Тем более что в докладе «Рэнд корпорейшн», о котором речь шла выше, не только содержится анализ возникшей конфликтной ситуации в американо-саудовских отношениях, но и даются возможные варианты разрешения конфликта. Среди них и бомбардировки нефтяных полей королевства.
     По сообщениям же американских средств массовой информации, в Пентагоне вообще уже разработан план военной операции в Саудовской Аравии. Он предполагает ввод американских войск на территорию королевства и взятие под их контроль основных нефтеносных районов страны. Поводом для этого могут быть и открытое противостояние Эр-Рияда политике Вашингтона, и опасность прихода к власти радикальных антиамериканских сил, и шантаж нефтью, и многое другое. С предлогом тоже дело не станет – если его не найдут, то американские спецслужбы создадут. В частности, называется религиозный вопрос, который существует в королевстве. Время от времени он обостряется, когда шииты, проживающие в Восточной провинции, главной нефтяной «кладовке» Саудовской Аравии, начинают протестовать против Эр-Рияда, опирающегося на другую ветвь ислама – суннизм. И надо сказать, что власти не особенно стесняются в средствах, чтобы утихомирить шиитов.
     Поэтому все это не проблема для Соединенных Штатов. Причем от самого Эр-Рияда здесь мало что зависит, так как у него поле для маневра урезано до минимума – либо саудовские власти проводят проамериканскую политику, что ведет к росту оппозиции в стране, либо они все больше корректируют ее с учетом настроения населения. И в том, и в другом случае результат будет один – американцы реализуют свой план.
     Косвенным подтверждением тому является начатый в США процесс сворачивания экономических отношений с Саудовской Аравией. До сих пор в королевстве работало более 700 американских компаний, в которых занято около 50 тысяч служащих. На долю королевства приходится три четверти ежегодного объема товарооборота США со странами региона. Так вот за первое полугодие этого года он уменьшился почти на треть, что составляет несколько миллиардов долларов. Сократилось число деловых и туристических поездок, на неопределенное время отложены некоторые крупномасштабные деловые проекты. Одновременно в США предприняты немалые усилия по поиску альтернативных поставщиков нефти. В их число попала и Россия.
     Вопрос лишь в том, когда Вашингтон введет в действие свой план. Мнения наблюдателей на сей счет расходятся. И все же большинство из них считают, что очередь королевства может быть следующей, после Ирака.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker