на главную страницу

11 Ноября 2002 года

Подписка-2003

Понедельник

О том, как тиражи превращаются в миражи,

или Слово о будущем военной периодики

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



     Завершается подписная кампания на первое полугодие 2003 года. Ее результаты, как следует из информации постоянных корреспондентов «Красной звезды» из регионов, более чем скромны. Несмотря на все усилия организаторов коллективной подписки, найти дополнительные финансовые средства, обеспечить выполнение требований директивных документов не удалось.
     Ситуация по округам и флотам выглядит приблизительно одинаково: в войска поступит «Красной звезды» процентов 30–40 от предусмотренного нормами коллективной подписки количества экземпляров. Причина прозаична – усиливающееся в последние годы недофинансирование.
     Что значит профинансировать коллективную подписку на центральный печатный орган Министерства обороны на одну треть? Это означает, что только каждый третий солдат и матрос, войсковой и флотский офицер своевременно получит доступ к достоверной информации о государственной политике России в сфере национальной безопасности, приоритетах и перспективах военного строительства, позиции Президента Российской Федерации по ключевым событиям внутренней и международной жизни. Остальные две трети будут пребывать в неведении относительно происходящего в наше весьма сложное и противоречивое время, довольствоваться слухами и сплетнями, нередко сомнительными публикациями в так называемых независимых изданиях.
     Интересно, задумывались ли над этим те, кто старается экономить сегодня за счет «информационного пайка» для военнослужащих? Многие воинские коллективы с 1 января 2003 года оказываются фактически в информационной блокаде. И все потому, что кто-то считает оперативное информирование делом третьестепенным.
     Еще хуже обстоят дела с индивидуальной подпиской. «Красная звезда» потеряла в ходе этой подписной кампании тысячи (!) своих многолетних читателей из-за резкого повышения военными полиграфистами каталожных цен на газету. Сотни людей с болью и раздражением обращались в «Красную звезду» с вопросом, чем вызвано такое резкое повышение подписной цены. Даже в Москве полугодовая подписка на газету стоит более 630 рублей, а в Ростове-на-Дону, например, - свыше 750. Понятно, что для подавляющего большинства традиционных и потенциальных читателей эта цена явно запредельна.
     И после этого некоторые искренне удивляются: а почему младшие офицеры не подписываются на военную периодику? Почему многие слушатели военных академий за время обучения ни разу не держали в руках «Красную звезду»? Но много ли найдется военнослужащих, способных оторвать от семьи 600–800 рублей на полугодовую подписку?
     Глубинная причина происходящего – не только в бесконтрольности военных полиграфистов, которые после 1991 года оказались предоставлены сами себе, и сегодня неясно, какая же структура военного ведомства несет ответственность за функционирование и развитие военно-полиграфического комплекса в целом.
     Рискну высказать мнение, что сложившаяся ситуация с подпиской на военную периодику стала логическим следствием событий последнего десятилетия, когда информационное обеспечение войск стало рассматриваться представителями военно-финансовой сферы как что-то далеко не обязательное. Примат коммунистической идеологии канул в Лету, нет ЦК КПСС, нет Главного политуправления… А установленные директивами министра обороны РФ нормы коллективной подписки некоторые должностные лица считают для себя возможным просто-напросто игнорировать. Ведь за недофинансирование других статей сметы Минобороны по головке не погладят, а информирование военнослужащих – это что-то виртуальное. Дескать, обойдутся без газет, пусть смотрят «ящик». И смотрят, и впитывают из телеэфира такую, с позволения сказать, «информацию», что всякое желание самоотверженно служить Родине напрочь отпадает.
     Сегодня можно по-разному, с позиции собственных политических симпатий, оценивать идеологическую деятельность КПСС в Вооруженных Силах, но отрицать роль информации в обеспечении морально-психологической готовности воина к решению боевых задач неразумно. В западных армиях давно уже преодолена технократическая болезнь. Там осознали, что хотя роль технического фактора в современном военном деле велика, но не менее важен и моральный фактор. Заблуждаются те, кто считает, что в вооруженных силах стран НАТО боевой дух поддерживается только высоким денежным содержанием или страхом перед строгими наказаниями за дисциплинарные проступки. В действительности же в западных государствах придается огромное значение идейной мотивации военной службы. На решение этой задачи нацелена деятельность всей системы военных СМИ. Известно, что на информационную деятельность на Западе средств не жалеют.
     Военные ведомства западных стран уделяют повышенное внимание информационной работе как с личным составом вооруженных сил, так и с гражданским населением. Для этого созданы штатные структуры, выделяются огромные финансовые и материальные средства. Например, на разъяснение сути военной службы населению Японии, в том числе и военнослужащим, управление национальной обороны выделяет ежегодно более 12 млрд. иен, что составляет почти один процент военного бюджета страны. На работу службы информации и общественных связей министерства обороны Франции ежегодно выделяется порядка 13 млн. евро. Бундесвер ежегодно тратит огромные деньги на освещение военной тематики в различных СМИ, а также рекламирование военной службы. В этих же целях бундесвером ежегодно проводится порядка 20 тысяч семинаров для общественности. Повышенной заботой Пентагона окружена ежедневная газета «Старз энд Прайз» (тираж около 60 тыс. экз.), которая выпускается для военнослужащих и членов их семей, находящихся в Европе и Тихоокеанском регионе. Характерно, что стоимость газеты - одна из самых низких среди множества других изданий. Так, «Старз энд Прайз» продается по цене 50 центов, воскресный выпуск - 75 центов.
     Даже в тех странах, где министерства обороны не имеют своего периодического издания, военные ведомства стремятся финансово поддерживать газеты и журналы, которые издаются общественными, а также ветеранскими организациями и освещают армейскую тематику. Причем делается это таким образом, чтобы печатная продукция поступала в вооруженные силы из расчета один экземпляр на четыре-пять человек.
     Конечно, возможности российского военного бюджета значительно скромнее. Но…
     Если еще три—четыре года назад экономия на военной периодике была объяснима общей крайне неблагоприятной ситуацией с финансированием Вооруженных Сил, то ныне этот аргумент уже «не работает». Известно, что с 1999 года расходы государства на оборону возросли почти в три раза. Тем не менее в последнее время с каждой подписной кампанией средств на ее проведение в войска и на флоты направляется все меньше и меньше, хотя финансовые возможности военного ведомства существенно возросли. Нонсенс?
     К тому же при определении размеров ассигнований на коллективную подписку не учитывается также, что каждые полгода подписные цены на военную периодику значительно возрастают. И над оптимизацией механизма ценообразования на военных полиграфических предприятиях, снижением издержек производства тоже никто пока серьезно не задумывается.
     Еще один вопрос, который уже давно стоит на повестке дня, - это выработка четкого механизма финансирования военных СМИ, выделение расходов на их содержание в отдельную статью сметы Министерства обороны. Разговоры на эту тему ведутся с начала 90-х годов, а воз и ныне там.
     Не удается добиться и создания современной правовой базы функционирования военной печати, соответствующей реалиям рыночной экономики и требованиям российского законодательства. Даже выпуск «Красной звезды» осуществляется фактически в условиях отсутствия правовой регламентации отношений между редакцией и издательством, как этого требует Закон РФ «О средствах массовой информации»…
     «Красная звезда» не раз писала в период подписных кампаний о безразличном отношении к этому важному направлению работы по обеспечению российских военнослужащих достоверной, профессиональной, патриотически направленной информацией . И печально, что никто из представителей военно-финансовой сферы не счел нужным объяснить, чем вызваны закритическая ситуация с финансированием коллективной подписки, бесконтрольность военных полиграфистов, фактически самовольно устанавливающих подписные цены на периодические издания, чьим учредителем является Министерство обороны РФ.
     Разумеется, невозможно представить, что кто-то задался целью организовать информационную блокаду войск, удушить финансовыми методами военную периодику, а освободившиеся полиграфические мощности по-тихому приватизировать.
     Значит, речь может идти о недопонимании роли информации в современных условиях. Чем обернется для армии сохранение подобных негативных тенденций, нетрудно догадаться. Тем более в преддверии выборов депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации. Ясно и то, кому это выгодно – противникам укрепления российской государственности, тем силам, которые заинтересованы в общественно-политической дезориентации военнослужащих.
     «Красная звезда» и несколько сохранившихся военных журналов объективно выступают сегодня основным средством сохранения единого информационного пространства для Вооруженных Сил и других силовых ведомств государства, а также для молодых армий большинства бывших советских республик. Кроме того, именно центральный печатный орган Министерства обороны является единственным инструментом подробного, оперативного информирования войск и флотов о внешней и внутренней политике Российского государства, деятельности военного ведомства, военно-политической ситуации вокруг России.
     Это прописные истины, которые, казалось бы, должны быть понятны любому здравомыслящему человеку и не требуют объяснения. Но, увы, итоги нынешней подписной кампании заставляют с грустью писать на эту злободневную тему...
     Своими размышлениями автор отнюдь не стремился бросить тень на труд военных финансистов. Это настоящие профессионалы, делающие в нынешней сложной обстановке все возможное для бесперебойного функционирования войск. Редакционные коллективы военных СМИ не раз сами имели возможность в этом убедиться. То, что в 90-е годы военная печать не приказала долго жить, – во многом заслуга Главного финасово-экономического управления Министерства обороны РФ. И все же итоги подписной кампании-2003 свидетельствуют, что какое-то звено сложнейшего военно-финансового механизма дает сбой.

     P.S. Наверное, не все еще потеряно с обеспечением войск и флотов военной периодикой. При своевременном выделении дополнительных средств еще можно обеспечить все воинские коллективы военными газетами и журналами с 1 февраля 2003 года.
     
Вольский филиал: мы со «Звездочкой»!

Недавно в нашей газете сообщалось, что в Вольском филиале Военной академии тыла и транспорта активно идет подписка на военные периодические издания и прежде всего на «Красную звезду». При этом оговаривалось, что подписка на 1-е полугодие 2003 года проходит в сложных условиях: «Красная звезда» ввиду некоторых обстоятельств, но не по своей вине, значительно подорожала. А прибывший в командировку в Вольский филиал ваш корреспондент к тому же узнал, что офицеры и курсанты только совсем недавно, с задержкой более чем на месяц, получили денежное довольствие, а гражданский персонал и по сей день ждет зарплату за август.      Но традиция, давняя плодотворная дружба с «Красной звездой» возымели действие. Начальник филиала полковник Михаил Горбунов, заместитель начальника по воспитательной работе полковник Михаил Китаев, командиры подразделений, воспитатели, изучив все возможности и показав личный пример, с самого начала подписки наметили цель: подписаться не менее чем на 400 экземпляров газеты (кстати, на поступившую недавно сумму для коллективной подписки можно выписать по новой цене лишь... 9 экземпляров «Красной звезды»).
     В филиале прошла встреча корреспондента «Красной звезды» с читателями, на которой состоялся живой заинтересованный разговор об истории газеты (через год с небольшим ей исполнится 80 лет), сегодняшнем дне, планах на будущее. Читатели полковник Игорь Собойчук, майор Николай Батурин, младший сержант Алексей Трошин, курсанты Радислав Князьнеделин, Юрий Данчик, Борис Волков, Анатолий Чеканов и другие говорили, что «Красная звезда» серьезно помогает им разобраться в политической и военной обстановке, социально-экономической жизни нашего общества, к ней нередко обращаются при политическом информировании в подразделениях, при подготовке рефератов, в частности по темам развития современной техники и вооружения, социальной поддержке военнослужащих.
     Вместе с тем были и пожелания: больше писать об особенностях службы в «горячих точках», в Чечне, о делах контрактников 76-й дивизии в Пскове, о том, как сегодня возрождается флот (ведь туда поедет немало выпускников филиала). Говорилось, что в «Красной звезде» должно быть больше критических материалов (ведь в воинской жизни еще немало недостатков). В филиале положительно оценивают выпуск курсантской страницы «Азимут», но надо, чтобы она выходила регулярно.
     Используя имеющийся опыт, курсанты подписывались на газету в складчину - на 5-10 человек. Как и в прошлом, пятикурсники проявили заботу о будущих «салажатах», курсантах-первокурсниках 2003 года - с первых дней службы у них уже будет «Красная звезда», а также традиционно - о ветеранах Великой Отечественной войны, над которыми шефствуют курсанты, - их за каждым батальоном закреплено по 5-6 человек, и все они также будут читателями «Звездочки».
     В организации подписки на «Красную звезду» лучшие результаты показали полковник О. Калинин, подполковники О. Белоконев, В. Юдин, В. Махин, В. Ревин, А. Дорошин, Э. Орозалиев, майор А. Фатеев.
     На сегодняшний день подписано 417 экземпляров.
     Редакция благодарит офицеров и курсантов Вольского филиала за внимание к газете, за ее поддержку и надеется, что их примеру последуют другие.

     

На снимке: в перерыве между занятиями на кафедре экономики, менеджмента и права. «Вот пришли свежие газеты, товарищ полковник», - обращаются курсанты к начальнику кафедры полковнику Александру Наумлюку.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker