на главную страницу

12 Ноября 2002 года

Пульс планеты

Вторник

Оружие бедных раскололо мир

Леонид АЛЕКСЕЕВ.



В Москве состоялась региональная конференция «Мины и взрывоопасные пережитки войны». В ней приняли участие представители МИД РФ, Министерства обороны РФ, МЧС России, государственных и общественных организаций из более 20 стран, высокопоставленные дипломаты и сотрудники международных организаций, в частности Международного комитета Красного Креста. Конференция в Москве прошла в предверии декабрьской встречи министров иностранных дел государств - участников Конвенции об обычном оружии 1980 года (одним из которых является Россия), на которой также будут рассмотрены различные аспекты проблемы неразорвавшихся боеприпасов.

     Проблема противопехотных мин, которые называют оружием бедных, по-прежнему остается на повестке дня международного сообщества. К странам с наиболее неблагоприятной минной обстановкой, имеющим на своей территории более 1 млн. необнаруженных противопехотных мин, эксперты ООН относят Египет, Иран, Анголу, Афганистан, Ирак, Камбоджу, Боснию и Герцеговину, Вьетнам, Мозамбик, Судан, Сомали. Существует также большая группа стран, на территории которых установлено от нескольких сотен тысяч до одного миллиона активированных мин. По данным специалистов, в результате целенаправленных усилий международного сообщества за последние пять лет было уничтожено более 34 миллионов противопехотных мин. Однако еще более 230 миллионов противопехотных мин до сих пор находится в арсеналах 94 государств. В результате безответственного применения этого вида оружия (отсутствие регистрационных документов о местоположении минных полей, данных о типах, количестве, способе и дате установки, наличии элементов неизвлекаемости и т.д.) затрудняется разминирование, становятся непригодными для использования огромные территории, задерживается экономическое развитие участвующих в военных конфликтах стран, осложняется репатриация беженцев, обостряются социальные проблемы.
     На сегодняшний день по «минной» проблеме существуют два взаимоисключающих международно-правовых документа. С одной стороны, это «минный» дополненный Протокол II Женевской конвенции 1980 года, принятый в мае 1996 года, определяющий поэтапное и постепенное решение по ограничению и запрещению применения противопехотных мин. Силу закона конвенция имеет лишь для государств-участников, ратифицировавших ее. Участниками конвенции являются 68 государств, из которых 65 ратифицировали также Протокол II. В разработке этого документа Россия принимала активное участие. С другой стороны - Оттавская конвенция 1997 года, запрещающая применение, накопление запасов, производство и передачу противопехотных мин и требующая их уничтожения. На сегодняшний день Оттавский договор подписали 143 государства, в том числе и некоторые страны СНГ, и 123 – ратифицировали.
     К сторонникам незамедлительного запрета противопехотных мин относятся, как показывает практика, государства, для которых «минной» проблемы фактически не существует. Ну зачем эти мины, скажем, Канаде, у которой на одной границе – лучший друг США, а на другой льды - от запрета мин обороноспособность этой страны не снизится. А если необходимость в применении мин подобными странами вдруг появится – например, начнутся на ее территории масштабные боевые действия, то, как показывает опыт, отказаться от международного договора, ограничивающего возможности обеспечения национальной безопасности, для некоторых государств не представляет труда. В этом же лагере - нейтральные страны, не производящие, не применяющие и не планирующие применять противопехотные мины, а также развивающиеся страны, например, в Африке и Латинской Америке, где за долгие годы войны и вооруженных конфликтов противопехотные мины применялись довольно широко и которые ожидают от международного сообщества помощи в разминировании.
     По другую же сторону баррикад – те страны, которые в силу военных, геополитических, экономических причин пока не готовы на этот шаг. США, например, в случае полного запрещения ППМ столкнутся со сложной проблемой разминирования и последующего прикрытия другими средствами демилитаризованной зоны на Корейском полуострове. Военные специалисты министерства обороны США отмечают также, что в случае отказа от применения мин резко снизится эффективность боевого применения 35 других систем оружия, рассчитанных на их совместное использование. В частности, без сковывающего действия противопехотных мин снизится надежность поражения противодействующей группировки противника в районе ее сосредоточения дальнобойной артиллерией и высокоточными ракетными системами. Более того, по результатам моделирования боевых действий в Азиатско-Тихоокеанском регионе потери в случае отказа от применения противопехотных мин могут возрасти до 15 процентов в живой силе и до 35 процентов в технике, а в европейских условиях — до 35 и 40 процентов соответственно.
     Кроме США, не подписали Оттавскую конвенцию и другие основные «минные» державы: Россия, Китай, Индия, Пакистан, Израиль. Это не значит, что, например, Россия отказывается полностью запрещать противопехотные мины. Москва поддерживает эти процессы (реальный вклад – Россия объявила мораторий на экспорт ППМ, не оснащенных механизмом самоликвидации и не обнаруживаемых общедоступными миноискателями, в декабре 1994 года, в декабре 1997 года продлила его действие еще на 5 лет), но выступает за поэтапное и постепенное продвижение к этой цели. Немедленное присоединение к Оттавской конвенции, как того требуют некоторые государства, наиболее активно занимающиеся «минными» проблемами, нереализуемо. Прежде всего с оборонной, финансовой и технической точек зрения. Ведь даже утилизация вооружения требует очень больших финансовых средств... К тому же немедленное запрещение противопехотных мин приведет к тому, что Вооруженные Силы России лишатся одного из самых дешевых и эффективных видов оборонительного оружия, заменить который в настоящее время альтернативными системами не представляется возможным.
     По мнению экспертов, резко снизятся возможности по охране государственных границ от проникновения террористических групп, незаконного ввоза оружия, наркотических средств, а также по прикрытию важных военных и промышленных объектов. Предварительные оценки показывают, что на разработку альтернативных систем и накопление их минимальных запасов потребуется до 10 лет.
     Кроме мин, после военных конфликтов на земле и в земле остаются тысячи и тысячи неразорвавшихся снарядов, бомб. Их в десятки и сотни раз больше, чем мин. И они так же, как и противопехотные мины, обладают отложенным и неизбирательным действием, многократно увеличивают вероятность гибели и ранения гражданского населения. И большое число их жертв приходится на те регионы, где боевые действия уже закончились. Однако западные противники мин почему-то уже более 40 лет отказываются рассматривать вопрос о запрете снарядов и бомб, не имеющих механизмов самоликвидации. Россия в одностороннем порядке в снарядах, в частности к пушке танков Т-72, Т-80, Т-90, применяет устройство, обеспечивающее обязательный подрыв снаряда после истечения нескольких десятков секунд. Ни один западный танковый снаряд таких устройств не имеет...
     В сложившейся ситуации мировое сообщество, и Россия здесь на первых ролях, предпринимает меры, направленные как на устранение последствий военных действий, так и на предотвращение несчастных случаев. Российские военные инженеры и саперы не прекращают операции по разминированию. Только в декабре 2001 года на территории Чечни и Дагестана было найдено и уничтожено 170 тысяч взрывоопасных объектов. Специалисты из России содействуют гуманитарному разминированию в Боснии, Сербии, Хорватии, во Вьетнаме, Анголе, Эфиопии и других странах. Некоторые регионы России, в частности Калининградская область, до сих пор страдают от этого опасного наследия второй мировой войны, и выезды саперов на очередное разминирование там являются обычным делом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker