на главную страницу

12 Ноября 2002 года

Пульс планеты

Вторник

«Пристальный взгляд» отягощает отношения

Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».



«Norge taker Dere» («Норвегия благодарит Вас») – написано на установленном в Осло памятнике советским воинам, павшим при освобождении Норвегии от фашистской оккупации. К памятнику не зарастает народная тропа. В праздники и будни у его подножия всегда живые цветы, свидетельствующие, что норвежцы свято чтят память своих освободителей. Возможно, и поэтому отношения между нашими странами носят исключительно дружественный и добрососедский характер. Хотя есть и немало проблем.

     Как снять озабоченность
     Одной из них, бесспорно, является американская радиолокационная станция (РЛС) AN/FPS-129, расположенная в местечке Варде в 40 километрах от российской границы и совсем недалеко от стратегического космодрома Плесецк, откуда осуществляются запуски российских межконтинентальных баллистических ракет. В Норвегии этот радар называется «Глобус-2». Ранее он под названием «Have Stare» («Пристальный взгляд») размещался на базе ВВС США Ванденберг (штат Калифорния), но был перевезен в Норвегию.
     «Глобус-2» стал двусторонним военным проектом космического командования США и норвежской военной разведки и, как утверждается, является единственным в своем роде в мире. Это - РЛС Х-связи (10 GHz) с высоким размножением, одним узким антенным излучением и максимальным эффектом в 200 KW. Радар имеет управляемую параболоидную рефлекторную антенну. Парабола составляет 27 метров в диаметре и закрывается куполом диаметром 35 метров. Она монтируется на основании и способна «видеть» объекты в космосе на геосинхронной орбите до 41 тысячи километров.
     Помимо сухих технических характеристик, основная часть которых по-прежнему остается секретной информацией, есть и некоторые данные о задачах, которые должен решать «Глобус-2». В их число входят «наблюдение, слежение и каталогизация объектов в космосе, в частности, космического «мусора», исследования в космосе, исследования и наблюдения в области норвежских интересов, что предполагает сбор разведывательной информации». Москва не обращает особого внимания даже на последний пункт официальных задач РЛС в Варде – ведь Норвегия и без этого радара постоянно следит за российским Севером. Но, по мнению российских специалистов, которое поддерживают даже американские эксперты, РЛС в Варде является важным элементом в создаваемой США системе противоракетной обороны и работает против России. Однако в ответ на справедливую озабоченность нашей страны по этому поводу и Вашингтон, и Осло постоянно утверждают, что станция «России не угрожает». Российские же предложения, направленные на то, чтобы «снять озабоченность», в частности, совместно с норвежскими парламентариями посетить объект в Варде, отклика у Норвегии не нашли. Более того, некоторые руководители Норвегии прямым текстом заявляли в Москве, что «того, чего вы не знаете об этой станции, вам знать и не надо». Естественно, такие действия только усиливают обеспокоенность России, питая ее весьма вескими основаниями.
     В этой связи наблюдатели не раз отмечали, что в Осло должны осознавать, что Россия, не получая никаких доказательств того, что этот радар не несет угрозы ее национальной безопасности, способна принять меры по нейтрализации его работы уже в первые минуты даже гипотетического вооруженного конфликта с США и НАТО. Но любые высказывания на эту тему в Норвегии воспринимаются как «риторика в духе «холодной войны», «свидетельство агрессивных планов русских». При этом аргументация Москвы не находит понимания.

     А военная активность растет
     В годы «холодной войны» и военно-политического противостояния СССР и США никакая другая граница Советского Союза не была одновременно такой спокойной и такой взрывоопасной. С одной стороны, Осло по собственной инициативе взял на себя обязательство не размещать на постоянной основе в северных районах страны, то есть в непосредственной близости к Советскому Союзу, иностранные войска. С другой - любой американо-советский конфликт в любом уголке земного шара неизменно продолжился бы в районе Баренцева моря и в Северной Норвегии. Стратегическими планами США 1980-х годов предусматривалось, например, развертывание двух или трех авианосных групп ВМС США в Норвежском море, которые были призваны наносить удары по северным районам Советского Союза, препятствовать выходу Северного флота в Атлантический океан. А в саму Норвегию в спешном порядке перебрасывался бы экспедиционный корпус американской морской пехоты.
     «Холодная война» канула в Лету, сегодня Россия, согласно официальным заявлениям, больше не является противником, в частности, для США и НАТО. Однако, что характерно, военная активность США и НАТО на севере Норвегии и в омывающих его морях значительно возросла. Здесь почти постоянно находятся войска НАТО, которые проводят малые и крупные учения – от традиционных ежегодных и многотысячных маневров типа «Джойнт Винтер» и «Нордик Пис» до «банальных» взводных или ротных учений, строятся натовские военные объекты, сюда довольно часто совершают полеты военные самолеты и заходят военные корабли альянса. Да и сами вооруженные силы Норвегии, судя по всему, заметно повысили интенсивность боевой подготовки в этом регионе.
     НАША СПРАВКА. Регулярные королевские вооруженные силы Норвегии насчитывают около 27 тысяч человек. Комплектуются по призыву, срок службы – 12 месяцев. Бюджет на 2003 год – около 3,5 миллиарда долларов. Сухопутные войска – 14.700 человек. На вооружении – танки «Леопард-1», БМП, БТР, различные артиллерийские системы, РСЗО, минометы, противотанковые и зенитные ракетные комплексы. ВВС – 5 тысяч военнослужащих. Основу боевой авиации составляют истребители-бомбардировщики
     F-16A/B, транспортная и разведывательно-патрульная авиация, вспомогательные и противолодочные вертолеты. ВМС – 6.100 человек. На вооружении 12 подводных лодок, 3 фрегата УРО, 15 ракетных катеров, торпедные катера, минные заградители, танкодесантные корабли и десантные катера. Войска береговой обороны – 160 человек. Имеют на вооружении артиллерийские системы различного калибра, ракетные комплексы, минные и торпедные батареи. Береговая охрана оснащена патрульными кораблями и катерами.
     В июне 2001 года парламент Норвегии одобрил программу реорганизации национальных вооруженных сил на период с 2002 по 2005 год. Главная цель реорганизации - создание соединений и частей, адаптированных к требованиям стратегической концепции НАТО и способных к действиям в составе многонациональных сил не только на территории страны, но и за ее пределами. В частности, предусматривается сократить количество штабов и других органов управления с 41 до 17, а численность персонала - на 40 проц. К 2006 году общая численность ВС по штатам мирного времени будет уменьшена на 5 тыс. человек (с 27.000 до 22.000).
     Россию такая военная активность не может не беспокоить, что Москва на разных уровнях и доводит до сведения официального Осло. В ответ она с недавних пор слышит, что в таких учениях отрабатываются приемы борьбы с международным терроризмом. Это конечно же довольно странно: готовиться в холодных и заснеженных районах к боевым действиям в южных широтах.
     Нашу страну волнует и усиление военной активности на Шпицбергене – архипелаге, переданном в 1920 году под суверенитет Норвегии «на особых условиях». Одним из таких условий является и демилитаризованный статус Шпицбергена. В последние же годы в прилегающих к архипелагу водах натовские и американские боевые самолеты отрабатывают задачи боевого применения авиации в условиях Крайнего Севера. У поселка Нью-Олесунн расположена телеметрическая станция по наблюдению за космическими объектами, которая подключена к другим аналогичным станциям и специальной системе НАТО. В том же районе расположен и мобильный ракетный полигон, для которого ведется строительство капитальной платформы. Естественно, Норвегии активно помогают в этой сфере США. Как сообщали иностранные СМИ, именно при содействии Пентагона норвежцы развернули ряд гидроакустических противолодочных рубежей, что дает возможность контролировать российские подводные лодки в Северной Атлантике. США «помогают» Норвегии проводить «научно-исследовательские работы» на архипелаге, в которых «просто не обойтись» без ВВС и ВМС США. Наконец, планируется построить в районе Лонгйира РЛС, которая в перспективе будет состыкована со станцией в Варде.

     Территориальные вопросы
     Проблема Шпицбергена, ставшая таковой в основном по инициативе Норвегии, имеет еще одно чувствительное для России измерение. Осло на официальном – законодательном – уровне намерен ограничить позиции нашей страны на архипелаге. Норвегия приняла закон «Об охране окружающей среды» на Шпицбергене (вступил в силу 1 июля 2002 года). Согласно парижскому договору 1920 года, который не только передал Шпицберген под суверенитет Норвегии, но и дал равные права всем хозяйствующим субъектам, на архипелаге действовал уведомительный порядок доступа. По новому норвежскому закону этот порядок становится разрешительным и, более того, платным. И для любой деятельности на архипелаге теперь необходимо не просто ставить в известность норвежского губернатора, но и получать на основе норвежских правовых норм соответствующее разрешение. Что по сути дает Норвегии фактическую юрисдикцию или безусловный суверенитет над Шпицбергеном. И Россия считает, что благие цели охраны природы – лишь «легализованный способ ликвидации присутствия России в стратегическом районе Северного Ледовитого океана». Наверное, по особо случайному стечению обстоятельств устанавливаемая новыми правилами природоохранная зона распространяется на территории перспективных российских угольных - и не только - месторождений. А потому Россия требует соблюдения прежнего статуса Шпицбергена.
     Еще одна проблема, связанная со Шпицбергеном. Еще в начале 1980-х Осло в одностороннем порядке ввел 200-мильную «рыбоохранную» зону вокруг архипелага, которую признают только Канада и Финляндия и не признает Россия, считая ее противоречащей международным нормам. До недавнего времени Норвегия проводила в этой зоне достаточно осторожную политику, но в последний год резко ее ужесточила. Капитаны судов вне зависимости от порта приписки обязаны отчитываться перед береговой охраной Норвегии об объемах улова, а сами суда подвергаются «инспекциям», то есть попросту обыску со стороны норвежских военных моряков. Инцидент с российским траулером «Чернигов», случившийся весной прошлого года, показал всю опасность подобных действий. И с этого момента рыболовная проблема, которая приносит немало финансовой прибыли, находится на особом контроле российских властей.
     Осадок в российско-норвежских отношениях оставляет и известная проблема разграничения континентального шельфа и экономических зон в Баренцевом море. Как прибрежные государства Баренцева моря, и Россия, и Норвегия создали исключительные экономические зоны, распространяющиеся на 200 морских миль от их побережья и оставляющие в середине, за пределами 200 миль от чьего-либо побережья, зону, не прикрытую юрисдикцией двух стран с точки зрения управления ресурсами. Спорный район составляет около 175 тысяч квадратных километров.
     Россия выступает за «секторный принцип» (морская граница проходит по меридиану от сухопутной границы до Северного полюса), Норвегия – за «принцип равноудаленности» или серединной линии, что в таком случае смещает границу далеко на Восток. Переговоры по этому вопросу ведутся с 1970 года. В настоящее время согласовано примерно две трети спорного района. Остается делимитировать южный участок – по оценкам экспертов, наиболее перспективный в ресурсном отношении и чувствительный в военном плане. Поэтому сейчас на ведущихся переговорах прогресс ощущается не так, как раньше, стороны продвигаются навстречу мелкими шагами. Тем не менее этот переговорный процесс, как считают в МИД России, характеризуется «весьма конструктивной и деловой атмосферой в поиске совместного компромисса». Хотя норвежские военные и дипломатические представители периодически подливают масла в огонь, делая заявления типа «никто не может исключать, что наша свобода и независимость окажутся под угрозой, например, из-за споров о наших правах управлять и использовать ресурсы моря и шельфа».
     Главные богатства этих вод – рыба и энергоносители. В отношении рыбы Москва и Осло «временно договорились» (была создана так называемая «серая зона» – определенный район, в котором ведут рыболовство как норвежские, так и российские корабли, соглашение о «серой зоне» ежегодно продлевается). Что же касается разработки недр весьма перспективного в ресурсном плане района, то и здесь Москва и Осло достигли джентльменского соглашения о введении моратория на ресурсную деятельность, который соблюдается обеими сторонами. Специалисты считают, что оптимальным в этом случае вариантом могла бы стать совместная разработка недр. Но это также вопрос серьезных переговоров. Договариваться дипломатам двух стран по этим проблемам нужно уже сейчас. Потому что, когда дойдет дело до разработок тех же газовых месторождений, поделить спорные территории станет гораздо сложнее – ставка возрастет до десятков миллиардов долларов.

     Норвежское «перепутье»
     После второй мировой войны страны Северной Европы, как известно, заняли особое место на политической карте мира. Для Швеции это выразилось в проводимой ею политике активного нейтралитета. Нейтралитет Финляндии сочетался с договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с СССР. Внешняя политика Норвегии, Дании и Исландии большей частью ориентирована на тесное военно-политическое и экономическое сотрудничество с ведущими державами НАТО – США, Великобританией, Германией, Францией. Причем Осло явно занимает в альянсе привилегированное положение, ведь Норвегия - одна из стран - основательниц блока, северный форпост НАТО и важнейший союзник США в регионе, перед которым Вашингтон со времен «холодной войны» имеет свои обязательства в сфере безопасности и обороны. Норвегия и США тесно связаны экономически. Например, развитие на норвежском континентальном шельфе осуществлялось с помощью США, значительная часть американских капиталовложений в Европе приходится на норвежскую нефтегазовую промышленность. На отношения двух стран оказывают важное влияние и норвежская диаспора, и американцы норвежского происхождения в США, количество которых уже сопоставимо со всем населением королевства – около 4,5 миллиона человек.
     Вместе с тем одним из наиболее чувствительных внешне- и внутриполитических вопросов для Норвегии является вопрос о вступлении в Евросоюз. Ведущие политические силы королевства имеют разное отношение к возможному членству страны в ЕС. Например, консерваторы, входящие в правительственную коалицию, выступают за вступление Норвегии в Евросоюз, две другие партии центристской направленности – против. Вопрос о членстве страны в ЕС дважды выносился на всенародный референдум (в 1972 и 1994 годах), и дважды население говорило ЕС «нет». Однако сторонники Евросоюза не собираются на этом успокаиваться. По их мнению, НАТО переживает очевидный кризис, в результате которого Норвегия может потерять свое привилегированное положение в этой организации и в то же время остаться вне Объединенной Европы, набирающей все больший вес на международной арене. А посему-де такое «перепутье» долго продолжаться не может и Норвегии следует провести еще один референдум по вопросу вступления в ЕС. Их же оппоненты считают, что до сих пор, поставив себя вне ЕС, Норвегия смогла сохранить некое собственное внешнеполитическое «лицо» и способность действовать на международной арене без оглядки на европейских партнеров. Да и в самом мировом сообществе страну воспринимают как самостоятельного участника, а не как представителя того же Евросоюза, стремящегося в последние годы проводить все более активную и наступательную внешнюю политику. В этой связи уместно вспомнить активнейшие миротворческие и посреднические усилия норвежской дипломатии в ближневосточном урегулировании (прорывные соглашения Осло-1 и Осло-2), в Колумбии, Индонезии, Судане, Гватемале, на Шри-Ланке и Филиппинах.

     Перспективный партнер
     Отношения с соседней Россией, несмотря на существующие двусторонние проблемные вопросы, для Норвегии входят также в число приоритетов. Особенное место Норвегия отводит развитию связей с Северо-Западом России. Именно Осло в 1992 году предложил России создать международную организацию Совет Баренцева/Евро-Арктического региона (СБЕР), основной целью которой является развитие любого сотрудничества, особенно взаимовыгодного экономического, кроме военного, выведя тем самым внимание к Северо-Западу России не только на региональный, но уже и на международный политический уровень. Главным направлением усилий Норвегии на российском направлении являются также обеспечение ядерной безопасности на Кольском полуострове и охрана окружающей среды в регионе. Развиваются вследствие политического примирения с НАТО и двусторонние военные контакты. Обе страны регулярно посещают как высокопоставленные делегации министерств обороны, так и представители военных округов, российского Северного флота и норвежских ВМС. Норвегия оказала помощь при проведении спасательной операции погибшего «Курска»…
     По мнению российских дипломатов, спорные вопросы рано или поздно будут урегулированы. Отношения между Россией и Норвегией стали настолько «зрелыми», а международные условия настолько меняются, что решение конфликтных аспектов – лишь вопрос времени. И, несомненно, важную роль в этом призван сыграть нынешний визит в Норвегию Президента России Владимира Путина. В ходе визита планируется подписание нескольких межправительственных соглашений, в частности о пограничном сотрудничестве, о сотрудничестве в борьбе с экономическими преступлениями. Ожидается, что будет подписана также и политическая декларация, фиксирующая общие и единые позиции Москвы и Осло по целому ряду актуальных международных проблем и некоторым вопросам двусторонних отношений, а кроме того, и определяющая ориентиры их развития.
     Надо сказать, что этот визит по-своему уникален с дипломатической точки зрения – у него не определен статус: государственный, официальный или рабочий. Изначально планировавшийся как государственный, по просьбе российской стороны и лично Владимира Путина, связанной с трагическими событиями в Москве, Осло согласился на минимум торжеств и почестей, обязательных для государственного или даже официального визита. Но по количеству и качеству планируемых к подписанию документов визит этот, по мнению как российской, так и норвежской стороны, «очень мощный».
     Как считает МИД России, отношения России и Норвегии находятся на подъеме. Контакты на высшем уровне происходят практически каждый год, что подчеркивает качественный уровень двусторонних отношений (в марте 1996 года с государственным визитом Норвегию посетил тогдашний Президент России Борис Ельцин, в мае 1998 года Россия принимала ответный визит короля Норвегии Харольда V, регулярно проходят и визиты премьер-министров двух стран). Растет торговля (товарооборот двух стран составляет около 1,2 млрд. долларов США), хотя она, по мнению российских дипломатов, и имеет пока крен в сторону поставок сырья, ширится приграничное сотрудничество, по многим международным вопросам, в том числе и по ситуации вокруг Ирака: любые силовые действия - только после принятия соответствующей резолюции СБ ООН, позиции Москвы и Осло весьма близки или совпадают. Поэтому Россия видит в Норвегии перспективного партнера.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker