на главную страницу

14 Ноября 2002 года

Наш комментарий

Четверг

Грабли европейского двуличия

Вадим МАРКУШИН.



     Саммит Россия - Евросоюз, только что состоявшийся в Брюсселе, оставил довольно противоречивое впечатление. На общем фоне позитивного движения к взаимопониманию и более активному сотрудничеству досадными штрихами выглядят проявления европейской легкомысленности по отношению к чеченской составной международного терроризма. Кажется, что даже трагедия на Дубровке не произвела в общественном сознании Старого Света заметного сдвига, и многие СМИ, его выражающие, продолжают нести какую-то околесицу насчет «геноцида» в Чечне и «преступного молчания» по сему поводу государственных лидеров ЕС. Эти разговоры являются не чем иным, как форменным пиаром в пользу тех, кто нынче оказывает моральную (и не только моральную) поддержку воинствующему чеченскому сепаратизму. Мгновенно улавливая эти настроения блаженных правозащитников, чеченские диаспоры в столицах ЕС, вместо того чтобы быть в известной ситуации тише воды, ниже травы, выходят на улицы в момент саммита Россия - Евросоюз и требуют «справедливости».
     Спрашивается, какой? Может быть, предоставления полной независимости Чечне и прощения всех прошлых грехов бандитам? Так подобный великодушный жест Москва уже делала в середине 90-х годов. Президент России Владимир Путин вновь напомнил об этом европейской аудитории на итоговой пресс-конференции в Брюсселе. «Никто не может упрекать Москву, что она подавляла свободу в Чечне», - заявил российский лидер, отметив, что в 1995 году Россия де-факто предоставила Чечне независимость и что четыре года спустя страна «получила нападение на Дагестан», нацеленное на отторжение новых российских территорий для создания так называемого «халифата». В этой связи глава государства напомнил, что проблемы Чечни - «это сложный конгломерат проблем, рожденных сепаратистскими настроениями в республике». По его словам, «этот сепаратизм был видоизменен, началось вмешательство международных террористов и радикалов, которые буквально в течение нескольких месяцев подобрали власть, которая валялась на земле».
     В принципе уже многие авторитетные европейские политические деятели сейчас считают чеченских сепаратистов отрядом международного терроризма. В частности, это признал генсек НАТО Джордж Робертсон: «Становится все яснее, что на территории Чечни активно действуют террористы, готовят международных террористов». Он подчеркнул при этом, что долгосрочное решение сложившейся в Чечне ситуации может быть достигнуто не только политическими, но и военными способами. В этой связи он напомнил, что альянс «всегда поддерживал право России бороться с нарушением законности на своей территории». «Беспощадная тактика, использованная террористами в Москве, подчеркнула серьезность этой ситуации», - сказал Робертсон.
     Вроде бы все ясно, демонстрируется совершенно очевидное совпадение точек зрения на природу чеченского сепаратизма-терроризма. Тем не менее действительность пока далека от настоящего единодушия, которое могло бы обеспечить мощный совместный европейский антитеррористический фронт. Европа продолжает исповедовать классически безупречное лицемерие, которое еще Салтыков-Щедрин, помнится, ставил необыкновенно высоко. Проявляясь в разных формах, в том числе и в так называемой политкорректности, лицемерие европейских политических кругов отточено временем и обстоятельствами. Надо признать, что многими своими достижениями в части поступательного прироста материального благосостояния коренные европейцы обязаны именно лицемерию. Однако ему же, лицемерию, они «обязаны» и самыми страшными историческими падениями - такими, как мюнхенский сговор.
     Иначе говоря, в ряде случаев наши вечные соседи оказывались жертвами собственной чрезмерной хитрости. При всем нашем глубочайшем уважении к колыбели цивилизации мы и сегодня должны заметить, что политические манеры определенной части европейского бомонда грозят обернуться против интересов самой Европы, ударить по ней черенком пресловутых грабель.
     Кому-то, видимо, представляется, что Москва сама хитрит и лицемерит, запугивая международное сообщество не столь уж страшной чеченской угрозой. Что она просто не хочет признать ошибочность своей кавказской политики. Но тогда где умудренные опытом европейские аналитические умы? В каких умных журналах французскому, датскому, норвежскому обывателю прочитать их проникновенные обобщения? Куда они смотрят, как трактуют наличие тысяч рабов в чеченских подвалах, на какие выводы наводят их отрубленные головы заложников?
     Получается так, что умудренной Европе нужны какие-то более веские доказательства, что она непременно на своей шкуре и по полной программе хотела бы попробовать сугубо чеченского терроризма. Странно, что европейские гражданские общества до сих пор не поняли, что кавказские радикалы ставят предельно масштабную цель - всемирный халифат, который в качестве врагов определит все цивилизованные государства, в том числе США. Опять же процитируем Владимира Путина, который на упомянутой пресс-конференции перечислил целый ряд категорий населения планеты, подпадающих под угрозу со стороны террористов в случае осуществления ими своих планов. «Если мы дадим хотя бы один шанс людям, которые захватывают мирных граждан, завтра мы получим теракты не только в Москве, Нью-Йорке, Вашингтоне и на Бали, но и в очень многих странах мира», - подчеркнул он. «Или мы будем одинаково трактовать эти действия, или мы столкнемся с проблемой», - предупредил российский лидер.
     И еще очень важный момент, на который указал Владимир Путин. Москва не против политического процесса. Однако она предлагает отделить политику от проблемы терроризма. Те, кто хочет мира в Чечне, сказал президент, «имеют право принять участие в процессе урегулирования». И он привел пример нынешнего главы Чечни Ахмата Кадырова, который в первую чеченскую кампанию воевал против федеральных сил.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker