на главную страницу

15 Ноября 2002 года

Армия и общество

Пятница

СПЕЦКОР ПЕРЕДНЕГО КРАЯ

Аркадий Пинчук, «Красная звезда».



Из очередной командировки в Чечню Сергей Гуляев вернулся непривычно усталым. Вроде бы понять это несложно: работа военного спецкорреспондента ИТАР-ТАСС в зоне постоянной опасности, рейды в горы с разведчиками, вылеты в места боестолкновений, выходы с инженерной разведкой, неустроенный быт, бутербродное питание и необходимость ежедневно готовить по нескольку информаций…
Однако же я не раз встречал его и после более трудных и длительных командировок, но тогда, переполненный новыми впечатлениями, он не выглядел усталым, с азартом рассказывал о событиях, в которых принимал участие, о людях, с кем свела судьба. При этом его глаза излучали энергию веры, оптимизм, а иногда и восторг. Афганистан, Чернобыль, Чечня... Событий его биографии хватило бы, наверное, на пятерых «нормальных» людей.

     В начале 1980-х на сцене Львовского русского драматического театра состоялась премьера спектакля по моей пьесе «Честь имею» – она посвящалась курсантам военных училищ. На обсуждении постановки я и разговорился с Сергеем, который тогда готовился к выпускным экзаменам на факультете журналистики Львовского ВВПУ. Спросил, куда собирается после училища, и он ответил, что хочет в Прибалтийский округ, а отправят, наверное, в ТуркВО: «Ну да там тоже интересно - Афган рядом».
     Год спустя приехавший из Афганистана комбат автомобильного батальона передал мне привет от Гуляева. Это был 1984 год, время самых тяжелых боев в Пандшерском ущелье, самых больших потерь за все годы Афганистана. Автомобильные подразделения, которые сопровождал лейтенант в качестве старшего колонны, подвергались нападениям, обстрелам, подрывались на минах.
     - Парень отчаянный, не отказался ни от одного рейса, не уклонился ни от одного боя. И раненых вытаскивал, и потом эвакуировал их, прорываясь через «зеленку» в Кандагаре одной машиной. Хотя это и не его, казалось бы, дело! - посетовал комбат.
     Картину дополнили очерки и корреспонденции Гуляева, привезенные комбатом. В его рассказах люди жили: действовали, любили, воевали и побеждали… И умирали, достреляв последний магазин. Еще тогда, до очередной встречи с Сергеем, подумалось, что на этом материале он смог бы сделать книгу о событиях спрятанной от советского общества войны. Литература об Афганистане исчерпывалась романом Александра Проханова «Дерево в центре Кабула», повестью Николая Иванова «Гроза над Гиндукушем» и публицистикой приезжавших ненадолго корреспондентов.
     В июне 1986 года грянула чернобыльская трагедия, вся страна с напряжением всматривалась в экраны телевизоров, читала скупые строки сообщений из новой «горячей точки». Части и подразделения ЛВО принимали участие в ликвидации последствий аварии. Сергей Гуляев, ставший к тому времени корреспондентом окружной газеты, сменил на журналистском посту в тридцатикилометровой зоне отчуждения своего старшего товарища и друга подполковника Владислава Виноградова.
     Вместе с ним Гуляев написал книгу «Солдаты Чернобыля», которую удостоили премии Союза журналистов. Потом у Сергея было еще несколько командировок в Чернобыль - вылазки на крышу третьего реактора, в коридоры технологических помещений станции, поездки в опустевшую Припять и в заброшенные деревни, где вели дезактивационные работы воины. После этого начались проблемы со здоровьем. Тайны, к которым приобщился он в Чернобыле, аукнулись спустя несколько лет инвалидностью, систематическим лечением в специализированной клинике ВМА.
     Очерки о солдатах Чернобыля чередовались с афганскими записками. Спустя несколько лет после возвращения из Афгана, это уже был совсем иной взгляд - осмысленный, зрелый, серьезный. Приятным сюрпризом оказалась для меня его повесть «Ваш Блажков». Построенная на автобиографическом материале афганских событий, где было достаточно и крови, и боли, повесть тем не менее была по сути светлой и оптимистичной - во многом отражая суть и характер автора. Очерки и рассказы о боевых товарищах-«афганцах» трогали своей душевной теплотой и вместе с тем глубочайшей трагедийностью сюжета. Вслед за первой афганской книгой вышла еще одна…
     Не прошли мимо его биографии и трагические события 1991 года. Тогда он побывал в Прибалтике - в командировке в Вильнюсском ОМОНе, где судьба свела его с командиром Рижского ОМОНа Чеславом Млынником, с которым он дружит до сих пор. Общение с мужественными и сильными людьми, подвергшимися преследованию оголтелых националистов, определяло и поведение Сергея Гуляева. Некоторое время он даже скрывал у себя дома Чеслава и его ребят, выступал с публицистикой в их защиту.
     Люди, знающие Сергея, не удивились, когда в один из дней он появился в некогда популярной программе «600 секунд». Среди главных тем его выпусков - защита армии, которую в это время оплевывали со всех сторон. Позиция Сергея вызывала яростное сопротивление разномастных радикалов, он им платил тем же.
     Впрочем, в 1993 году программу «600 секунд» закрыли, и майору Гуляеву предложили дослужить до пенсии где-нибудь в Забайкалье. А Сергей написал рапорт об увольнении…
     Два последних года Сергей Гуляев – специальный корреспондент ИТАР-ТАСС. Специализация - командировки в Чечню. Первую поездку он «залегендировал» под командировку на выборы в Нарьян-Мар и два месяца кормил всю семью байками про Крайний Север. Жена ждала ребенка, он не мог ее волновать. Из первой поездки на войну он привез целую сумку дневниковых записей, десятки кассет видеосъемки.
     – Ты отчетливо понимаешь, что привез из командировки? – спросил я, познакомившись по диагонали с его дневниками и заметками из чеченской командировки. - Это же уникальный документ!
     - Большое видится на расстоянии, надо все осмыслить, - отговорился Сергей. – Это, по-моему, тот случай, когда нужно все дочерпнуть до самого донышка. Одной командировки для этого мало.
     Спустя некоторое время позвонил ему домой. Трубку взяла старшая дочь, пятилетняя Настя:
     - Папа уехал в командировку на чеченскую войну. Обещал вернуться через два месяца…
     Он вышел из поезда, тяжело нагруженный сумками, телевизионной аппаратурой. В камуфляже, небритый, с непокрытой головой. В машине разговорились. Заметил ему:
     - Впервые вижу такую усталость в твоих глазах.
     - После этой командировки можно садиться за книгу. Эта поездка многое дополнила. Отсюда иногда кажется, что в Чечне уже нет никакой войны. Но там только и живут - болью, а здесь жизнь совсем другая… Так что сейчас я пару дней отдохну - и сажусь за работу.
     От редакции. Когда этот материал был подготовлен к публикации, в Санкт-Петербурге вышла из печати книга Сергея Гуляева «Театр военных действий» - чеченский репортаж. Первые отклики свидетельствуют о большой творческой удаче автора.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker